Фрагмент для ознакомления
2
Теоретический вопрос для второго семестра
Система моделей в маркетинговых исследованиях и ситуационном анализе
В теорию управления ситуационный подход внес большой вклад. Центральным моментом здесь является ситуация – некий набор обстоятельств, что влияют на деятельность организации. При использовании этого подхода руководители могут понять, какими приемами нужно пользоваться, чтобы достичь цели при определенной сложившейся ситуации. Точно так же, как и системный, ситуационный подход – это своеобразный способ мышления об организационных проблемах и их решениях, а не свод правил и указаний. Этот подход пытается связать воедино конкретные приемы с соответствующими им ситуациями, чтобы достигать целей компании наиболее эффективным методом. В целом, именно так можно описать этот прием в управленческой деятельности: в фирме складывается какая-то ситуация, менеджер анализирует ее, применяет методы по устранению проблем и делает работу персонала более эффективной.
К началу 60-х годов прошлого века сформировалось достаточно много научных школ управления. Каждая из них по-своему демонстрировала процесс дифференциации в сфере научных исследований проблем управления. Возможно, именно это привело к тому, что ученые стали пытаться объединить школы и направления на базе одинаковых концепций. В то время ученые пытались приостановить бурный поток научных исследований, из-за которого управленческая теория превратилась в настоящие джунгли.
В 1964 году на собрании Американской академии менеджмента была принята резолюция о создании «Единой теории управления», что могла бы объяснить все явления, с которыми может столкнуться руководитель в управленческой практике. А также согласовать различные и временами противоречивые концепции, создавая основу для применения практических советов. Единой, так называемой объединяющей теорией оказалась новая ситуационная теория управления. Ее автором стал профессор Р. Моклер (университет Сент-Джонс, Нью-Йорк).
Пускай автор и говорил, что глупо считать джунглями современную теорию управления, игнорируя при этом ситуационный подход, он не признавал его чем-то принципиально новым. Первые упоминания О ситуационном подходе к управлению упоминал еще в 1954 году П. Дракер в книге «Практика управления», там он сформировал основные черты этой теории.
Вместе с ученым и его коллегами по школе необходимость анализа ситуаций для принятия решений отстаивали и другие теоретики. Моклер полагал, что попытка рассмотреть ситуационную теорию как объединяющую концепцию является исключительно новым веянием в менеджменте. Правда, ученый утверждал, что ситуационный подход сформировался не потому, что научное сообщество решило создать единственную теорию управления, а скорее из-за необходимости переориентировать теоретические наработки в практическое русло.
Изучение действительных условий Моклер пытался объяснить причины такого отношения к управленческой теории следующим образом. Ситуации, в которых приходится действовать менеджеру, настолько разнообразны, что существующие теории не могут удовлетворить практические запросы. Иметь установленные принципы правления – это хорошо, но в жизни этого мало. Именно поэтому, сколько ни разрабатывай разнообразных теорий, менеджеры не будут на все 100% обеспечены практическим руководством к действию. Намного лучше разработать условные, ситуационные принципы, которыми можно воспользоваться при необходимости.
Разработка нового ситуационного подхода стала акцентировать внимание на исследовании реальных условий, в которых находится та или иная компания. На основании этих ситуаций должны разрабатываться специфические и уникальные организационные структуры. Ситуационный подход к управлению призывал менеджеров строить теоретические модели организации, где внешние факторы характеризовались набором контекстуальных, взаимосвязанных между собой переменных
Сторонники теории ситуационного подхода говорили, что управление должно решать три задачи:
• Создавать модель ситуации.
• Моделировать функциональные соотношения связей.
• На основе полученных данных принимать и воспроизводить решения об управлении.
Ситуационный подход в менеджменте наиболее детально был рассмотрен в работе «Организация и окружение» П. Лоуренса и Дж. Лорша. В исходном положении их теории говорилось, что априори не существует единственного способа организации, т. к. на различных этапах развития предприятий необходимо внедрять разные организационные структуры, отвечающие действительным нуждам компаний.
