Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Позиционирование — определение места конкретного товара по отношению к товарам конкурентов в сознании потребителей. Позиционирование товара необходимо для обеспечения преимущественного положения товара на рынке. Оно исходит из реального восприятия товаров потребителем и их предложений. Оно основывается на оценке потребительских достоинств товара, возможностях расширения круга потенциальных потребителей, фактора престижности товара, выделение его сильных сторон по отношению к товарам конкурентов. Позиционирование определяет характер восприятия фирмы целевыми покупателями. Стратегия позиционирования — это инструмент реализации стратегии дифференциации.
Теоретическая часть. Позиционирование товара
Автором термина позиционирования товара является Джек Траут. Траут подробно описал теорию позиционирования продукта в своей статье журнала «Промышленный маркетинг», которая была опубликована в июне 1969 года. Статья вызвала высокий интерес маркетингового сообщества, и позже, в 1981 году в своей книге «Позиционирование, битва за умы» Джек Траут и Эл райс подробно раскрыли понятие «позиционирование товара», дополнив его множеством примеров и наглядных бизнес-кейсов. [1]
Причина возникновения теории позиционирования — желание найти способ выделить товар среди аналогичных по свойствам и характеристикам продуктов по средством маркетинговых коммуникаций. Теория позиционирования гласит, что потребитель не может запомнить характеристики всех товаров на рынке по причине их многочисленности, поэтому он запоминает методом ассоциаций, наделяя каждый товар определенными атрибутами, которые важны ему при покупке товара.
Позиционирование товара проводится с целью обеспечения ему конкурентоспособного положения среди аналогов на рынке.
Для этого разрабатывается и проводится комплекс соответствующих мероприятий. Место конкретного товара в сознании потребителя в маркетинге называют его позицией. В условиях классического рынка потребители перегружены информацией о предлагаемых им товарах и услугах.
3
Часто они не в состоянии перед покупкой произвести оценку товара. Позиция, которую занимает товар в сознании покупателя, представляет собой целый набор восприятий, ощущений и впечатлений, возникающих при его сравнении с конкурирующими аналогами. Потребители пытаются самостоятельно распределить для себя разные товары по категориям.
Однако такое стихийное позиционирование товара не является выгодным для производителей, которые с помощью маркетинговых инструментов стремятся сделать этот процесс управляемым и выгодным для себя.
На сегодняшний день разработаны и успешно применяются три основные стратегии позиционирования товара:
Укрепление текущей позиции марки в сознании потребителей.
Поиск незанятой позиции, представляющей ценность для большого числа потребителей.
Вытеснение конкурентов с их позиции в сознании потребителей либо репозиционирование (при необходимости проникновения в новые сегменты или на новые рынки). [2]
Разрабатывается стратегия позиционирования в три этапа. На первом определяется текущее позиционирование, на втором выбирается желаемая позиция, на третьем – разрабатывается собственно комплекс мероприятий по достижению желаемой позиции. Основными принципами позиционирования являются следующие: последовательность и верность однажды выбранному направлению на протяжении длительного времени; доступность и простота в сочетании с выразительностью преподнесения позиции; полное соответствие всех составляющих бизнеса (товаров, обслуживания, рекламы и т. д.) выбранной позиции.
Ключевое преимущество товара, позволяющее потребителю удовлетворить наилучшим образом свои запросы и отличающее продукт от аналогов-конкурентов, называют атрибутом позиционирования. Именно оно является источником мотивации при покупке.
Заключение
Результатом позиционирования компании является четкий образ в сознании потребителя, который распространяется на все товары предприятия. Например, компания General Electric развивает бренд компании, используя одинаковое позиционирование для всех своих товаров «Мы делаем мир лучше» (анг. We bring good things to life). Такое позиционирование эффективно, когда все товары компании тесно связаны между собой.
Результатом развития позиционирования товара является четкий образ в сознании потребителя, который распространяется на конкретный товар. В таком случае развивается бренд отдельного товара,а потребители часто даже не подозревают при покупке этого бренда, товар какой компании они приобретают.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дьякова Т.М. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дьякова Т.М.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21548.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Филип Котлер Маркетинг от А до Я [Электронный ресурс]: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер/ Филип Котлер—М.: Альпина Паблишер, 2016.— 211 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43688.html.— ЭБС «IPRbooks»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4
3. Акулич И.Л. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник/ Акулич И.Л.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— 544 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35493.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. Жариков Г.А. Маркетинг и его особенности в России [Электронный ресурс]: монография/ Жариков Г.А., Становкин С.К. - М.: Прометей, 2014.— 140 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30406.html.— ЭБС «IPRbooks»
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
5. Электронно-библиотечная система «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru