Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Введение в предмет «Психология семьи».
1. Найти отличия семьи от других малых социальных групп и сравнить.
Семья, в отличие от других малых социальных групп, характеризуется
1) реальными контактами между членами;
2) родственными отношениями;
3) устойчивыми связями;
4) общими традициями.
В семье все равны друг перед другом, а также все имеют кровное родство. В отличии от других малых групп в семье больше развиты доверительные отношения. Во многих семьях существуют свои
традиции или соблюдаются общепринятые нашими предками. Члены семьи проводят отдых вместе,
всегда помогают друг другу.
2. Какие социально-психологические характеристики являются общими для семьи и других малых социальных групп.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами и оказывающих влияние на поведение и
личностные особенности друг друга, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов .
Тема 2. Исторический характер становления психологии семьи.
1. Подобрать материал раскрывающий особенности развития семьи в: Египте, Риме, Греции
(Афины и Спарта), Русь - языческая семья (на примерах былин)
Семья в Египте является важным понятием. Она составляет основу общественной жизни и играет
огромную роль в жизни рядового египтянина. Египетская семья, как и в большинстве восточных мусульманских стран, не ограничивается мужем, женой и детьми. В Египте семья складывается из всех
родствеников мужа, главой семьи считается отец сыновей, а его влияние распространяется не только
не его взрослых сыновей, но и на внуков и правнуков с женами.
Семьи Египта часто ведут общее хозяйство, сообща решают все проблемы и вопросы, зачастую вместе работают. Египтяне вообще очень трепетно относятся к понятиям «клан», «семья», «родственники». Существует множество египетских пословиц и поговорок, которые демонстрируют особое отношение этого народа к семейной жизни и семейным ценностям, к примеру: «большая семья необходима так же, как соль – без нее нельзя выжить».
2
Семья в Египте формируется из родственников по мужской линии, то есть дети сына воспринимаются
как прямые родственники и члены семьи, а дети дочери причисляются к другому семейному клану,
куда дочь вышла замуж, и, соответственно, считаются родственниками уже там. Несмотря на то, что
современность вносит свои коррективы, и египетская большая семья вслед за другими все больше
распадается на отдельные малые семьи, состоящие из матери, отца и детей, все равно внутри семейного клана, объединенного мужской линией родства сохраняются очень тесные семейные связи. К
членам большой семьи принято обращаться в случае возникновения проблем, за материальной поддержкой, в поисках работы, а также за помощью в уходе за больным родственником.
Древнейшая римская семья есть семья строго патри-архальная. Она представляет замкнутый для
внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем перед внешним миром
является домовладыка — paterfamilias.
Тема 4. Функционально-ролевая структура семейных отношений.
1. Поясните, с вашей точки зрения, какая из функций является ведущей. Ответ обосновать.
Семейные роли – закрепленные за каждым из членов семейной системы наборы поведенческих паттернов, определяемые как индивидуальным (совокупность представлений о себе как носителе
роли), так и микро-, макро- и мегасистемным уровнями функционирования семьи (Н.И. Олифирович,
Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, 2005). Ролевая структура семьи предписывает ее членам что,
как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998) .
Выделяют следующие семейные роли:
Роли, характеризующие взаимодействие членов семьи на индивидуальном уровне:
роли-обязанности, которые позволяют определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни и описываются через выполняемые функции: тот, кто готовит еду, зарабатывает
деньги, убирает в квартире и т.п. Такие роли-обязанности важны прежде всего, ведь они формируют
систему взаимоотношений в семье и ставят каждого члена семьи на свое место. Таким образом, каждый член семьи знает свои функции и обязанности по отношению к окружающим его людям, тем более членам семьи.
Тема 5. Жизненный цикл семьи.
1. Приведите примеры из литературы связанные с разными периодами развития семейной
жизни.
