Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Необходимость говорить о восстановительных мероприятиях при заболеваниях желудочно-кишечного тракта обусловлено, сопровождающими сопровождающимися ограничениями двигательной активности, которые вынуждают индивида, соблюдать абсолютный или относительный покой [7]; ограничениями в питании относительно употребления ряда продуктов [9]; ограничения в использовании восстановительных термических процедур: баня, сауна [4].
Относительно длительное состояние мышечного покоя или гипокинезия проводит к ухудшению физических и функциональных качеств человека и не способствует процессу восстановления. В этой связи применение специальных физических упражнений, с одной стороны, способствует устранению вредного влияния гипокинезии; с другой – происходит формирование устойчивой компенсации пораженной системы или органа [3].
Глава 1. Организация восстановительных мероприятий при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
1.1. Характеристика заболевания желудочно-кишечного тракта
На примере хронической язвы ДПК, относящейся к заболеваниям желудочно-кишечного тракта представим основные патоморфологические элементы патологии. К ним относятся: первичная язвенная шпора, которая представляет собой собственно хроническую язву или постязвенный рубец, вторичная стенотическая шпора, образующуюся в результате контралатерального спазма стенки ДПК в пределах соответствующего сегмента крово и лимфообращения с последующей фиксацией инвагинированных в просвет стенок ДПК наружным рубцово-спаечным процессом, надстенотическую деформацию и псевдодивертикулы ДПК, наружную рубцово- спаечную мантию. Необратимое рубцово-язвенное поражение ДПК в подавляющем большинстве случаев несет сегментарный характер, то есть имеет место в пределах 1–2 интрамуральных дуг крово и лимфообращения. Первичная и вторичная язвенные шпоры принимают участие в формировании псевдопривратника, что приводит к дилатации привратника, его дисфункции и антрализации луковицы ДПК. При большинстве сегментарных стенозов ДПК, вне зависимости от их формы и уровня, вторичная язвенная шпора ввиду отсутствия в ней выраженных фибрознодегенеративных изменений подлежит расправлению, сохранению и использованию ее при дуоденопластике заболеваниях желудочно-кишечного тракта [7;9].
Авторами Борисовым А.Е., Акимовым В.П., Веселовым Ю.Е. установлено, что в морфофункциональном статусе гастродуоденальной системы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта превалирует активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы с гипермоторики желудка и ДПК, увеличением секреции соляной кислоты и гастрина, а также интенсивной колонизацией Helicobacter pylori. В поздние сроки воостановительного периода, превалирует активность симпатоадреналовой системы с выходом регуляции секреции из - под холинэргического контроля, что проявляется, снижением тонуса и замедлением эвакуации из желудка, повышением гастринопосредованного механизма секреции. При этом высока вероятность развития хронических нарушений дуоденальной проходимости с антропилородуоденальной дискоординацией и вторичным снижением инфицированности Helicobacter pylori [9].
1.2. Средства и компоненты восстановительных мероприятий при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
Средств восстановления условно подразделяют на три группы: медицинские или медико- биологические; психологические или психотерапевтические (психолого-педагогические); педагогические.
Медико- биологические средства: режим питания; фармакологические средства (витамины и минеральные вещества; обезболивающие и противовоспалительные препараты; вещества, стимулирующие функцию кроветворения и т.п.)
Педагогические средства, к которым относятся: соблюдения гигиены труда и режим отдыха; сон, закаливание, отказ от вредных привычек, ведение здорового образа жизни, и, конечно, занятия физическими упражнениями.
В состав психологических средств восстановления входят следующие группы: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, психорегулирующая тренировка, гипноз, аудио и видео терапия, самовнушения, арт-терапия.
Представим характеристику восстановительных средств при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
Физическая активность. Импульсы от опорно-двигательного аппарата поступают в головной мозг с информацией о состоянии тела и являются раздражителями, стимулирующими деятельность мозга. Чем активнее мышцы, тем больше импульсов идёт от них в мозг, и тем он в большей степени активизируется. Так действуют, физические упражнения [9].
Действие физических упражнений тесно связано с физиологическими свойствами мышц. Поскольку, мышцы обладают способностями: возбудимости, проводимости, сократимости, то, при их работе, происходит обогащение крови кислородом и усиление обмена веществ. А, нарушение обмена веществ, в свою очередь, является последствием стресса.
Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме. Данное действие выражается в восстановлении нарушенных моторно-висцеральных рефлексов, что приводит к повышению тонуса мышц.
