Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На внутриутробный период приходится 70% развития мозга ребенка, 15% — на период младенчества
и ещё 15% — на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после
рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически
полностью зависят от питания мамы.
У человеческого зародыша мозг начинает формироваться из эмбриональной ткани эктодермы. Уже
на 16-й день внутриутробного развития можно различить так называемую нейрональную пластинку,
которая в течение следующих нескольких дней образует желоб, верхние края которого срастаются и
образуют трубку. Этот процесс является результатом сложной координированной работы целого
ряда генов и зависит от наличия определенных сигнальных веществ, в частности, фолиевой кислоты.
Недостаток этого витамина во время беременности приводит к незакрытию нервной трубки, что
приводит к тяжелым аномалиям в развитии детского мозга.
Когда нервная трубка закрылась, на ее переднем конце формируются три основных региона мозга:
передний, средний и задний. На седьмой неделе развития эти регионы делятся еще раз, и этот
процесс называется энцефализацией. Этот процесс является формальным началом развития
собственно головного мозга. Скорость роста мозга плода поражает: ежеминутно формируется 250
000 новых нейронов! Миллионы связей образуются между ними! Каждая клетка занимает свое
определенное место, каждая связь аккуратно организована. Нет места для произвольности и
случайности.
1. Формирование мозга от момента оплодотворения до рождения
Малыш развивается и растет каждый час. В первом триместре, начиная с момента зачатия и до 13-й
недели, формируются основные органы: сердце, кишечник, желудок и другие. Во втором триместре,
до 27-й недели, органы созревают и приобретают более сложную структуру. Наконец, в последнем,
третьем триместре, то есть с 28-й недели и до 40-й, ребенок готовится к своему рождению. О том, что
произошло зачатие, женщина, как правило, не догадывается. Однако уже сразу после него эмбрион
начинает активно развиваться.
2
Следует четко представлять, с какого момента начинают считать беременность. Большинство
гинекологов используют в качестве точки отсчета дату завершения последнего месячного цикла
женщины. Это означает, что приблизительно 40 недель беременности начинают отсчитывать с
первого дня после последней менструации. Однако, специалисты по анатомии, в свою очередь,
говорят о беременности и развитии плода по неделям с момента оплодотворения яйцеклетки. [2;74]
В норме беременность продолжается от 38 до 42 недель. Если ребенок рождается раньше, чем через
37 недель с начала беременности, то говорят о преждевременных родах. И наоборот, если
беременность длится дольше, чем 42 недели, то говорят о запоздалых родах или хронической
продолжительной беременности. [3;55]
Оплодотворение яйцеклетки, которое происходит, когда сперматозоиды проникают в нее через
мембрану, является началом беременности. Оплодотворение происходит в Фаллопиевых трубах,
затем яйцеклетка через них попадает в маточную емкость. Такая яйцеклетка называется зиготой.
После этого зигота начинает делиться на 2, 4, 8, 16, … сегментов, и начинается процесс
формирования эмбриона, который на 6 день после оплодотворения (21 день с момента последнего
цикла) попадает в матку.
После внедрения в матку, эмбрион продолжает свое развитие, питаясь через два кровеносных
сосуда. Начинает формироваться плацента вокруг него. Кроме того, будущий ребенок постоянно
получает от матери антитела, которые защищают его от разных болезней в процессе беременности.
В конце первого месяца беременности ребенок похож на фасоль, имеющую размер 4 мм и вес
меньше одного грамма. Уже можно различить будущий позвоночник у эмбриона. В это время
начинает формироваться сердце будущего ребенка, а также:
• Начинает формироваться сердце и примитивная кровеносная система;
• Начинают проглядываться будущие руки и ноги;
• Формируется пуповина;
• Можно угадать положение будущей головы.
