Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речевое развитие – это важнейший аспект общего психического развития ребенка, поскольку речь
имеет тесную связь с с мышлением. При помощи речи ребенок вербализует собственные чувства
и переживания, осуществляет саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Однако в последние десятилетия отмечается увеличение количества детей, имеющих речевую
патологию.
Все легкие нарушения речи обычно поддаются коррекции в течение определенного времени.
Осложненные формы нарушений речи, особенно у детей с ЗПР, требуют коррекции в условиях
специальной коррекционной школы на основе комплексного подхода в коррекционно–
развивающем обучении.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Психические особенности детей с ЗПР
У детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми значительно замедлен темп
психического развития, имеется его своеобразие. Дети с ЗПР получают значительно меньше
информации через зрительный анализатор, что связано с особенностями зрительного восприятия.
Недостаток зрительного восприятия способствует ограничению наглядно-образного мышления,
вызывает трудности при обучении детей грамоте. Многими исследователями отмечается, что у
детей с ЗПР в структуре дефекта познавательной деятельности значительное место занимают
нарушения памяти.
2
Происходит нарушение как непроизвольной, так и произвольной памяти. Трудности
непроизвольного запоминания обусловлены сниженной познавательной активностью.
Исследование мышления подтверждает недостаточную подвижность наглядных образов у детей с
ЗПР.У детей с ЗПР сильнее страдает абстрактное мышление, трудно формируется обобщение,
возникают затруднения с решением задач по аналогии. Мышление детей с ЗПР в целом
определяется как преимущественно конкретное, инфантильное, стереотипное.
1.2. Нарушения речи у детей с ЗПР
Задержка психического развития сопровождается всеми видами нарушений речи, которые
возможны и у детей с нормальным интеллектом. Для большинства детей с ЗПР характерна
сложность речевой патологии, комплекс речевых нарушений, сочетание разных дефектов речи.
Многие проявления патологии речи обусловлены особенностями протекания речевой
деятельности в целом, а также общими психопатологическими особенностями этих детей.
Для большинства детей с ЗПР характерны нарушения устной и письменной речи, импрессивной и
экспрессивной речи, неполноценность спонтанной и отраженной речи.
В импрессивной речи таких детей отмечается недостаточность дифференциации речевых звуков,
речеслухового восприятия, отсутствие различения смысла отдельных слов, тонких речевых
оттенков.
Экспрессивная речь таких детей характеризуется нарушениями звукопроизношения, бедностью
словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, наличием
аграмматизмов.
Под фонетическим недоразвитием речи у детей с различными речевыми расстройствами
понимают нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка как
следствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Для детей с ЗПР характерна большая распространенность нарушений речи, которые обусловлены,
прежде всего, особенностью психомоторного развития этих детей. Задержка психического
развития характеризуется преимущественно замедлением темпа психического развития. Такие
дети в старшем дошкольном возрасте имеют недостаточный общий запас знаний, ограниченное
представление об окружающем мире, незрелые мыслительные процессы, у них преобладают
игровые интересы.
У детей с ЗПР наиболее часто встречаются такие нарушения речи как дислексия и дисграфия, т.е.
нарушения произношения звуков и письменной речи. Также нарушена и фонетическая сторона
устной речи.
Е.В. Мальцева предлагает выделять три группы детей с ЗПР на основании имеющихся речевых
нарушений.
1.3. Принципы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР
При наличии ЗПР на фоне несформированности высших психических функций отмечаются
недостатки переработки зрительно-пространственной информации, более выраженная
дефектность программирования и контроля произвольных форм деятельности, что особенно
заметно на фоне слабости правополушарных возможностей в младшем школьном возрасте. Это
проявляется плохим вниманием, недостатками смыслового программирования, отрицательно
3
влияющими на синтаксис и связную речь, трудностям пространственного анализа и синтеза,
дефицитарностью зрительно-пространственной памяти, плохим пониманием логикограмматических конструкций.
Дети с ЗПР церебрально-органического генеза требуют принципиально нового подхода к
организации коррекционной работы, основанного на учете характерного для них стойкого
системного недоразвития как вербальных функций, так и индивидуальных особенностей,
выявляемых в ходе диагностики. Устранение речевых нарушений у детей с ЗПР требует
своевременного их выявления, изучения и максимально раннего начала коррекционной работы,
предпочтительно в дошкольном возрасте, поскольку это является необходимым условием для
подготовки этих детей к началу обучения в школе.
