Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В мировой литературе проблема отбора в спорте освещается достаточно широко,
имеется большое количество экспериментальных данных, определяющих
различные аспекты проблемы отбора в разных видах спорта. Вместе с тем,
проблемы отбора и критерии оценки остаются центральной проблемой детскоюношеского спорта, поскольку отбор является обязательной составной частью
подготовки спортивного резерва [1, 2].
В настоящее время актуальна не только дальнейшая экспериментальная
разработка различных сторон отбора и спортивной ориентации, но и имеется
необходимость проведения теоретического анализа и обобщения данных
большого числа исследований, формировании научно обоснованных программ
отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки [1].
Факторы, определяющие высокие спортивные достижения в легкой атлетике
3
Многие ведущие специалисты в области спорта в настоящее время процессу
отбора детей для начальной подготовки придают научную обоснованность. В
легкоатлетических видах сам процесс отбора нельзя рассматривать отдельно от
прогнозирования и моделирования имеющихся у спортсмена задатков. Это
требование основывается на необходимости установления возможностей для
обучения человека и развития его способностей, а также создание модели, к
которой следует стремиться, определение факторов, обусловливающих
перспективность конкретного спортсмена [2].
Актуальной является проблема возраста, в котором ребенка следует привлекать
к начальным занятиям в детской спортивной школе. По этому вопросу
специалистами до сих пор не достигнуто единое мнение. Анализируя
многолетнюю динамику спортивных результатов, показанных сильнейшими
спринтерами, можно видеть, что большинство из них начали тренироваться и
принимать участие в соревновательной деятельности в возрасте 14-15 лет. При
этом спортсмены показывали высокий уровень первоначальных результатов, в
среднем составляющий 11,64 сек [2].
Оценка морфологических показателей и двигательных способностей
спортсменов в легкой атлетике на разных этапах спортивного отбора
Организация отбора перспективных спортсменов предусматривает его
многоэтапность, которая приурочивается к этапам многолетней тренировки. На
первом этапе начальной подготовки (в возрасте 10-11 лет и моложе), проводится
общая ориентация детей школьного возраста, которая основана на результатах
педагогического динамического наблюдения и тестирования. Только процесс
занятий позволяет выявить склонности детей и подростков. Основная задача на
данном этапе состоит в том, чтобы заинтересовать, приобщить их к занятиям
спортом [1, 3].
Второй этап (в возрасте 12-13 лет) отводится отбору в учебно-тренировочные
группы. Методы и технология отбора те же, что и на предыдущем этапе, однако
расширяются их значимость и объем.
4
Ведущее значение на этом этапе приобретают морально-волевые, «бойцовские»
качества, которые характеризуют способность спортсмена в сложной
соревновательной обстановке показывать высокие и устойчивые результаты.
Учитывается уровень мотивации, дисциплина и трудолюбие, темпы увеличения
показателей основных качеств и результатов, способность адекватно
реагировать на высокую тренировочную и соревновательную нагрузку;
способность быстро восстанавливать силы [3, 6].
Диагностика спортивной одаренности в легкой атлетике
Известно, что первым и очень важным звеном подготовки будущего спортсмена
высокого класса является детская спортивная школа (ДЮСШ).
С целью выявления предрасположенности подростка к занятиям определенным
видом легкой атлетики оценивается его соматотип (телосложение), который
часто обусловливает функциональные и психические особенности [4, 5].
Многочисленными исследованиями показано, что при отборе детей в учебнотренировочные группы необходимо ориентироваться на показатели роста. При
отборе в группы спортивного совершенствования для юных спортсменов 16-17
лет весо-ростовые данные могут быть довольно информативными [4, 5].
Для оценки спортивной одаренности проводятся антропометрические
обследования, медико-биологические исследования, контрольные испытания
(тесты), педагогические наблюдения, психологические и социологические
обследования.
Заключение
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание легкоатлетов высокого
класса является сложным процессом, качество которого определяют целый ряд
факторов. Один из важнейших факторов – научно обоснованный отбор
одаренных детей, подростков, юношей и девушек, их спортивная ориентация.
Для осуществления спортивной деятельности человеку необходимы
определенные интеллектуальные, психические, анатомо-физиологические и
двигательные качества и свойства [3, 6].
5
Практика показывает, что на начальных этапах спортивной тренировки не всегда
удается отобрать соответствующий конкретному виду легкой атлетики
контингент спортсменов. Это определяет проведение в спортивных школах
большого по количеству и длительного по времени отсева учащихся,
обусловленного отсутствием роста их индивидуальных результатов [1, 2, 4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное
совершенствование / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия. 2002 – 378 с.
2. Жилкин, А.Н. Легкая атлетика / А.Н. Жилкин. – М. : Академия, 2003. – 464
с.
3. Зеличенок В.Б., Легкая атлетика: критерии отбора \ Зеличенок В.Б.,
Никитушкин В.Б., Губа В.П. – М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с.
4. Селуянов, В.Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте /
Селуянов В.Н., Шестаков М.П. – М.: СпортакадемПресс. 2000 – 111 с.
5. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография /
Сергиенко Л.П. – М.: Советский спорт, 2013. – 1048 с.
6. Фатьянов И.А., Чёмов В.В., Барабанкина Е.Ю. Проблема отбора
перспективных спортсменов для занятий легкой атлетикой на начальных этапах
многолетней подготовки // Физическое воспитание и спортивная тренировка №
4 (18) – 2016