Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значимость исследования и анализа всех аспектов конкуренции на товарных
рынках как в Российской Федерации, так и в глобальных интеграционных
экономических объединениях в настоящий момент подтверждается
усилением внимания со стороны не только регуляторных органов,
курирующих данные вопросы, но и со стороны бизнес сообщества. Особое
внимание уделяется вопросам возможных методов анализа в оценке
конкуренции, и на этапе определения и пресечения действий
доминирующего характера, и со стороны возможности выхода на товарный
рынок новых хозяйствующих субъектов.
1. Барьеры входа в отрасль. Стратегические и нестратегические барьеры
входа
Барьерами для входа на рынок являются факторы объективного и
субъективного характера, с помощью которых новым производствам сложно,
3
а иногда и не представляется возможным, открыть свое дело в определенном
рынке.
С помощью барьеров компании, находящиеся на рынке, в состоянии
практически полностью исключить фактор конкуренции, из-за чего отрасль
станет территорией несовершенной конкуренции.
Дж. Бэйн сформировал классификацию теорий организации
промышленности по уровню эффективности барьеров входа, он вывел 4 вида
рынков:
1. Свободный вход – находящиеся на рынке производства не имеют
преимуществ по отношению к возможным конкурентам; существует полная
мобильность ресурсов; цены на рынке устанавливаются на уровне
предельных издержек.
2. Неэффективные барьеры – компании, работающие на рынке, в
состоянии самостоятельно препятствовать входу в отрасль фирмаутсайдеров. При этом подобная политика не будет стоять на первом месте,
проигрывая политике получения прибыли.
3. Эффективные барьеры – есть возможность мешать входу новым
компаниям, а также поддерживается предпочтение к такому роду политики
для компаний, находящихся на рыночной отрасли.
4. Блокированный вход – попадание в отрасль, на всех уровнях,
блокируется находящимся там предприятиями[5].
Виды барьеров для входа на рыночную отрасль.
Вертикальная интеграция.
Данный метод предполагает, что компания, работающая на определенном
рынке, имеет производство ранних или поздних стадий производственного
процесса. В пример можно привести фирму производящею автомобили и
имеющею сталелитейный завод, который поставляет ей сталь (ранние
производство). Или нефтеперерабатывающие производство имеет сеть
бензоколонок (позднее производство). Подобный метод обеспечивает
компании большой рыночной властью. Так же она в состоянии снижать цены
4
на продукт, что будет сильным оружием против конкурентов. Из этого
вытекает, что чем больше производство главного продукта, тем больше
преимущества вертикальной интеграции.
Так же создаются новые барьеры, так как если на рынке обосновался лидер
отрасли, имеющий вертикальную интеграцию, он может влиять на новых
продавцов, которые хотят попасть в отрасль. Лидер может отказать в
продаже того или иного ресурса или поставлять их на невыгодных условиях
для компании, что хочет попасть в отрасль. Поэтому больше всего шансов у
компании попасть на новый рынок, только если она сама вертикально
интегрирована.
Диверсификация деятельности производства.
Данный метод предполагает, что определенный производитель имеет
несколько товаров, не относящихся друг к другу. Например, фирма может
производить бытовую технику, начиная от микроволновки и заканчивая
телевизором, а также продавать автомобили и владеть сетью продуктовых
магазинов. Это позволяет компании снизить риск потери прибыли, ведь если
одно из производств потерпит убытки, то другое сможет компенсировать
данный факт. Тем более если в отрасли есть диверсифицированный
производитель, он сам по себе в состоянии отпугивать новых продавцов от
рынка[1].
2. Информация и ее значение для различных российских рынков
В условиях рыночной экономики значительно возросла роль информации.
Поэтому неслучайно информацию считают стратегическим ресурсом
общества в целом.
Термин «информация» не имеет точного и однозначного определения, как и
ряд других, например, «время», который человечество многогранно
использует для учета, нормирования, планирования и т.д. [4]
Информация (informatio) - информирование, сообщение о чем-либо, о любой
факт, явление и т.д., разъяснения чего-либо. А вообще информация - это
5
совокупность разнообразных знаний, сигналов, сведений о фактических и
другие процессы, и явления, их определенная система воспринимает
(собирает, хранит, обрабатывает) от окружающей среды (входная
информация), выдает в окружающую среду - систему (исходная информация)
или сохраняет ее в себе (внутренняя информация) и использует для
определенных целей, в том числе и для менеджмента.
