Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время бесспорным считается факт, что физическая культура является неотъемлемым компонентом общей культуры. Физическая культура является потребностью общественного развития и представляет собой одно из важнейших средств воспитания человека. Систематические занятия физической культурой способствуют формированию высоких моральных и волевых качеств, эстетических вкусов, всестороннему и гармоническому развитию личности, развитию умственных способностей.
Изменения современной жизни предъявляют новые требования к выпускнику вуза. Современный специалист должен не только иметь качественную профессиональную подготовку, но и обладать способностью к приобретению новых знаний, быть полноценной личностью, готовой морально, интеллектуально и физически осуществлять активную социально значимую трудовую деятельность в условиях возрастающей конкуренции. Все это в равной мере относится и к будущим работникам социальной сферы.
Физкультурная деятельность студентов вузов
Физическая культура в высших учебных заведениях представляет собой учебную дисциплину и является важнейшим компонентом целостного развития личности студента.
Значимость развития личности проявляется в гармонизации духовных и физических сил, формировании таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Отношение студентов к физической культуре и спорту – это одна из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития массовой оздоровительной, физкультурно-спортивной работы в высшей школе. Эта задача должна реализовываться с двух позиций: как личностно значимая и как общественно необходимая. В
2
условиях деятельности высшей школы принципиально важной является работа по активизации позиции каждого студента в отношении своего физического развития и подготовленности, участия в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности
В последнее время отношение населения к занятиям различными формами физических упражнений сильно изменилось. Восприятие концепции здорового образа жизни привело к тому, что физкультура и спорт из системы двигательной активности превратились в одно из наиболее важных социальных явлений.
Простая двигательная активность занимает все большее пространство и как много понятий связано со спортом. Физкультура и спорт употребляются в контексте с йогой, утренними пробежками и туризмом, специальной дыхательной гимнастикой, а также традиционными играми и видами спорта. Значительно расширилась доступность спорта. Спорт несет определенную функцию по ограничению количества людей, вовлеченных в наркоманию, алкоголизм, бродяжничество и преступность.
Однако подходы к решению проблем развития физической культуры и спорта в вузах страны длительное время рассматривались в основном с точки зрения совершенствования содержания учебно-тренировочного процесса спортсменов, способного привести к росту спортивных результатов,
что фактически было направлено на ограниченное число занимающихся. Такой подход не затрагивал решение проблем, которые были связаны с развитием физкультурно-спортивной деятельности основной массы студентов.
Проведение внутривузовских и межвузовских спартакиад, включающих обязательный набор традиционных видов спорта, ‒ это эффективное средство вовлечения студентов в физкультурно-спортивную деятельность, охватывающее лишь небольшую часть студентов.
Большая часть студенческой молодежи в значительно меньшей степени вовлекается в физкультурно-спортивную деятельность, что открывает широкие возможности для формирования индивидуальной мотивации укрепления здоровья средствами физического совершенствования. В настоящее время в задачу вузов входит активизация стремления к самоутверждению и личному познанию истинных ценностей физической культуры.
Важное значение физкультурной деятельности еще и в том, что в ее процессе студент активно вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых происходит его адаптация к новым условиям.
Особенности физкультурной деятельности студентов-будущих работников социальной сферы
физическая культура в гуманитарных вузах направлена на обеспечение воспитания физических (двигательных) и специальных способностей. Психофизический аспект физического воспитания имеет своей целью формирование профессионально важных психофизических функций. Мотивационный аспект физической культуры обусловливает формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, которые будут необходимы в последующей профессиональной деятельности.
Процесс физкультурного образования будущих работников социальной сферы предполагает получение как практических, так и теоретических знаний по физическому воспитанию.
Теоретическая часть включает в себя основы знаний по общей теории физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовке, а также знания о состоянии здоровья и
3
методах поддержания его на высоком уровне. Студенты приобретают умения самостоятельной организации занятий физическими упражнениями, знакомятся со средствами физической культуры, которые способствуют поддержанию высокого уровня физической работоспособности.
Организм студентов обладает высокой чувствительностью к физической нагрузке большими потенциальными возможностями в данном периоде биологического развития. Однако в настоящее время общеподготовительное направление в физическом воспитании является малоэффективным, так как не дает возможности реализовать потенциальные возможности организма студентов в полной мере.
Регулярность занятий обеспечивает поддержание здорового образа жизни, приобретение знаний по применению физических упражнений для противостояния неблагоприятным факторам среды, а также увлекательную деятельность в избранных видах спорта.
Заключение
Двигательная активность является одним из основных факторов здоровья человека. Однако в настоящее время наблюдается снижение физической активности во всех возрастных группах, особенно у людей в возрасте от 15 до 25 лет. В нашей стране среди студентов гуманитарных вузов высок хронический дефицит двигательной активности. Высокие нагрузки, большой объем знаний, необходимость дополнительных занятий усугубляют тенденцию к увеличению степени гипокинезии. Этому способствует при обучении в вузе также и прекращение на старших курсах учебных занятий по физическому воспитанию.
Закономерным последствием недостатка двигательной активности на фоне высоких интеллектуальных нагрузок становится ухудшение физической подготовленности и состояния здоровья студентов
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Баранов В.А., Венглинский Г.П., Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2004. – 308 с.
2. Баранов В.А., Цедилин Ю.В., Якушев В.А. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. – М.: РГТЭУ, 2005. – 104 с.
3. Гулухиди В.И. Физкультурно-спортивная активность студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17193.
4. Евсеев Ю.И. Физическая культура : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. И. Евсеев. - 9-е изд., стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 445 с.
5. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 435 с.
6. Наговицын Р.С. Компоненты физической культуры студентов гуманитарного вуза // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3449.
7. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия». 2007. – 87с.
4
8. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009. – 543 с
9. Червякова Е.Э., Седых Н.В. Актуальные проблемы физкультурного образования студентов гуманитарного вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24162.
10. Шкляренко А. П., Мазур А. А. Инновационные подходы в организации физкультурной деятельности студентов в вузе //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S2 - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470027.htm.
11. Удалова Е. П., Кокурина Е. Н., Лихоманов Е. А. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 679-681. – URL https://moluch.ru/archive/149/42118/.