Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный мир в условиях
экономического кризиса, наполнен увеличением количества разводов, снижением
качества образования, повсеместными стрессами и прочими результатами цивилизации.
Эти негативные факторы истощают людей физически, эмоционально и духовно, поэтому
им все труднее уделять должное внимание воспитанию детей. Именно дети наиболее
уязвимы и больше всего нуждающиеся в поддержке, внимании и любви со стороны
близких людей – их родителей, именно дети тяжелее всего переносят сложившуюся
ситуацию.
В определенные исторические периоды, в различных культурах, разными авторами
вопрос о смысле и значении семейной педагогики рассматривался по своему. Роль
родителей в образовании детей становилась предметом постоянных споров. С давних
времен и по наши дни одни авторы говорят о важности родительского воспитания, другие
отрицают его. Однако, всегда среди основных участников образовательного процесса
вместе с учителями и школой стояла семья.
1. Отношение к семейному воспитанию античных философов (Демокрита, Платона,
Аристотеля) и христианских богословов Василия Великого, Иоанна Злотоуста.
В античные времена отношение к семейному воспитанию подрастающего поколения
носило не однозначный характер.
Так, философ Демокрит (460-370 гг. до н. э.) придавал большое значение воспитанию и
полагал, что оно способствует формированию трех умений: хорошо мыслить, хорошо
говорить и хорошо делать.
Демокрит считал, что родители непременно должны посвятить себя воспитанию детей. Он
не понимал родителей, не вкладывающих средств в обучение детей и обрекавших их тем
самым на невежество.
Процесс воспитания и обучения он считал тяжелым, но благодарным трудом,
позволяющим преобразовать природу человека в личность. При этом, Демокрит настаивал
на том, что главное не число полученных знаний, а воспитание интеллекта ребенка.
2
Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит все же допускал элементы
принуждения в отношении учащихся.
Однако, Демокрит рекомендовал достигать положительных результатов в педагогическом
процессе не одним принуждением. Он предлагал формировать желание у обучаемого
постигать новое, неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.
Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл известный философ
Платон (427-347 гг. до н. э.). Он предложил широкую программу воспитания и обозначил
связи между воспитанием и общественным устройством.
2. И.Г. Песталоцци о любви во взаимоотношениях родителей и детей. Мать – первый
воспитатель ребенка.
Рассматривая вопросы семейных взаимоотношений и микроклимата в семье, а в частности
коммуникаций дети – родители, Песталоцци И.Г. (выдающийся швейцарский педагог)
считал, что первый и самый эффективный воспитатель для ребенка его мать. Она лучше
всех может понять, что чувствует ее дитя, на что он способен и чего хочет. Зная его
особенности, мать способна правильно, в соответствии с его природными данными,
воспитывать ребенка с младенчества.
Песталоцци И.Г. сформулировал задачи и содержание раннего воспитания, составил
методику первоначального воспитания в семье. Песталоцци И.Г. утверждал, что именно
мать должна с раннего детского возраста развивать физические способности ребенка,
прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, пробуждать его
интерес к знаниям. Он считал, что основная направленность семейного воспитания
заключается в гармоническом развитии всех природных данных ребёнка.
Песталоцци И.Г., понимая важность семейного воспитания, разработал специальное
пособие «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей
наблюдать и говорить». В этой книге он разьяснил, как с помощью специальных
упражнений мать может научить дитя показывать и называть части тела, их количество,
свойства, функции и т.д., а затем перейти к ознакомлению ребенка с предметами, которые
его окружают дома, в природе, в обществе.
3. П.Ф. Каптерев о воспитании детей в семье
В своих взглядах на воспитание П.Ф. Каптерев придерживался мнения, что воспитание
детей в семье является отдельной средой имеющей свои особенности и результат. Он
высоко ценил семейное воспитание и считал, что оно имеет самостоятельное значение.
П.Ф. Каптерев отрицал идеи о том, что семейное воспитание лишь стартовый,
промежуточный этап подготовки малышей к более взросло, школьной жизни и что его
предназначение только в помощи прохождения школьных уроков.
Главной задачей родителей и учителей Каптерева П.Ф. считал подготовку детей к
формированию собственных убеждений и возможности реализации их в соответствии с
общечеловеческими интересами и идеалами. Каптерев П.Ф. считал, что способность
формировать убеждения представляется основным делом в воспитании личности. По его
мнению, у детей должна быть сфера деятельности, принадлежащая только им, «чтобы они
были хозяевами в своем детском мирке».
4. В.А. Сухомлинский об особенностях воспитания в семье в работе «Родительская
педагогика».
По мнению Сухомлинского В.А. семья — это первичная среда, где ребенок должен
учиться делать добрые дела. В свое время он разработал и внедрил концепцию сближения
семьи и школы. Он утверждал, что педагогическая ответственность за воспитание ребенка
должна в большей степени лежать на родителях.
Труды В.А. Сухомлинского преимущественно посвящены семейному воспитанию. Их
основная мысль заключается в том, что ребёнок представляет собой воплощение его
родителей. Основная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях и на их
взаимоотношениях.
3
Основная функция семьи это естественно порождающая, которая накладывает на
родителей огромную ответственность. Отсюда выделяются следующие функции:
воспитательная, бытовая, защитная.
Заключение
Подвоя итог выше изложенному, можно сформулировать следующие рекомендации
родителям в виде памятки. Родителям НУЖНО:
- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был
уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем
личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного
развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014. С.17.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М.: Аргументы и
факты, 1993. 608 с.
3. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический
феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник Северо-Осетинского
государственного университета. 2014. С. 42.
4.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс, 2016. 256 c.
5. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика М.: Academia, 2015. 336 c.
6. Варенова, Т. В. Краткая история педагогики. М.: Асар, 2013. 256 c.
7. Варга А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие
личности ребенка //Детский психолог. 2011. С. 35.
8. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию// Вестник
РГГУ. 2010.С 44.
9. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики М.: Учпедгиз, 2014. 472 c.
10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца XX века 3-е изд. М.: Сфера, 2017. 496 c.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2012. 483
с.
12. Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Семейный уклад в социально-психологическом аспекте//
Современные проблемы образования. № 4. 2011. С. 10.
12. Константинов, Н. А. История педагогики. М.: Просвещение, 2016. 446 c.
13. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли).
М.: Гардарики, 2017. 603 c.
14. Монро, П. История педагогики. Часть 2. Новое время. М.: Т-ва Миръ, 2014. 372 c.
15. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр
«Академия», 2006. 432 с.
16. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка//
Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология
развития. 2013. С. 21.
17. Омарова П.О., Гасанова З.З. Семья как институт социализации и воспитания //
Сибирский педагогический журнал. 2010. С.7.
4
18. Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его
формирование// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки.
2013. С. 51.
19. Смирнов, В. И. Общая педагогика. М.: Логос, 2016. 304 c.
20. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования. М.: Изд-во Центр «Академия», 2002. 192с.
21. Харламов, И. Ф. Педагогика. М.: Вышэйшая школа, 2017. 272 c.
22. Шимин Н.Д., Метельская К.С. О ценности современной семьи // Новые идеи в
философии. 2014. с. 72.