Такой подход подтолкнул других специалистов к разработке специфических организационных структур. Стоит отметить, что ситуационный подход в менеджменте повлиял на все школы управления. Так, появилась работа «Теория эффективности лидерства» Ф. Фидлера. Ученый пытался определить типы и ситуации группового поведения и предложить тот стиль правления, который подходил бы больше всего. Подобные исследования применял и У. Уайт.
Он хотел выявить типы поведения сотрудников и то, как на них повлияют различные методы руководства. Такие и подобные им исследования говорят о том, что ситуационный подход стал набирать популярности. Это значило, что научное сообщество отошло от стремления сформировать универсальные принципы управленческой деятельности.
Суть ситуационного подхода Об этой теории можно сказать следующее: она имеет свои «входы» и «выходы» и активно
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Галицкий, Е. Б., Галицкая, Е. Г. Маркетинговые исследования / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. – М.: Юрайт, 2012. – 544 с.
2. Геймо, Б. Методы исследования рынка / Б. Геймо, пер. В. Бирюков, С. Димитров. – М.: Гуманитарный центр, 2013. – 296 с.
3. Герасимов, Б. И., Мозгов, Н. Н. Маркетинговые исследования рынка / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. – М.: Форум, 2011. – 336 с.
4. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2011. – 496 с.
5. Котлер Ф., и др. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе / Ф. Котлер., Х Картаджайа., А. Сетиаван – М.: Эксмо, 2011.
6. Ламбен Ж.Ж., Шулинг И., Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 720 с.
7. Нуралиев, С. У., Нуралиева, Д. С. Маркетинг: учебник. / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 364 с.
8. Просветов, Г. И. Маркетинговые исследования: задачи и решения. учеб.- метод. пособие. / Г. И. Просветов. – М. : Альфа-Пресс, 2013. – 240 с.
9. Ревенко, Л. С., Крюков, А.Е. Конъюнктурные исследования мировых товарных рынков / Л. С. Ревенко, А. Е. Крюков. – М.: МГИМО-Университет, 2010. – 154 с.
10. Роберт, Дж. К. Партизанские маркетинговые исследования/ Дж. К. Роберт, пер. Рябинина Ю. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
11. Рут Макнейл. Маркетинговые исследования в сфере В2В. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 432 с.
12.Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования / Д. В. Тюрин. – М.: Юрайт, 2013. – 352 с.
13. Родионова Н.В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль 1 [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент»/ Родионова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52061.— ЭБС «IPRbooks»
14. Правовое регулирование рекламной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Н.Д. Эриашвили [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34497.— ЭБС «IPRbooks»
15.Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Мазилкина Е.И.— Р.: Феникс, 2012. 197— c.
16.Бердышев С.Н. Информационный маркетинг: учебное пособие / Бердышев С.Н.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2012. 216— c.
17.Коротков А.В. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Коротков А.В.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 304— c.
18.Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е.— М.: Дашков и К, 2015. 296— c.
19.Скляр Е.Н. Маркетинговые исследования: практикум / Скляр Е.Н., Авдеенко Г.И., Алексунин В.А.— М.: Дашков и К, 2014. 215— c.
20.Алексунин В.А. Маркетинговые коммуникации: практикум / Алексунин В.А., Дубаневич Е.В., Скляр Е.Н.— М.: Дашков и К, 2014. 194— c.
21.Есикова И.В. Подготовка и успешное проведение рекламных кампаний. 2-е изд.: практическое пособие / Есикова И.В.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2012. 124— c.
22.Мельникова Н.А. Медиапланирование. Стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний: практическое пособие / Мельникова Н.А.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2012. 180— c.
23.Маренко В.А. Информационно-аналитические методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Маренко В.А., Лучко О.Н.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2013. 130— c.
24.Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. Информация, анализ, прогноз: учебное пособие / Беляевский И.К.— М.: Финансы и статистика, 2014. 320— c.