Фрагмент для ознакомления
2
Для фиксации детского фольклора была организована экспедиция в Ленинградскую область.
Целями проведения фольклорной экспедиции были: собирание, изучение, обработка произведений детского фольклора.
В соответствии с целями экспедиции были поставлены основные задачи:
- обработка предварительных данных и разработка маршрута фольклорной экспедиции;
- поиск наиболее талантливых исполнителей детского фольклора;
- фиксация звукового, видео и фотоматериала на технические носители;
- оформление необходимой полевой документации (анкеты, дневники, паспортные данные информантов и др.);
- расшифровка экспедиционных материалов, их отбор с точки зрения художественной ценности;
Детский фольклор- область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества. Несмотря на видимые отличия детского фольклора от фольклора взрослых, граница между ними устанавливается в ходе исторического и функционального изучения отдельных жанров. Так, колыбельные песни одними исследователями относятся к детскому фольклору, другие считают их фольклором взрослых, приспособленным для использования в детской среде. Вместе с тем продолжают существовать жанры, которые можно в равной степени отнести и к взрослому, и к детскому фольклору: загадки, песни, сказки.
Переходя в детскую среду, большинство заимствованных текстов перестраивается в соответствии с особенностями детской психики. Они выполняют как информативную, так и педагогическую и развлекательную функции. Процесс трансформации носит сложный характер. Многие произведения детского фольклора перешли к детям так давно, что память об этом утратилась, другие произведения перешли в детский фольклор недавно. Следовательно, необходимо изучать жанры с учетом их исторического происхождения.
Традиционно можно выделить два направления, по которым происходит пополнение детского фольклора. С одной стороны, фольклор взрослых приспосабливается к детской среде. С другой, самими детьми создаются произведения, учитывающие специфику мировосприятия ребенка .
Сбор материалов детского фольклора начнем со знакомства с образцовым детским ансамблем «Васильки» Дома детского творчества деревни Замошье в Бережковском сельском поселении Волховского района Ленинградской области.
По данным «Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии» за 1905 год, деревня Замошье, вместе с деревнями Бережки, Наволок и Хотучи, входила в Замошское сельское общество[7].
Согласно военно-топографической карте Петроградской и Новгородской губерний издания 1915 года деревня называлась Замощь. Деревня расположена в южной части района на правом берегу реки Волхов. К востоку от деревни протекает река Сестра. По данным 1933 года деревня Замошье являлась административным центром Братовищенского сельсовета, в который входили 6 населённых пунктов: деревни Бережки, Братовище, Замошье, Липняги, Наволок, Хотуча, общей численностью населения 1014 человек.
Ансамбль создан в 2013 году. Руководит коллективом Синицына Зинаида Севостьяновна. Синицына Зинаида Севастьянова, в девичестве Павлуцкая, родилась в 1946 году в с. Липняги. Петь научилась от родителей. Отец работал учителем, мать врачом. Закончила 10 классов, работала в деревенской библиотеке. Родной язык – русский. У Синицыной З. С. записано 9 песен. Помогли ей при записи песен участницы народного фольклорного ансамбля «Васильки» Прускина Г. Ф., Соловкина В. Я., Чеботарева М. В. В сборе фольклора для репертуара ансамблю помогает Григорьева Матрена Калиновна, в девичестве Васильева, родилась в 1931 году в селе Бичура. Работала в колхозе. Петь научилась от родителей.
В составе ансамбля: школьники с 4 по 11 классы. В репертуаре: семейские песни, наигрыши, русские народные песни, постановки праздников «Пасха Христова», «Рождество» и др. Ансамбль – постоянный участник межрегиональных фестивалей. Также является лауреатом и дипломантом фестивалей и конкурсов народного творчества в Кемеровской области, в городах Владивосток, Красноярск, Сочи, Иркутск, Новосибирск, в Германии и Монголии. В исполнении ансамбля «Васильки» записано театрализованное представление «Празднование Пасхи Христовой».
Рис. 1. Участница ансамбля «Васильки»
При исполнении Синицыной З. С. и участников ансамбля «Васильки» было зафиксировано 2 колыбельных песни; 4 приговорки; 7 загадок; 4 считалки, 6 потешек, 4 дразнилки; 2 припевки; 6 скороговорок; 2 небылицы; 9 частушек; 5 закличек; 2 пестушки.
Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях.
Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Чеботарева Майя, 10 лет, учится в 4-м классе, узнала о песне от своей бабушки.
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.
Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон».
Чеботарева Майя, 10 лет, учится в 4-м классе, узнала о песне от своей бабушки.
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.
Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.
В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот.
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: «Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут» (удод); «Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик!» (чибис). К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.
* * *
Прускина Галя, 11 лет, учится в 5 классе, узнала приговорку от своей бабушки
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
"Ах, какая наша пчелка работящая!"
* * *
Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча - нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!
* * *
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
* * *
Чеботарева Майя, 10 лет, учится в 4-м классе, узнала о песне от своей прабабушки
Птичка-птичка - соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет веселей!
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.
По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
(Ёж)
В воде купался, а сух остался.
(Гусь)
Двенадцать братьев друг за другом бродят,
друг друга не обходят.
(Месяцы)
Есть семь братьев, годами равные именами разные.
(Дни недели)
То черное полотно, то белое полотно закрывает окно.
(День и ночь)
Вьется веревка на конце головка.
(Змея)