Фрагмент для ознакомления
2
1. Определение исходного состояния.
Одной из основных значимых проблем, которые «пронизывают» все сферы профессионального общения, в частности, и могут рассматриваться как недостатки профессионального и личностного саморазвития, является т.н. «проблема личных границ/границ профессиональных обязанностей», а точнее «неумения отстаивать личные границы» в профессиональных отношениях.
Примером могут служить ситуации, рассмотренные ниже, которые, в свою очередь, не исчерпывают весь перечень подобных прецедентов.
1)Несколько раз повторялась ситуация: руководство неожиданно ставит перед фактом, что в мой выходной день необходимо быть на работе, по причине незапланированного совещания/родительского собрания, проверки со стороны вышестоящих организаций и т.д. При этом, точной информации о том, сколько мероприятие продлится, какова моя роль в данном мероприятии, не поступает. Данные прецеденты вызывают с моей стороны гнев и возмущение, но я отвечаю согласием, никак не выражая свои негативные чувства. Ситуация, однозначно демонстрирующая недостаток саморазвития(инфантильность), т.к., подобное поведение размывает закрепленные законодательством профессиональные нормы рабочего времени, нарушает ролевое профессиональное поведение, увеличивает общую тревожность и др.
Адекватным для зрелой профессионально-личностной позиции было бы четко выяснить, насколько ситуации попадают под понятие «форс-мажорных», сколько времени займет мероприятие, что требуется от меня и обозначить, что «мне не нравится, что я неожиданно должна выйти на работу». После чего, либо отказать, либо найти компромисс.
2) Еще одной повторяющейся ситуацией является другая: после занятий, уже в нерабочее время, некоторые родители учеников считают совершенно нормальным в течение 1-2 часов обсуждать личностные особенности учеников, их успехи/неуспехи в учебе (в рамках моего предмета), семейные обстоятельства. Эти ситуации также повторяются нередко, а уже становятся нормой взаимодействия. Подобную практику мне остановить еще сложнее. Здесь мне ситуация не нравится тем, что в итоге, мое личное время потрачено и я не успеваю выполнить запланированные личные и профессиональные дела, выполнять которые приходится потом либо в ночное время, либо вместо каких-то личных увлечений, жертвовать временем, которое могло бы быть потрачено на взаимодействие с близкими людьми, укрепление здоровья, личностный рост и т.д. При том, что объяснить, уточнить, узнать лучше учеников и родителей – это, в целом, конструктивная деятельность. Реакцией зрелой личности здесь было бы некоторое ограничение по времени («У нас времени до 18.00, слушаю..») и четкое планирование как встреч с родителями/учениками, так и своего личного времени.
Подобные проявления, гипотетически демонстрируют «размытость» личностных границ, поэтому нами была проведена личная диагностика по методике «Суверенность психологического пространства» (СППЛ) С.К.Нартовой-Бочавер (см.Приложение).
Результаты самодиагностики (методика «Суверенность психологического пространства» (СППЛ)(см.Приложение).
Были получены следующие результаты (ответы на вопросы представлены в Приложении).
Отмечается максимальная суверенность социальных связей (СС) и суверенность привычек (СП), что демонстрирует в личности свободу в выборе социальных связей и уважение данного выбора, со стороны других как нормальное явление. Суверенность привычек/соответствие временной формы организации жизни человека – личность привыкла, что ее «биологические часы», распорядок дня по времени не нарушается деструктивно, относятся с уважением е выбранному личностью распорядку), поэтому любые «вклинивания» извне, либо грубые попытки нарушить запланированную деятельность вызывают обиду и непринятие, т.к. личность привыкла, что ее «организацию времени», априори, уважают (так было в детстве), это одна из базовых, вероятно, неосознаваемых личностью установок. В описанных выше ситуациях мы, как раз, наблюдаем нарушение СП, что вызывает гнев – личность не привыкла к этому. Решение проблемы – вероятнее всего в изменении коммуникации и поведения.