Физические упражнения активизируют кровообращение, поэтому под влиянием физических упражнений ускоряется кровообращение. С потоком крови, обогащенной кислородом и питательными веществами, доставляются белки (строительный материал), который способен обеспечить нормализацию функций, приводящих к прекращению патологических условно-рефлекторных связей и восстановлению нормальной регуляции деятельности всего организма. Например, при изменении интенсивности, выполняемых упражнений, можно усиливать или процессы торможения, или процессы возбуждения [6].
При применении физических упражнений осуществляется тренировка, которая способствует повышению двигательной активности, физической работоспособности.
Особенностью тренировки выступает задавание объема и темпа выполнения упражнений. Тренировка может иметь оздоровительную направленность, коррекционную, спортивную направленности. Это зависит от подбора упражнений, темпа выполнения движений и работы группы мышц, на которую оказано воздействие [11].
Примерами восстановительных мероприятиях при заболеваниях желудочно-кишечного тракта являются выполнение физических упражнений: дозированная ходьба (терренкур), в том числе скандинавская ходьба, и бег трусцой (кросс); гимнастика; аэробика, стретчинг (растяжка), фитнес, подвижные игры, туристический поход.
Например, туристический поход благоприятно влияет на эмоции, физические качества индивида. Сочетая все виды активности (познавательную, эмоциональную, двигательную, когнитивную) индивид переключается с одного вида на другой: читает топографическую карту, анализирует маршрут, выполняет двигательную работу, общается с попутчиками, ориентируется на местности. Таким образом, индивид отвлекается от проблем заболевания, переключается на выполнение других функций [3]
Одним из средств восстановления при заболеваниях желудочно-кишечного тракта является дыхательная гимнастика. Использование дыхательной гимнастики помогает снять чрезмерное психоэмоциональное напряжение и способствует формированию умения успокоиться и расслабиться при напряжении; брюшное дыхание благоприятно воздействует на желудочно-кишечный тракт, активизируя обмен веществ, доставляя кислород с питательными веществами в клетки брюшной полости [10].
Применяются такие дыхательные упражнения, как, например, сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Повторить 6 раз. Затем, совершить короткий и энергичный вдох и такой же выдох. Повторить до 20 раз [1].
Действенным методом нейтрализации болевых ощущений при заболеваниях желудочно-кишечного тракта является сон. Если в момент болевых ощущений скелетные мышцы напрягаются, волнение перенапрягает мышцы и у индивида утрачивается способность владеть ими. В состоянии сна мышцы расслабляются, мозг спокоен. Сигналы идут от мозга к мышцам и от мышц к мозгу. Мозг получает всё меньше и меньше возбуждающих сигналов, и он начинает успокаиваться.В этом заключается основная закономерность психорегуляции [7].
Последствия заболеваний желудочно-кишечного тракта вредны для организма, поскольку с освобождением энергии в предельных пропорциях происходит выброс витаминов и минералов. В преодолении последствий заболеваний немаловажное значение отводится питанию, применению витаминно-минеральных комплексов. В частности витаминов группы В, витаминов А и С, фолиевой кислоты, кальция, магния, цинка, железа, хрома и других микроэлементов. Лучше принимать витамины с пищей: овощами и фруктами, которые легко усваиваются организмом. в желатиновых капсулах, которые легко усваиваются. В некоторых витаминных комплексах содержатся ферменты для улучшения пищеварения [7].
Антиоксиданты (витамин Е) помогают устранить вред, наносимый организму свободными радикалами, которые активизируются, как ответная реакция на «освободившиеся» места здоровых клеток [4].
Рекомендуется употреблять продукты богатые клетчаткой (злаковые, капуста, картофель, морковь), исключить алкоголь, кофе, никотин.
1.3. Принципы самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий
Оптимальный эффект от восстановительных процедур при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, достигаемый при использовании средств физической культуры, наблюдается при соблюдении следующих принципов занятий: индивидуализации, систематичности, постепенности, доступности, регулярности, ориентации на возрастные нормы.
Принцип индивидуализации предусматривает подбор упражнений в соответствии с функциональными и физическими возможностями организма. В зависимости от воздействия на организм различают 3 уровня нагрузок: минимальные, предельно допустимые и рациональные [17, с. 15].¬¬
Минимальные - это такие нагрузки, ниже которых тренировочный эффект не наблюдается (ниже 40 % МПК).
К рациональным относят нагрузки, интенсивность которых составляет 50-75 % МПК.
К предельно допустимым относят нагрузки, длительное применение которых может вызвать патологические изменения в организме человека (85-100 % МПК).
Глава 2. Методическое сопровождение восстановительных мероприятий при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
2.1. Паспорт здоровья при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
Представлю личные характеристики при заболевании желудочно-кишечного тракта.