Именно семья формирует характер человека, те нравственные ценности, которые станут важными в
жизни человека. Семья воспитывает в героях лучшие положительные качества личности. (Семьи Ростовых и Болконских в «Войне и мире», семья Гринёва в «Капитанской дочке»).
В семье закладываются и отрицательные качества человека: лень, нежелание трудиться, стремление
к накопительству, жадность и другие (семья Головлёвых, Простаковых, Фамусовых, семья Чичикова,
Евгения Онегина, Обломова, Курагиных и другие)
Изображение семьи как поддержки героя в трудные минуты его жизни, опора героя ( семья Раскольниковых, рассказ « Судьба человека» М.Шолохова)
3
Изображение сложных внутрисемейных отношений между супругами (роман Л.Толстого «Анна Каренина», «Тихий Дон» М.Шолохова)
Взаимоотношения между родителями и детьми (И.Тургенев «Отцы и дети», Д.Фонвизин « Недоросль»и многие другие)
Раскрытие проблема счастливых и несчастливых семей, причин этого (эта проблема в той или иной
степени раскрывается во всех произведениях о семьях) .
2. Охарактеризуйте психологические проблемы каждого периода семейной жизни.
Тема 6. Психология эмоциональных отношений.
1. Найти причины идеализации партнеров в период ухаживания.
Восприятие человека человеком, в том числе и в предбрачной паре, сопровождается особым процессом — стереотипизацией. Стереотипы, как правило, возникают на основе прошлого опыта и в процессе познания людьми друг друга. Формирование стереотипов может приводить к двум различным
следствиям. В первом случае упрощается процесс познания другого человека, и в этом случае стереотипы необязательно несут оценочную нагрузку, это просто упрощенный подход. Во втором случае
стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Чаще всего такое предубеждение носит негативный характер. Однако в ситуации межполового общения многие стереотипные представления носят безусловно позитивный характер. Причины позитивности предубеждений, связанные
романтическими отношениями, заключаются в следующем .
Условием формирования стереотипа является прошлый опыт человека. Он складывается из двух источников. Первый составляет непосредственное общение с другими людьми. У молодежи собственный опыт можполового общения обычно не очень велик, и именно этот факт приводит к тому, что в
условиях недостаточного личного опыта к моменту, когда эти отношения начинают играть в жизни
исключительно важную роль, основная часть опыта приобретена опосредованным путем, т.е. заимствована из второго источника, который составляют искусство, средства массовой информации и т.д.
Тема 7. Супружеские отношения.
1. Проанализировать статью Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и
женщины. Ж. Вопросы психологии. 1991. №4, с.74-82
Значение категории пола для понимания психологических особенностей индивида и специфики его
жизненного пути доказано многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями. Данная статья представляет собой краткое изложение теоретической концепции исследования
усвоения ролей мужчины и женщины. Социальный мир с самого начала поворачивается к мальчику
и девочке разными сторонами. В плане становления половой идентичности мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности.
Тема 8. Детско-родительские отношения.
1 Проанализировать статью «Сорок недель из жизни женщины» Альманах. Журналистский
фонд, ассоциация «Новый стиль».1992
4
Конкурентные отношения между детьми в одной семье, как прави-ло, имеют прямое или косвенное
поощрение со стороны родителей. Одним из механизмов такой поддержки является повы-шенное
внимание и любовь родителей к ребенку, преимущественно в качестве награды за какие-либо достижения. Например, когда ребенок хорошо учится в школе или слушается старших. Соперничество
между детьми особенно взвинчивается при этом, если родители начинают сравнивать своих детей.
Вот три наиболее болезненных для детей сравнения. Во-первых, дети становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело касается их физической привлекательности и вообще особенностей фигуры. Когда хвалят достоинства одного ребенка в ущерб другому, то возникает крайне взрывоопасная ситуация. Например: «Наташа у нас такая красавица, не то что Надя». Ясно, что подобная фраза
превратит девочек в соперниц. Надя тут же придет к зак-лючению, что она уродина. Когда окажется,
что ее страхи под-тверждают мнение родителей, это вызовет в ней недоверие, не-годование, обиду.