Суверенность физического тела (СФТ) и суверенность территории СТ находится на среднем уровне выраженности – т.е. личность допускает на социальном уровне, телесные контакты (прикосновения, рукопожатия, объятья) в уместных пределах, а также требует выделения и ограничения пространства для работы/отдыха и способна «впустить на свою территорию» того, кто «попросил разрешения войти».
Низкий, несколько депривированный вариант показывает личность по параметрам суверенность вещей (СВ) и суверенность ценностей (СЦ) – личность, вероятно, имеет опыт обесценивания личной собственности(это касается и личного времени), распоряжаться которой может только он. Поэтому, мы видим, как личность «оправдывает», чувствует себя виноватой за то, что хочет позаниматься спортом (для себя), почитать или побыть с мужем/ребенком/родителями в ущерб !ОБЩЕНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ!
Относительно депривации суверенности ценностей (идеи, взгляды на жизнь, которые являются наиболее приоритетными для данной личности) – вероятно, здесь депривация находит свое выражение в том, что личность «придерживает» свои, в целом, достаточно нравственные, гуманные и моральных ценности «при себе» не транслируя их открыто.
Общий показатель СПП (суверенность психологического пространства) личности – 45%, что интерпретируется как средний уровень.
Итак, работа по личностному развитию, вероятно, должна затрагивать следующие сферы: коммуникация, самооценка, организация собственного времени и волевое соответствие намеченному плану. Желательно осуществлять работу в рамках тренинговой психологической группы и/или
С помощью психолога, но возможен и вариант индивидуального саморазвития.
2.Формулировка целей саморазвития.
Цель саморазвития от 01.07.2019г. по 01.10.2019г.
1) Четкое ограничение профессиональных и личностных границ во взаимодействии с руководством, коллегами и родителями.
2) Работа над внутренним осознанием «права на суверенность личных вещей», над самооценкой.
3) Развитие волевых качеств, «свободы воли», способности к осознанному выбору с осознание своего права на выбор.
2. Формулировка задач саморазвития:
А) Реализация индивидуальной/групповой работы по коммуникации (научиться применять «здоровое «Нет» и «Да»).
Б) Планирование времени (как профессионального, так и личного).
В) «Мягкая» смена взаимодействия с коллегами, руководством и родителями учеников на уровне поведения и коммуникативного взаимодействия.
Г) Изучение правовых аспектов профессиональной деятельности для четкого выяснения профессиональных обязанностей и своего пространства «я могу это сделать, если я так захочу или посчитаю нужным, а могу и отказать».
Д) Выделение личного времени для отдыха и саморазвития.
Е) Осознание чувств и эмоций, которые вызывают те или иные ситуации для соответствующего экологичного, социально приемлемого реагирования в каждой конкретной ситуации.
3. Особенности приемов, форм, методов саморазвития.
Упражнения, правила, ограничения, тренинги.
1) КОММУНИКАЦИЯ.
На уровне коммуникации, достаточно рациональной и отвечающей целям саморазвития являются рекомендации американского психолога Мерилин Мюррей. Автор предложила пять способов сказать «да» и «нет», разделяя их на здоровое/нездоровое «да» и «нет» .
1. Ты просишь меня о чём-то, мне это нравится, и я говорю «Да»(здоровое «Да»).
2. Ты просишь меня о чём-то, мне это не нравится и я говорю «Да», но возмущаюсь/обижаюсь при этом(нездоровое «Да»).
3. Ты просишь меня о чём-то, мне это не нравится и я говорю «Нет» и нормально отношусь к этому (здоровое «Нет»).
4. Ты просишь меня о чём-то, мне это не нравится и я говорю «Нет» и чувствую себя очень виноватым/виноватой (нездоровое «Нет»).
5. Ты просишь меня о чём-то, мне это не нравится, но, поскольку я отношусь к тебе с любовью и заботой, то я говорю «Да» и не возмущаюсь/не обижаюсь при этом(здоровое «Да» при условии осознания целей и мотивов свое.