Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 1. Анализ затрат
Дать анализ общей суммы затрат, состава и структуры затрат, опре-делить влияние факторов на отклонение материальных, трудовых затрат и изложить методику определения резервов снижения себестоимости про-дукции.
Ответ:
Затраты являются ресурсами, которые израсходованы на конкретные цели, определяются в стоимостном выражении. Величину затрат опреде-ляют на основе размера использованных материальных, трудовых и фи-нансовых экономических ресурсов субъекта хозяйствования для производ-ства продукции (выполнения работ и оказания услуг). С целью обеспече-ния соразмерности разного рода ресурсов размер их должен быть пред-ставлен в денежном выражении .
Затраты на производство и продажу продукции - это себестоимость. Их возмещение происходит в каждом цикле производства при помощи по-лученной выручки от продажи. При неизменном уровне продажных цен от размера затрат на производство и продажу продукции при прочих усло-виях равного характера находится в зависимости размер прибыли субъек-та хозяйствования и уровень производственной рентабельности .
В сегодняшних условиях экономики борьба за рациональное исполь-зование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сфере товар-ного обращения требует правильной постановки их учета, контроля и ана-лиза. Этим определяются и задачи анализа себестоимости как основного метода управления затратами. Их можно сформулировать так :
1) Изучение объема, структуры и динамики затрат.
2) Исследование факторов, которые оказывают воздействие на общий уровень затрат и количественное изменение данного влияния.
3) Выявление непроизводительных расходов и потерь, и разра-ботка мероприятий по их устранению.
4) Установление размеров рациональности использования затрат.
С целью проведения оценки состояния издержек организации осу-ществляют оперативный и сравнительный анализ.
С целью проведения оперативного анализа используют материалы текущего бухгалтерского учета и первичной документации. В данном от-ношении особо важное значение имеет контроль предварительного харак-тера. Затраты должны производиться, как правило, в пределах определен-ных лимитов.
С целью проведения анализа затрат коммерческого предприятия ис-пользуется система показателей.
1. Обобщающие показатели в целом по коммерческому предприя-тию.
- Абсолютные показатели:
а) абсолютная сумма затрат общая и по видам затрат, по группам за-трат.
- Относительные показатели:
а) структура затрат;
б) уровень затрат в процентах к выручке;
в) темпы изменения затрат;
г) показатели изменения уровня затрат под влиянием ряда факторов.
2. Показатели эффективности текущих затрат субъекта хозяйствова-ния в целом – частные показатели по подразделениям коммерческого предприятия или по отдельным группам и статьям затрат.
- Абсолютные показатели:
а) абсолютная сумма затрат по подразделениям коммерческого предприятия и по отдельно взятым группам и статьям затрат.
- Относительные показатели :
а) структура отдельных групп и статей затрат;
б) уровень затрат по отдельным группам и статьям;
в) темпы изменения уровня затрат по отдельным группам и статьям;
г) показатели изменения уровня затрат по отдельным группам и ста-тьям, которые происходят под влиянием ряда факторов.
Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска про-дукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов.
Изучение структуры затрат на производство и её изменений за от-чётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей рас-ходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости.
Вопрос 2. Анализ прибыли по международным стандартам
Понятие маржинального анализа, его возможности, основные этапы и условия применения. Методика маржинального анализа прибыли. Опре-деление безубыточного объёма продаж (порога рентабельности, точки равновесия, критической точки) и влияние факторов на его изменение.
Ответ:
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показате-лей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и при-былью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при за-данном значении других. Данный метод управленческих расчетов назы-вают еще анализом безубыточности или содействия доходу. В основу ме-тодики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависи-мости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет со-бой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль .
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяет-ся в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определе-нии:
- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемо-сти издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и перемен-ных затрат;
- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
Вопрос 3. Анализ финансового состояния изучаемого предприя-тия
Исчислить структуру средств и источников их формирования. Рас-считать собственные оборотные средства, степень покрытия ими производ-ственных запасов, определить финансовую устойчивость предприятия, платёжеспособность и её изменения. При освещении этого вопроса необ-ходимо рассчитать все показатели за последние два года на основании ба-лансов предприятия (балансы предприятия приложить).