2.2. Программа восстановительных мероприятий при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
На собственном примере представлю комплекс мероприятий восстановительного плана.
Прикладные физические упражнения: выполнение равномерной двигательной работы на тренажерах длительное время до 60 мин. (велотренажер, ступоходы, кардиодорожка, тренажеры); жим штанги лежа на количество подъемов (30% от макс. веса) в 3 подходах; приседания со штангой (40% от макс. веса на плечах) в 3 подходах по 12 повторений; упражнения на брюшной пресс – 30 повторений в 3 подходах; висы на перекладине со сгибанием ног – 3 подхода по 20 повторений.
Прикладные качества: выносливость, координация движений, сила (перетаскивание с места на место кипы бумажных документов) необходимы в выполнении трудовых функций.
Прикладные психические качества: внимание (в работе не следует допускать ошибок); мышление (что и откуда: свести дебет с кредитом); целеустремленность (выполнение задание за рабочий день – не оставаться на сверхурочные); эмоциональная устойчивость (пересчеты требуют терпения и выдержки); самообладание (напряжение в мышцах требует «выброса» энергии).
2.2.2. Комплекс упражнений утренней гимнастики
Рассмотрим задачи утренней гимнастики, последовательность выполнения упражнений, основное правило при составлении комплекса упражнений, содержание комплекса упражнений, что следует делать после окончания утренней гимнастики? Составим комплекс утренней гимнастики из 6-8 упражнений.¬
Задачами утренней гимнастики являются [5]:
1) укрепление здоровья, закаливание организма;
2) развитие физических качеств;
З) повышение общей работоспособности;
4) подготовка организма к предстоящей учебе (работе).
В самом начале занятий гимнастикой нельзя сразу включать бег, прыжковые или силовые упражнения, предъявляющие высокие требования к сердечно- сосудистой, дыхательной и другим системам организма. Первое упражнение - ходьба. После нее идут упражнения типа потягивания. Далее нужно включать упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, спины и ног, потом прыжки типа подскоков, медленный бег и ходьбу. В заключение и в паузах между упражнениями целесообразно проводить упражнения на расслабление и дыхание [5].¬¬¬¬¬
Комплекс упражнений утренней гимнастики составляется так, чтобы поочередно вовлекать в работу мышцы, проработать большее их количество. Дополни¬тельно в комплекс включаются специальные упражнения для укрепления отдельных физических качеств или «проблемных» зон. Необходимо постепенно повышать физическую нагрузку от начала занятия к середине и снижать к окончанию. Достигается это путем уменьшения количества повторений и упражнений за счет более медленного их выполнения, упражнений на расслабление и дыхание.
В комплекс упражнений входят [12]:
1) упражнения, активизирующие функцию дыхания, с изменением частоты, ритма, глубины дыхания, улучшающие выдох, с движениями рук, ног, туловища в исходных положениях стоя и сидя;
2) упражнения, тренирующие сердечно- сосудистую систему: ритмичная ходьба, бег на месте и с продвижением, подскоки, прыжки. Упражнения для мышц рук, ног и туловища выполняются в среднем и быстром темпах;
3) упражнения для сохранения и развития подвижности в суставах и позвоночнике, движения ногами, руками с максимальной амплитудой, пружинящие, с гимнастической палкой, наклоны, круговые движения туловищем и тазом;
4) упражнения для улучшения осанки: повороты, на круговые движения головой, вперед, назад, вправо. Упражнения для мышц спины: разгибания, прогибания, ползания с гимнастической палкой, со стулом, т.е. корригирующие упражнения;
5) упражнения для развития силы: для плечевого пояса (с эспандером. амортизатором. жгутом и другими средствами): для ног (приседание на одной и двух ногах): мышц живота (лежа на спине поочередное поднимание прямых и согнутых ног, круговые движения ими);
6) упражнения на расслабление.
После окончания утренней гимнастики следуют водные процедуры: обтирание, контрастный душ и т.п.
2.2.3. Комплекс упражнений производственной гимнастики (физкультпауза)
Во время работы в организме возникает состояние утомления, которое снижает работоспособность, поэтому необходим отдых. Одним из самых сильных средств борьбы с преждевременным утомлением является рациональная организация режима труда и отдыха. Производственная гимнастика является прямым подтверждением правильной организации, способной достичь поставленной цели - укрепления здоровья и повышения работоспособности человека [1].¬¬¬¬
Работоспособность может изменяться в течение дня несколько раз. Характерной особенностью является наличие в ней трех периодов:¬
1) первый период - период врабатываемости. С этой целью лучше всего применять вводную гимнастику, которая способствует более быстрому повышению работоспособности организма;¬¬
2) второй период характерен состоянием повышенной и более продолжительной по времени работоспособности. Этот фактор во многом зависит от физических кондиций человека и вида его деятельности, умственной или физической. В любом случае происходит утомление ЦНС (центральной нервной системы), в результате чего работоспособность постепенно снижается, а производительность труда падает;¬¬¬
3) третий период по своему характеру является переломным, так как с введением в него физкультпаузы, состоящей из упражнений, связанных со спецификой труда и характером деятельности человека, происходит вновь повышение работоспособности и производительности труда. Такая смена деятельности способствует снятию возбуждения [1].
