Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Уровни спортивного отбора: сущность, характеристика………………………4
2. Отбор в большом футболе: особенности………………………………….…….6
2.1. Общие критерии отбора футболистов в команду. Технико-тактическое мастерство…………………………………………………..………………………..6
2.2 Медико-биологические критерии спортивного отбора……………...………..8
2.3 Психологические критерии спортивного отбора………………………….......9
Заключение…………………………………………………………………...……..11
Список используемой литературы…………………………………………...……14
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Спортивный отбор представляет собой совокупность мероприятий, которые помогают обозначать высокий уровень предрасположенности ребенка к тому или иному роду виду спорта [2]. Отбор в спорте проходит достаточно длительно и имеет несколько стадий. Эффективность отбора определяется тем, что на каждой ступени подготовки в течение многих лет будущий спортсмен занимается по определенной комплексной методике, которая включает оценочные компоненты личности. Применяются различные методы исследования, начиная с педагогических, медицинских, биологических, психологических, социологических и пр. Так или иначе, говоря о спортивном отборе, всегда говорят о многолетней практике спортсмена в определенном виде спорта.
Также отбор в спорте предполагает научный прогноз принятия и реализации на практике решения о включении в спорт возможного участника [3].
Рассматривая спортивный отбор, он подходит и к детям, и к спортсменам. Прохождение его необходимо всем субъектам деятельности в спорте. Это спортсмены, тренеры, судьи, врачи в спорте, специалисты из комплексной группы и пр. Причем наличие сильного тренера является определяющим в прохождении спортивного отбора, нежели наличие в команде сильного спортсмена [5].
Цель данной работы является рассмотрение спортивного отбора в большом футболе.
Задачи:
1) Рассмотрение общих уровней спортивного отбора;
2) Анализ качественных и количественных критерием отбора футболистов в команду;
3) Описание медико-биологических критериев спортивного отбора;
4) Характеристика психологических критериев спортивного отбора.
1. Уровни спортивного отбора: сущность, характеристика
То, насколько общество вовлекается в регулярные спортивные занятия, проявление интереса, стремление к достижениям в спорте определяется то, насколько индивидуальные особенности человека соотносятся со спецификой того или иного вида спорта [3].
Спортивная ориентация представляет собой выбор отдельно взятого человека определенного вида спорта, который бы соответствовал его индивидуальным особенностям [5]. Особенно спортивная ориентация характерна в детско-юношеском и массовом спорте. Если спортивная ориентация проведена качественно, то спортивный отбор, соответственно, эффективен.
Методы проведения спортивной ориентации и спортивного отбора едины. Отличаются они только подходами. Так, спортивная ориентация больше направлена на конкретного индивида. Спортивный отбор направлен на конкретный спортивный вид деятельности [2].
На рисунке 1 мы показали уровни спортивного отбора.
В спортивном отборе принимают участие спортивные тренеры, которые работаю с данными спортсменами, и экспертная группа (ведущие специалисты конкретного региона).
Выбор методики для проведения спортивного отбора обусловлен особенностями вида спорта и базируется на показателях, которые мы рассмотрели во введении (психологические, биологические и пр.)
Принимают во внимание базовый уровень, изменение показателей обследования с возрастом, в течении и после тренировки, связь показателей коррелирует с достижениями в конкретном виде спорта.
То, насколько качественно проведен спортивный отбор, будет определять успех многолетней подготовки спортсмена. С течением лет совокупность методов спортивного отбора увеличивается, отбор становится все более расширенным. Количество отбираемых спортсменов уменьшается, соответственно [3].
Рисунок 1 - Уровни спортивного отбора [7]
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Апухтин Б. Т. Тактическая подготовка футболистов. — М.: Физкультура и спорт, 1961. — 86 с.
2) Волков В. М. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
3) Гиффорд К. Все о футболе. — М.: АСТ : Астрель, 2006. — 64 с.
4) Гриндлер К. Физическая подготовка футболистов: (перевод с немецкого). — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 231 с.
5) Губа В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта. — М.: Советский спорт, 2008. — 302 с.
6) Косенюк В. А. Обучение игре в футбол: учебное пособие для футбольных секций коллективов физической культуры и сборных команд по футболу. — Минск: Государственное издательство БССР, 1961. — 107 с.
7) Котятова Н. И. Футбол: научно-популярное издание. — М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2013. — 96 с.
8) Психология: учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 366 с.
9) Семенова Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. — 101, [2] с.
10) Серова Л. К. Профессиональный отбор в спорте: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. — М.: Человек, 2011. — 159 с.
11) Столов И. И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения : (организационный компонент). — М.: Советский спорт, 2008. — 130 с.
12) Уилсон Д. Книга о футбольных тактиках: стратегии на футбольном поле. — М.: Эксмо, 2014. — 350 с.
13) Футбол: правила. — М.: Проспект, 2017. — 190 с.
14) Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры. — М.: Академия, 2007. — 478 с.
15) Цирик Б. Я. Игровые упражнения в тренировке футболистов: (занимательная тренировка). — М.: Физкультура и спорт, 1961. — 104 с.