Решение:
Для общей характеристики финансового состояния ПАО «Газпром» необходимо провести анализ баланса - горизонтальный (при помощи по-казателей динамики) и вертикальный (при помощи показателей структу-ры).
По данным таблицы 1 можно отметить следующее. Общая стоимость имущества ПАО «Газпром» за три года увеличилась на 2126062 млн.руб., или на 19,6% (а в 2015 году по сравнению с 2014 годом был рост на 731513 млн.руб., или на 5,97%).
Внеоборотные активы за три года возросли на 18,1% и составили 9291307 млн.руб., при этом по сравнению с 2014 годом внеоборотные ак-тивы повысились на 4,03% по причине увеличения стоимости основных средств на 131653 млн. руб., или на 1,96%, и финансовых вложений – на 177632 млн. руб., или на 8,83%, которые являются основной частью их. Все остальные внеоборотные активы имеют незначительный удельный вес.
При этом наблюдается увеличение суммы оборотных активов - они повысились за три года на 23,5%, или на 702160 млн.руб., а в 2015 году по сравнению с 2014 годом – был рост на 11,19%, что составляет 3,03% к итогу баланса). Данный рост произошел за счет увеличения суммы запасов за 2015 год на 9,85%, или на 48427 млн.руб., что оценивается отрицатель-но, так как деньги не работают на предприятие, а оседают в медленно реа-лизуемых активах. Отрицательной оценки заслуживает увеличение деби-торской задолженности на 28,37% , или на 555834 млн. руб. в 2015 году, а за три года она возросла на 18,7%. Увеличение ее ухудшает ликвидность баланса ПАО «Газпром».
Отрицательно оценивается уменьшение денежных средств, так как это самые ликвидные активы, при этом в 2015 году в сравнении с 2014 го-дом они снизились на 218128 млн.руб., что составляет 1,78% в % к изме-нению итога баланса. Это говорит об ухудшении ликвидности баланса.
Удельный вес дебиторской задолженности на конец 2015 года равен 19,38% (в 2014 году – 16%), это может быть охарактеризовано отрица-тельно, так как средства остаются у дебиторов, а не работают на компа-нию. Сумма и удельный вес в активах дебиторской задолженности значи-тельны, что говорит о необходимости улучшения управления ею. Значи-тельно возрастает удельный вес запасов с 3,71% в 2013 году до 4,16% в 2015 году, это говорит о снижении ликвидности баланса компании. Также при этом снижение удельного веса денежных средств с 5,92% в 2014 году до 3,91% в 2015 году является причиной еще большего падения уровня ликвидности баланса (также незначителен и удельный вес финансовых вложений).
В пассиве баланса ПАО «Газпром» происходили следующие измене-ния. Сумма собственного капитала повысилась за три рассматриваемых года на 11,4%, или на 953174 млн.руб., а в 2015 году – на 2,56%, и стала равной 9322339 млн.руб. Это произошло по причине повышения суммы нераспределенной прибыли в 2015 году на 235640 млн. руб, или на 5,99%, что составляет 1,92% к итогу баланса.
При этом сумма долгосрочных обязательств возросла за период на 840459 млн. руб., или на 67,4%, и стала равной 2087033 млн. руб. по причине повышения заемных средств компанией в 2015 году на 330020 млн. руб., или на 2,12%, что составляет 2,69% к итогу баланса.
Сумма краткосрочных обязательств, представленных и кредитор-ской задолженностью, и заемными средствами, и оценочными обязатель-ствами, увеличилась на 332429 млн.руб., а в 2015 году было увеличение ее на 8%.
При этом краткосрочные займы изменялись не значительно и состав-ляли на конец 2015 года 793301 млн. руб. Отрицательным моментом счи-тается повышение кредиторской задолженности на 32183 млн. руб., или на 5,03% в 2015 году (за три года – на 21,5%).