Главную особенность коррекционной работы представляет комплексный подход к формированию
тех или иных навыков у детей. В раннем дошкольном возрасте оценка уровня психомоторного
развития ребенка должна производиться очень осторожно, с учетом особенностей развития речи,
общей и мелкой моторики, эмоционального развития. На первый план в работе с детьми при
целенаправленном обследовании выдвигается изучение динамики развития, основанной на
постоянных наблюдениях в процессе коррекционной работы.
Глава 2. Коррекционная программа
Данная программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно развитых функций,
которые необходимы младшим школьникам с ЗПР, чтобы успешно овладеть устной и письменной
речью.
Целью программы является коррекция дефектов устной речи и формирование навыков письма и
чтения у детей с ЗПР.
Задачами программы являются:
совершенствование звукопроизношения,
формирование фонематических процессов анализа и синтеза,
активизирование словарного запаса,
формирование грамматического строя речи,
развитие связной речи,
развитие мелкой моторики,
выработка навыков продуктивной учебной деятельности,
предупреждение нарушения письма и чтения,
развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания у детей.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю по 35-40 минут, всего 80
занятий.
В результате результате реализации программы коррекционной работы ребенка с ЗПР будет:
уметь организовать собственную жизнедеятельность в соответствии с возможностями
своего здоровья;
4
активно включаться в процесс общения и взаимодействия со сверстниками;
проявлять позитивные качества личности в различных ситуациях, в процессе
взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной
деятельности
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь не создавать
конфликты и находить выходы из трудных ситуаций;
Эффективность коррекционной работы определяется по следующим показателям: автоматизация
поставленных звуков в речи, положительная динамика формирования устной и письменной речи;
повышение мотивации; проявление интереса к чтению и письму; при выполнении учебной
деятельности снятие эмоционального напряжения и тревожности.
Диагностика проводится 2 раза в год.
Программа включает в себя четыре блока.
1 блок – вводная и итоговая диагностика
Целью диагностики является определение уровня речевого развития, характера и причин
выявленных нарушений речи, изучение динамики речи ребенка в течение всего периода
обучения.
Правильное проведение обследования дает полное и точное заключение о состоянии речи
ребенка; устанавливает степень выраженности нарушений; обеспечивает системный подход к
анализу нарушений; выявляет причину дефекта речи, либо определяет его вторичность;
определяет относительно сохранные функции и процессы; обеспечивает выбор эффективных
путей, а также средств коррекционно-развивающей работы.
Обследование речевого развития представляет собой диагностику устной речи, которая
проводится учителем-логопедом в индивидуальном порядке с каждым учащимся, и итоговую
диагностику письменной речи на фронтальных занятиях.
Логопедическое обследование устной речи проводится индивидуально и заключается в изучении:
акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка, особенностей предречевых вокализаций;
появления и характера лепетной речи, первых слов, фраз; качества первых слов, фраз (нарушения
слоговой структуры, наличие аграмматизмов, неправильного звукопроизношения).
В логопедическое обследование также включается изучение мышления (выявление причинноследственных связей, расклад серии сюжетных картинок, определение уровня смысловой
целостности рассказа); импрессивная речь (понимание предложений, связной речи, различных
грамматических форм, слов; фонематический анализ: выделение звука из слова, выделение звука
на фоне слова, определение количества звуков в слове, определение места звука в слове по
отношению к другим звукам, дифференциация звуков по противопоставлениям (мягкостьтвердость, звонкость-глухость, свистящие-шипящие и т.п.).
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005. - 296 с.
5
2. Балобанова, В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у
детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения. - СПб.:Детство-пресс, 2001.
3. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном
учреждении компенсирующего вида : практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В.
Волосовец, С. Н. Сазонова. - М.: Владос, 2004. - 232 с.
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г.
Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.
5. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших
учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
ВЛАДОС, 2003. - 357 с.
6. Лубовский, В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред.
В.И. Лубовского. - М., 2003.
7. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. - М.:
Флинта, 2008. - 376 с.
8. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического
развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2003. - 128 с.
9. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты:
учебное пособие для пед., психол. фак. и педиатрических мед. вузов / А.Н. Корнев. - СанктПетербург : Речь, 2006. - 380 с.