Фрагмент для ознакомления
2
Ведение
Несмотря на то что со времен последней мировой войны прошло уже несколько десятилетий, гонка вооружений между государствами продолжается. Страны мира продолжают создавать все новые и новые боевые единицы, такие как танки, корабли и, конечно же, самолеты. В сфере летной техники прогресс движется быстрыми темпами, и об этом можно сказать хотя бы на основании того, что среди летательных аппаратов наступает уже 5 поколение. Самолеты прошли уже через четыре поколения, и четвертое на данный момент является наиболее распространенным.
Однако, естественно, время идет, поэтому постепенно люди обращаются к новым технологиям.
Четвертое поколение самолетов появилось в шестидесятые годы прошлого века, а уже спустя десять лет начались разговоры о том, какими будут истребители пятого поколения. Учитывая то, насколько сложно разработать новые технологии в подобной сфере, нет ничего удивительного в том, что такие разговоры начались практически сразу же после появления четвертого поколения истребителей. Первый истребитель 5 поколения появился в 2001 году – им стал американский F-22 Raptor.
С тех пор полноценных истребителей пятого поколения пока что выпущено не было, однако стоит отметить, что работы ведутся во многих странах, а в четырех уже имеются модели, которые, как было сказано выше, проходят летные испытания. Этими странами являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Япония и Китай, причем у Китая готовится к массовому запуску сразу два самолета.
Различий между 4м и 5м поколением исстребителей существует огромное количество.
Во-первых, самолеты нового поколения будут гораздо менее заметными на радарах. Достигается это самыми различными путями, в том числе с помощью пассивной передачи информации бортовых датчиков.
Во-вторых, они будут отличаться широчайшей функциональностью. Это означает, что новые самолеты смогут эффективно вести бой с целями по всем направлениям: в воздухе, на земле и на воде.
В-третьих, этим самолетам станет доступен полет на сверхзвуковых скоростях, но при этом форсаж использоваться не будет.
В-четвертых, они будут отличаться повышенной маневренностью. Есть еще ряд других преимуществ, среди которых способность совершать всеракурсный обстрел выбранных целей при ведении ближнего воздушного боя, автоматизация управления бортовыми системами, повышенная боевая автономность и многое другое.
1. 4 поколение истребителей.
Машины этого поколения изготовлялись с 1975 по 2010 год. Особенности поколения:
Статическая неустойчивость.
Турбореактивные двигатели с низкой степенью двухконтурности системы.
Авионика нового типа.
Вооружение управляемого типа.
Основные представители поколения: Сааб Дж-39, Су-27, «Еврофайтер Тайфун», МиГ-29, Ф-15 Игл, и «Ф-16 Файтинг».
Истребители поколения 4+ и 4++.
Так принято называть самолёты 4 поколения, модернизация или дальнейшее развитие которых приближает их характеристики и эффективность к истребителям пятого поколения (4+), либо удовлетворяющие большинству, за исключением малозаметности, требований к истребителям пятого поколения (4++).
Для этих самолётов характерны:
Высокая маневренность или сверхманевренность
Радары с фазированной антенной решеткой, пассивной или активной
Сниженная стоимость эксплуатации
Многофункциональность
Стеклянная кабина
Сниженная ЭПР благодаря использованию радиопоглощающих материалов и покрытий
Возможность полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа (только Су-35С, Rafale, Eurofighter Typhoon с минимальным числом внешних подвесок)
Применение отклоняемого вектора тяги двигателя
Аэродинамическая схема «Утка»
К поколению 4+ и 4++ относятся:
В авиации СНГ
• Су-30
• Су-33УБ
• Су-34
• Су-27СМ2
• Су-27М
• Су-35С
• Су-37
• МиГ-31БМ
• МиГ-35
В авиации США
• Boeing F/A-18E/F Super Hornet
• McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle
• Boeing F-15SE Silent Eagle
В авиации других стран
• Eurofighter Typhoon
• Dassault Rafale
• Saab JAS 39 Gripen
• J-10B
• FMA SAIA 90.
2. 5е поколение исстребителей. СУ-57: характеристики и история создания
Истребители данного поколения начали появляться в конце XX века, это качественно другие аппараты. Основные особенности конструкции истребителей пятого поколения:
Технология типа «Стелс», все вооружение размещено в середине фюзеляжа аппарата.
Основные представители поколения: ПАК ФА, «Ф-22 Рэптор», J-20 и «Ф-35 Лайтнинг».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гордон, Ефим Новое поколение "двадцать седьмых", или Семейство "тридцатых" / Ефим Гордон. - М.: Полигон-пресс, 2012. - 128 c.
2. Джексон, Роберт Самолеты. Иллюстрированная история: моногр. / Роберт Джексон , Джим Винчестер. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, Кладезь, 2014. - 352 c.
3. Заблотский, Александр Морской разведчик МБР-2. "Летающая чайка" Бериева / Александр Заблотский , Андрей Сальников. - М.: Яуза, Эксмо, 2015. - 340 c.
4. Марковский, Виктор Истребитель-бомбардировщик Су-17. Убийца "духов" / Виктор Марковский , Игорь Приходченко. - М.: Эксмо, Яуза, 2013. - 176 c.
5. Современная военная авиация. - М.: Русич, 2013. - 128 c.
6. Харук, А.И. ВВС XXI века. Цветное коллекционное издание / А.И. Харук. - М.: Эксмо, 2013. - 358 c.
7. Якубович, Николай Истребитель МиГ-21. "Русский дух" против "Фантомов", "Миражей" и "Громовержцев" / Николай Якубович. - М.: Яуза, Эксмо, 2012. - 112 c.