Представим методику производственной гимнастики: назовем основные правила при составлении комплекса и обозначим принципы составления и последовательности выполнения физических упражнений; выделим на какие основные мышечные группы и органы приходится наибольшая нагрузка в профессии; составим комплекс самостоятельных занятий [14, с. 45].¬
Зная специфику производственной деятельности и условий труда, можно вносить в предлагаемые комплексы свои коррективы - заменять отдельные упражнения, уточнять дозировку и темп выполнения, а также по мере подготовленности увеличивать количество упражнений в комплексе до 8-10.¬¬
Подбор упражнений зависит от задач, а для этого, в свою очередь. надо ознакомиться с назначением отдельных упражнений. Так, например, наиболее быстрое и активное оживление деятельности органов дыхания и кровообращения, улучшение обмена веществ вызывают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, приселаниях. Они же применяются для развития мышц ног и таза.¬¬¬¬
Заключение
Цель работы являлось обоснование комплекса собственных восстановительных мероприятий при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
В первой части работы рассмотрена проблема проведения восстановительных мероприятий при заболеваниях желудочно-кишечного тракта в научно-методической литературе.
Выявлено, что основная причина рецидива синдрома заболевания желудочно-кишечного тракта – это невнимание к собственному здоровью, не способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, отсутствие ориентации на здоровый образ жизни.
На примере санаторно- курортного лечения эффективен комплекс реабилитационных факторов: диета, индивидуальное медикаментозное лечение и психотерапия, минеральные воды, терренкур, лечебная физкультура, лазер, КВЧ терапия, грязи, различные виды гидротерапии, фитотерапия, ароматерапия, микроклизмы, сифонные клизмы, кишечные промывания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учеб. пособие / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.:Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
2. Анохин П.И. Очерки физиологии функциональных систем. – М.: Медгиз, 1986.
3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Р/Д: Фе¬никс, 2000, с 68.
4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Медицина, 1982.
5. Бака М.М., Бойко В.С., Гурвич С.С. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. – Киев: Здоров΄я, 1983.
6. Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 437 с.
7. Бондарев Г.А., Воротынцев Г.Ф., Митихина И.В. Послеоперационная санаторная реабилитация больных язвенной болезнью / Хирургическое лечение язвенной болезни, № 3, 2015, с. 12-13.
8. Бобровницкий И.П. Методологические и понятийные аспекты развития технологий восстановительной медицины/ Природные и преформированные факторы в восстановительной медицине: материалы Международной конференции «Современные технологии восстановительной и курортной медицины». Пермь, 6-8 декабря 2005 г. – Пермь, 2005. – С. 19 – 30.
9. Борисов А.Е., Акимов В.П., Веселов Ю.Е. Сравнительный анализ отдаленных результатов после лапароскопического и открытого ушивания перфоративных язв / Хирургическое лечение язвенной болезни, № 2, 2016, с. 11-12.
10. Волков В.М., Жило Ж. Медицинские средства восстановления в спорте. – Смоленск: Смядынь, 1994.
11. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
12. Груева Л.Г. Гигиенические средства восстановления спортивной работоспособности. – М.: Госкомспорт СССР, 1987. – С. 37-59.
13. Давиденко Д.Н., Григорьев В.И. Физиологические и методические основы оздоровительной аэробики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 40 с.
14. Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья. – Киев: Здоров΄я, 1985.
15. Картер-Эрдман К.Э. Питание // Спортивная медицина. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – С. 331-359.
16. Кашуба В.А., Лапутин А.Н., Платонов В.Н. Биомеханические эргогенные средства в спорте // Допинг и эргогенные средства в спорте. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – С. 434-527.
17. Костюченко В.В., Бахрах И.И. Применение фармакологических средств восстановления // Средства восстановления в спорте. – Смоленск: Смядынь, 1994. – С. 122-151.
18. Таймазов В.А., Марьянович А.Т. Биоэнергетика спорта. – СПб.: Шатон, 2002. – 122 с.