Вопрос о внутриутробном развитии головного мозга человека имеет огромное значение с самых
разных позиций. Прежде всего, внутриутробное развитие мозга — это важнейшая составная часть
всего процесса внутриутробного развития. Вдобавок стадия внутриутробного развития играет
ключевую роль в функционировании мозга человека на протяжении его жизни – потому что
возможные нарушения развития неминуемо скажутся в дальнейшем. Наконец, проблема
внутриутробного развития головного мозга очень важна с точки зрения вопроса о том, с какого
момента живущий в утробе матери плод можно считать полноправным человеком.
С физиологической точки зрения начало формирования головного мозга ребёнка начинается с
четвёртой недели после момента зачатия: головной отдел нервной трубки зародыша образует три
первичных мозговых пузыря – передний мозг, средний мозг и ромбовидный мозг. [1;45] Спустя
неделю ромбовидный мозг делится на конечный мозг и промежуточный мозг, наступает стадия пяти
мозговых пузырей. На момент 18 недель с момента зачатия у плода уже имеется человеческий
головной мозг, который, правда, имеет вес в среднем около 67 граммов и в дальнейшем будет
претерпевать существенное качественное и количественное (по объёму и весу) развитие. [4]
Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой
же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы и отделы
пищеварительной системы. Уже на 17-18-й день внутриутробного развития (гестации) в структуре
эмбриона выделяется слой нервных клеток – нервная пластинка, из которой впоследствии, к 27-му
3
дню гестации, образуется нервная трубка – анатомический предшественник центральной нервной
системы. Процесс образования нервной трубки называется «нейруляция». В этот период края
нервной пластинки постепенно загибаются кверху, соединяются и срастаются друг с другомОдна
«молния» застегивается от центра к головному концу эмбриона (ростральная волна нейруляции),
другая – от центра к хвостовому концу (каудальная волна нейруляции). Есть еще и третья «молния»,
обеспечивающая сращивание нижних краев нервной пластинки, которая «застегивается» по
направлению к головному концу и встречается там с первой волной. Все эти изменения происходят
очень быстро, всего за 2 недели. К моменту завершения нейруляции (31-32-е сутки гестации) еще не
все женщины даже знают о том, что у них будет ребенок. [3;85]
Заключение
Нервная система плода формируется через 13 дней после оплодотворения, на 28-й день начинается
формирование головного и спинного мозга, если закрытие нервной трубки на данном этапе не
происходит, ребенок рождается с анэнцефалией. Чтобы избежать патологии, врачи рекомендуют
принимать фолиевую кислоту (витамин В9) ещё во время планирования беременности, витамин
снижает развитие дефекта на 70%.
Интенсивный рост мозга начинается с 7 недели беременности, дополнительной поддержкой его
здорового развития станет йод. Содержание йода в организме матери зависит от производства
гормонов щитовидной железы, его дефицит приводит к нарушению умственных способностей
ребенка. Рекомендуемая норма йода в питании беременной 150-200 мкг в день.
Некоторые лекарственные препараты, химические вещества и инфекционные заболевания
отрицательно сказываются на развитии серого вещества.
На 17 неделе начинается формирование клеток отвечающих за распознавание внешних
раздражителей, таких как вкус, свет, запах, звук или прикосновение, электрические импульсы
передаются быстрее, чем раньше. Примерно на 26 неделе беременности появляются важные
нервные пути передающие импульсы от глаз, ушей, мышц и кожи к «главному центру» организма, на
его поверхности наблюдаются первые борозды. Реакция на свет и звук определяется на 25-28
неделе. Способность чувствовать температуру тела и контролировать дыхание формируется в
третьем триместре.
Мозг плода интенсивно растет и содействие в его правильном развитии никогда не повредит. Выше
упоминалось о пользе фолиевой кислоты и йода, не будут лишними и такие добавки к питанию как
омега-3, витамины группы В и железо. Железо определяет объем крови, помогает доставлять
питание к плаценте улучшая созревание мозга плода. Прежде чем принимать добавки железа,
следует убедиться, что есть его дефицит.