Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Регулярная физическая активность на протяжении многих веков считалась важным компонентом здорового образа жизни. В последнее время это положение подтвердилось новыми научными доказательствами. Выяснилось, что физическая активность оказывает положительное влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека, являясь одним из факторов профилактики рецидивов хронических заболеваний
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура является специфическим разделом физической культуры, выделенным на основании специально направленного использования физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, которые были нарушены или утрачены в следствие заболевания, травмы, или других причин.
История медицины свидетельствует, что применение отдельных форм движений и двигательных режимов с лечебной и оздоровительной целью началось ещё в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения, преимущественно в виде лечебной физической культуры. В современную лечебную физическую культуру включается довольно обширный комплекс средств и методов, специализированных в зависимости от характера заболевания, травмы или другого нарушения функций и форм организма [1].
По сути оздоровительно-реабилитационная физическая культура представляет собой комплекс мер физического характера, направленных на лечение заболеваний или восстановление функций организма.
Целью работы является изучение оздоровительно-реабилитационного направления в системе физической культуры.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить принципы физического воспитания:
рассмотреть основные направления оздоровительной физической культуры.
Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
Оздоровительная направленность физического воспитания состоит в том, что физическая культура содействует укреплению здоровья человека.
Современное состояние нашего общества характеризуется резким ухудшением состояния здоровья населения, значительным снижением двигательной активности, что вызвало снижение уровня физического развития человека и также отразилось на его здоровье.
По данным Минздрава России почти 90% детей имеют различные заболевания, а 50% из них страдают хроническими заболеваниями. Значительная часть заболеваний обусловлена гиподинамией, которая приводит к негативным для ребенка последствиям. Многочисленные исследования доказывают тесную связь состояния здоровья человека, его физической работоспособ¬ности с образом жизни.
Многочисленные исследования убедительно свиде¬тельствуют о том, что сочетание оптимальной физической нагрузки, рационального питания и образа жизни имеет решающее значение в профилактике атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и является важным фактором увеличения продолжитель¬ности жизни.
Физическая культура будет оказывать положительное влия¬ние на состояние здоровье человека в том случае, если будут соблюдены следующие условия:
должны приме¬няться только средства и методы физического воспитания, имеющие научное обоснование их оз¬доровительной ценности;
физические нагрузки необходимо планировать в соответствии с возможностями занимающихся;
использование всех форм физической культуры должно осуществляться регулярно и обязательно при наличии единства врачебного, педагогического контроля и самоконтроля, что определяется формой занятий физическими упражнениями, величиной физической на¬грузки и другими факторами.
Определение здоровья дано Все¬мирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Наиболее характерный критерий нормы, здоровья определяется способностью организма к адекватному изменению своих функ¬циональных показателей и сохранению оптимальности в различных условиях.
Имеются доказательства того, что состояние здоровья человека за-висит от деятельности учреждений здравоохранения только на 10-15%, влияние генетических факторов составляет 15-20%, состояние окружающей среды – 20-25% и зависит от условий и образа жизни на 50-55% [2].
Проблема движения и здоровья была достаточно актуаль¬на еще в древние времена. Так, Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысли о том, что сильнее всего разрушает организм человека физическое бездей¬ствие.
Великий врач Гиппократ не только применял физические упражнения в целях лечения больных, но и обосновал принципы их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоро¬вью данного субъекта».
Древнеримский врач Гален в труде «Искусство возвращать здоровье» отмечал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «...Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечеб¬ные средства мира не могут заменить действие движения».
Принцип оздоровительной направленности требует от специа¬листов по физической культуре и спорту организации физи¬ческого воспитания таким образом, чтобы оно выполняло развивающую и профилактическую и функции.
Это означает, что физическо¬е воспитание дает возможность: совершенствования функциональных возможностей организ¬ма за счет
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 139с.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». / Ю.И. Евсеев – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384с.
3. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль [Текст] : учеб. для студ. мед. вузов / В.И. Дубровский. – Москва: МИА, 2006. – 598 с.
4. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. пособие / В. А. Епифанов. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 568 с.
5. Спортивная медицина [Текст] : нац. рук. / гл. ред. С. П. Миронов, Б. А. Поляев, Г.А. Макарова ; АСМОК. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. –1184 с.
6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильина. – М.: Гардарики, 2004. – 448с.