Для предприятия (производственного объединения, акционерного общества,
фирмы, банка, учреждения и т.п.), т.е. для любого организационноэкономического и социального объекта при рыночной экономике
информация имеет исключительное значение, ведь любая деятельность этого
объекта базируется на знаниях конкретной ситуации, складывающейся как на
рынке товаров, услуг, рабочей силы, средств производства, денег и т.п., так и
в самом предприятии. Речь идет о руководителях и специалистов -
менеджеров, которые связаны с конкретным управлением и не могут
обходиться без достоверной внешней и внутренней релевантной (relevant -
то, что касается данного дела) информации при выработке и принятии тех
или иных управленческих решений, направленных на улучшение
производственной, хозяйственной, сбытовой и иной деятельности
управляемого ими объекта управления.
Отсутствие необходимой информации, использования неточных или
неактуальных данных могут привести к серьезным экономическим
просчетам. Поэтому целью использования информации является уменьшение
неопределенности в процессе выработки и принятия управленческих
решений.
Для того чтобы поднять оперативность и улучшить качество управления, а
также постоянно совершенствовать методы управления, нужно своевременно
обеспечивать менеджеров различных уровней объективно необходимым
(релевантной) информации, которая позволяла бы оценить внешней и
внутренней среде[7].
Ведение бизнеса с точки зрения предпринимателя (и вообще руководителя)
6
неразрывно связано с постоянным принятием решений и осуществлением
контроля за их реализацией. Оба этих вида деятельности предполагают
получение и переработку определенной информации – как о процессах,
идущих внутри фирмы, так и о событиях, происходящих во внешнем по
отношению к ней мире. Кроме того, необходима исходная, базовая
информация об институциональной структуре общества, действующих
законах, нормативных актах и традициях. Для руководителя можно,
следовательно, говорить о существовании определенной информационной
среды – внешней и внутренней, – в которой содержится информация,
потенциально полезная (необходимая) для осуществления им актов принятия
решений и контроля их исполнения.
Заключение
Проблемы информационного рынка как экономического объекта в целом
совпадают с проблемами рынков товаров и услуг. Прежде всего, это не
четкая правовая основа. Однако эта проблема особенно остро стоит на
информационном рынке, поскольку вопрос об авторском праве гораздо
важнее для этого типа рынка. Соответствующие, четкие правовые нормы не
могут решить все проблемы информационного рынка из-за их быстрого
развития. Эта проблема может быть решена только путем постепенного
изменения осведомленности общественности: люди не будут нарушать закон
в информационной сфере, если они не считают такое действие
незначительным и дискредитируют его. Этот вопрос связан не только с
общественностью, но и с ценовой политикой на информационном рынке. Это
высокая цена для них, которая побуждает людей, например, использовать
«пиратское» программное обеспечение. Поэтому для дальнейшего развития
информационного рынка государству необходимо создать благоприятные
экономические условия для развития производства информации. Увеличение
количества производителей этого типа продукта приведет к снижению цены.
Тогда незначительные нарушения закона в информационном поле будут
7
значительно меньше.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акимов, В.В. Экономика отрасли (строительство): Учебник / В.В. Акимов,
А.Г. Герасимова, Т.Н. Макарова [и др.]. — М.: ИЦ РИОР, 2018. — 286 c.
2. Акимов, В.В. Экономика отрасли (строительство): Учебник / В.В. Акимов,
Т.Н. Макарова, В.Ф. Мерзляков, К.А. Огай. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. —
320 c.
3. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. —
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 145 c.
4. Ефименко, И.Б. Экономика отрасли (строительство): Учебное пособие /
И.Б. Ефименко, А.Н. Плотников. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 359 c.
5. Замедлина, Е.А. Экономика отрасли: туризм: Учебное пособие / Е.А.
Замедлина, О.Н. Козырева. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 204 c.
6. Коробкин, А.З. Экономика организации отрасли: учебное пособие / А.З.
Коробкин. — Минск: Изд-во Гревцова, 2018\. — 288 c.
7. Кузовкова, Т.А. Экономика отрасли инфокоммуникаций. Учебное пособие
для вузов / Т.А. Кузовкова, Е.Е. Володина, Е.Г. Кухаренко. — М.: РиС, 2017.
— 190 c.
8. Миронов, М.Г. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник / М.Г.
Миронов, С.В. Загородников. — М.: Форум, ИНФРА-М, 2017. — 320 c.
9. Орловская, В.П. Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, Е.С.
Богомолова, В.П. Орловская; Под ред. проф. Е.И. Богданов. — М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2018. — 318 c.
10. Поздняков, В.Я. Экономика отрасли: Учебное пособие / В.Я. Поздняков,
С.В. Казаков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 309 c.