Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Глобальные изменения в экономической и социально-политической жизни российского социума, формирование новых и ломка старых ценностей и норм связаны с присутствием противоречий между разными людьми, группами, которые защищают различные ценности и интересы. Зачастую данные противоречия перерастают в конфликты, не способствующие плодотворной реализации преобразований, утверждению новейших основ социума, негативно воздействуют на состояние людей и стиль их общения.
Управленческая деятельность, успешная работа руководителя в большой степени зависит от того, насколько он владеет профессиональной культурой общения, культурой управленческого общения, этикой служебных отношений.
Этим подтверждается актуальность нашей темы исследования, которая посвящена изучению управленческого общения.
На сегодняшний день процессы общения изучаются с точки зрения разных научных отраслей: социологии, философии, социальной психологии, общей психологии, лингвистики, теории управления. Любая из данных наук изучает данный феномен главным образом со своей точки зрения. Всесторонний и глубокий анализ данной проблемы находит свое отражение в философских трудах В.Г. Афанасьева, B.C. Барулина, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, Д.И. Дубровского, А.К. Уледова, В.М. Соковина и др.
Проведение исследования общепсихологических аспектов проблемы общения можно обнаружить в трудах Л.С. Выготского, М.И. Бобневой, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, И.Н. Семенова, С.Л. Рубинштейна.
Социальная психология рассматривает общение как особый социуменно-психологический феномен, раскрывает его сущность, структура, роль и место общения в психологических процессах взаимоотношений человека с социумом, механизмы взаимовлияния людей друг на друга. Данные вопросы анализируются в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, М.И. Бобневой, А.И. Донцова, И.А. Джидарьян, Г.А. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, В.Н. Маркина, А.П. Федоркиной, Л.А. Петровской, Ю.А. Шерковина и др.
Цель исследования: раскрыть содержание, сущность и функции управленческого профессионального общения.
Задачи:
раскрыть понятие управленческого общения;
рассмотреть основные принципы управленческого общения;
раскрыть особенности управленческого общения;
рассмотреть структуру управленческого взаимодействия.
Объект исследования: управленческое общение.
Предмет исследования: содержание, принципы, стадии и структуру управленческого общения.
В качестве главных методов исследования использовались: анализ научной литературы, обобщение научных данных по проблеме исследования.
I. Понятие об управленческом общении
Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в социуме. Реализуя собственные духовные и материальные потребности, человек, благодаря общению, может вступать в различного рода взаимоотношения - политические, производственные, нравственные, идеологические и т.д.
Производственные отношения являются структурообразующим компонентом всей системы социальных отношений. В ходе производства непременно возникает необходимость в таком виде деятельности, как управление, которое предполагает планирование, организацию, контроль, мотивацию, а также тесно связанное с реализацией данных функций коммуникации принятие решений. Отталкиваясь от этого, управленческое общение можно определить как общение, которое вызвано потребностью реализации функций управления с учетом обратной связи.
С точки зрения функционального анализа управленческой деятельности, общение является не столько условием, сколько компонентом, самостоятельной частью данной деятельности. Р. Л. Кричевский, проводя анализ управленческой деятельности, определяет общение как «коммуникативно-регулирующую» или «коммуникативно-организационную» функцию руководства.
Управленческое общение - это особенный, специфичный вид общения, который отличается от других видов общения тем, что через него и благодаря ему решаются управленческие задачи.
Управленческое общение - это общение, целью которого является процесс руководства людьми, то есть изменение их деятельности в установленном направлении, поддерживание в заданном или формирование в нужном направлении.
Управленческие отношения предполагают тесное диалектическое взаимодействие между объектом управления (от некоторых структурных подразделений до социума в целом) и субъектом управления, которые осуществляют осмысленное влияние на объект для достижения поставленных целей. Взаимоотношения между объектом и субъектом нельзя подвергать рассмотрению как односторонний процесс влияния субъекта на объект.
Во-первых, потому, что каждый субъект управления собственно является и объектом управления со стороны организации более высокого уровня производственной иерархии.
Во-вторых, потому, что объект управления активен по отношению к субъекту управления: посредством обратной связи он оказывает на него воздействие, принуждая вносить поправки как в развитие самого субъекта управления (его структуру, состав), так и в процесс осуществления исполняемых им функций. В виду этого вернее говорить о субъектно-субъектных взаимоотношениях в управленческой деятельности.
В управленческой деятельности выделяют несколько форм управленческого общения.
1. Субординационная форма общения. Это общение между подчиненными и руководителями, в основе которого лежат административно-правовые нормы. Подобное общение формируется как между руководителями и подчиненными, так и между руководителями различных уровней управления. Субординационная форма управленческого общения может носить как линейный, функциональный и смешанный, так и линейно-функциональный характер. При линейных взаимоотношениях у любого управленца может быть несколько подчиненных, но каждый из подчиненных непосредственно имеет исключительно одного руководителя. Что касается функциональных взаимоотношений, то подчиненный может находиться в подчинении у нескольких руководителей одновременно,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c.
2. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.
4. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
5. Виговская, М.Е. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская, А.В. Лисевич. - М.: Дашков и К, 2016. - 140 c.
6. Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 112 c.
7. Кормнова, Н.А. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова; Под общ. ред. Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2013. - 463 c.
8. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c.
9. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник. / В.И. Шуванов. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 463 c.
10. Богомолова, М. Н. Влияние этики на построение взаимоотношений в сфере делового общения/ М.Н. Богомолова, С.Г. Сейранов, Ю. Н. Юрьев // Ученые записки университета Лесгафта.- 2015. - №5 (123). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-etiki-na-postroenie-vzaimootnosheniy-v-sfere-delovogo-obscheniya (дата обращения: 31.05.2019).
11. Булков, А.А. Теоретический анализ сущности и содержания управленческого общения/А.А. Булков // Вестник МФЮА.-2012.- №2.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-suschnosti-i-soderzhaniya-upravlencheskogo-obscheniya (дата обращения: 30.05.2019).
12. Цветков, В. Л. Стиль общения руководителя в контексте предупреждения служебных конфликтов и оптимизации управленческой деятельности / В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева, А.М. Танов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - №4 (71).- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-obscheniya-rukovoditelya-v-kontekste-preduprezhdeniya-sluzhebnyh-konfliktov-i-optimizatsii-upravlencheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 30.05.2019).