Ее самооценка резко упадет. А Наташа будет чувствовать себя королевой, ее все любят, ею восхищаются. По-этому возможно, что такая девочка вырастет эгоистичной, самолюбивой, недоброй. Таким
образом, своеобразной микросредой персонального развития и влияния является семья. С одной
стороны, семья вос-питывает: здесь ребенок получает азы человеческой культуры — физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической... Однако, с другой, воспитание — процесс целе-направленного воздействия на развитие личности человека со-гласно идеалам и задачам,
сложившимся в обществе. Вот почему однозначно: гражданин общества начинается в семье. «Мы
познаем свои общественные связи прежде всего в рамках своего семейного очага», — сказал американский писатель П. П. Рид, — счастливая семья — залог того, что она подарит обществу жиз-нестойких гармоничных членов его».
Тема 9. Психология сексуальности.
1. Проанализировать произведения русского фольклора и подобрать тексты с проявлениями
данной символики.
В обыденной жизни люди, взаимодействуя друг с другом, накапливают богатый психологический
опыт. Таким образом, первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, в последующем и способы практического действия, и субъективные
состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в
языке. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению. Многие слова используются и в житейской, и в научной психологии, но
содержание терминов может существенно расходиться. Опыт житейской психологии воплощается в
народных обрядах, традициях, в устном народном творчестве: сказках, пословицах, поговорках,
притчах и т. п.
Становлению половой идентичности придавалось большое значение в народной культуре, свидетельством чего является сексуальная символика фольклора. Приведем это подробнее, используя анализ известной исследовательницы фольклора, калининградского психолога М. Н. Зыковой.
Мифологическое (синкретическое) мышление предков уравнивало реальность с ее символическим
выражением.
С течением времени человек перестал отождествлять символ с реальностью. Тем не менее, на
уровне коллективного бессознательного символы широко представлены знаками реальности. Известно, что произведения фольклора насыщены символами. Значительная часть этих символов относится к сексуальной сфере человека. Анализ текстов произведений русского фольклора показывает,
что определенная их часть иллюстрирует образцы сексуального поведения через символы.
5
Материалом для анализа послужат обрядовые песни весеннего цикла — веснянки («заклички»), весенние хороводные песни, песни троицко-семицкого цикла.
Закликание весны открывало цикл весенне-летних праздников, связанных с плодородием, рождением, совокуплением, пробуждением земли, и человека как ее части.
Часть веснянок имеет, условно говоря, один смысл. Общая тема таких веснянок — побуждение и
просьба к весне «прилететь», просьба к жаворонкам «принести весну».
В цитируемой далее веснянке действие строится вокруг одного из культовых предметов — зеленого
венка. В русской языческой культуре зеленый веночек был символом девичества, невинности, но и
пробуждающейся сексуальности.
В системе символов венок (фактически — круг с отверстием) означает женские половые органы, цвет
указывает на невинность, возможно, незрелость, и в то же время — жизнеспособность.
Для молодых (девственных) девушек приход весны обозначал возможность начала сексуальных контактов (весна принесла им по веночку, то есть ее приход означает готовность к началу половой
жизни).
Как явствует из текста веснянки, именно мать принимает решение о начале сексуальной жизни дочери (мать отбирает веночек, то есть отдает «невинность» девушки тому половому партнеру, которого выбрала сама).
Здесь же декларируется и принцип свободы выбора: лучше потерять невинность, чем отдать ее нелюбимому .
2. Сделать краткие записи, раскрывающие особенности следующих теорий:
- Концепция естественного отбора Ч. Дарвина
Дарвин в работе «Происхождение видов …» доказал, что изменчивость и наследственность, – общие
свойства всех организмов. Он показал, что материал для отбора наиболее приспособленных в природе всегда есть, т.к. организмам свойственно интенсивное размножение, а отбор «лучших» осуществляется путем уничтожения (элиминации) «худших». Тем самым, естественный отбор функционирует при наличии двух факторов, которые дают возможность на основе тех же принципов обеспечить возникновение новых форм в животном и растительном мире. Это интенсивность размножения
и борьба за существование .
Тема 10. Подготовка молодежи к семейной жизни.
1. Законспектировать статью Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни. Ж. вопросы психологии № 4. 1986
Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная
часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готовность девушек и юношей к вступлению в
брак и созданию семьи должна стать целью педагогической работы.
Относительная нестабильность моральных норм, а, следовательно, и определенная изменчивость
нравственного сознания приводят к тому, что изменяются и нравственные санкции общества, регулирующие половые отношения людей, вступающих в брак, и нравственное поведение супругов.
6
Все это оказывает значительное влияние на стабильность брака как общественного института, а главное на воспроизводство населения и воспитание подрастающего поколения.
Тема 11. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений.
Провести опрос населения в количестве не менее 50 человек, и вывить факторы, влияющие на причины распада семьи.
Перечислим факторы, влияющие на причины распада семьи:
- конфликтные отношения (развод) родителей одного из супругов; (20 %)
- совместное проживание с родителями одного из супру-гов на их жилплощади;(5%)
- поздний или ранний возраст вступления в брак; (60%)
- деидеализация партнера; (0%)
- высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов; (5%)
- неравный уровень образования и социального статуса супругов; (5%)
- профессиональная занятость женщины, в том числе «би-карьерная» семья; (5%)
Тема 12 Консультационная работа с семьей
1. Подобрать диагностический материал по работе с семьей.
С целью повышения психолого-педагогической грамотности будущих родителей, создания комфортного перехода ребенка в условия замещающей семьи, повышения качества работы служб сопровождения замещающих родителей, снижения доли повторных отказов от детей-сирот, в рамках подпрограммы «Новая семья мной были разработаны диагностические материалы по определению воспитательного потенциала родителей и их психологической совместимости с ребенком.
Работа планируется проводиться по трем блокам: o анализ готовности ребенка к помещению в семью o определение воспитательного потенциала принимающей семьи o Выявление психологической
совместимости ребенка и кандидатов в замещающие родители.
В процессе разработки диагностического материала был сделан теоретический обзор научной литературы. В соответствии с изученными материалами, определены: психологические критерии для анализа, анкеты, тесты опросники для целевой группы, карты анализа для специалиста сопровождения.
С целью наиболее обстоятельного изучения каждого направления, специалист сопровождения использует следующие способы оценки: Наблюдение (заполнение карты), Беседы, интервью с ребенком, членами семьи, Анкетирование, Анализ продуктов деятельности, Проективные методики, Результаты диагностического обследования, Добавление вопросов в анкеты, дополнительных тестовых
материалов, увеличение количества бесед с ребенком и членами семьи происходит по усмотрению
специалиста сопровождения, если это необходимо для уточнения параметров любого из направлений оценки. В результате проведенной работы, специалист заполняет карту и дает профессиональную оценку по каждому направлению. Результаты всех трех направлений определяют психологическую совместимость ребенка и кандидатов в замещающие родители.
Проблемам научно-методического обеспечения семейного жизнеустройства ребенка-сироты уделяется достаточно внимания, но стратегия подготовки детей-сирот к переходу в замещающую семью
7
разработана мало. Переход ребенка в замещающую семью будет более успешным в случае психологической готовности воспитанников интернатных учреждений к жизни в замещающей семье, которая
включает необходимый уровень развития представлений, чувств, умений и качеств ребенка, позволяющий ему легко и продуктивно адаптироваться к условиям и нормам жизни в семье. На основе обзора исследований по проблеме психологической готовности ребенка выделяются четыре компонента: сенсорный, когнитивный, эмоционально-мотивационный и социально-поведенческий компоненты.