Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1. Этиология и патогенез нарушения слуха у детей школьного возраста 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 9
1.3. Особенности нарушения звукопроизношения у слабослышащих школьников 14
1.4 Средства развития устной речи у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 27
2.1. Методы исследования состояния произношения у детей с нарушением слуха 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. Нарушение слуха сказывается также на особенностях развития психики ребенка, проявляющихся в своеобразии общения с другими людьми и всем окружающим миров в целом. Отсутствие слуха и разговорной речи сокращают объем поступающей информации и сопровождаются замедленностью деятельности в целом [4]
Глухота существенно ограничивает поступление к ребенку информации о внешнем мире. Это вызывает замедление процессов познания окружающего мира и овладения большинством двигательных навыков. При исследовании познавательной деятельности у глухих детей отмечены нарушения в формировании интеллекта, психофизиологических механизмов, процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики — это существенно затрудняет процесс обучения и воспитания таких детей [28]
Несмотря на то, что в последнее время в России увеличивается количество коррекционных школ, где обучаются дети с нарушением слуха, существует потребность в специалистах в области адаптивной физической культуры, которые смогли бы применять уже существующие методики и находить новые возможности, способствующие развитию речи у данной категории детей.
Степень разработанности темы. Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих и слабослышащих детей раскрыто в работах Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюкова, К. А. Волковой, Н. Ф. Слезиной и др. Методы формирования устной речи у детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста описаны Н. A Pay, E. Ф. Pay, H. И. Беловой, Э. И. Леонгард, А. Д. Салаховой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской и др.
Цель исследования – рассмотреть нарушения звукопроизношения у детей с нарушением слуха.
Объект исследования: дети с нарушением слуха.
Предмет исследования: звукопроизношение у детей с нарушением слуха.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития звуковоспроизношения у старших дошкольников с нарушением слуха будет эффективным при реализации комплексного подхода, предполагающего взаимодействие специалистов дошкольного образования по различным направлениям и использование разнообразных методов и средств.
Задача исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования: рассмотреть значение овладения устной речью для всестороннего развития глухих и слабослышащих дошкольников; оценить сенсорную базу, имеющуюся у ребенка с нарушением слуха для овладения звуковым произношением; проанализировать методические аспекты обучения произношению дошкольников с нарушением слуха.
2. Выявить особенности реализации комплексного подхода в развитии звуковоспроизведения у детей с нарушением слуха.
3. Выявить особенности развития навыков произношения у детей с нарушением слуха.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Этиология и патогенез нарушения слуха у детей школьного возраста
Глухота - это полное отсутствие слуха или форма потери слуха, при которой разговорная речь воспринимается только частично с помощью слуховых аппаратов.
Тугоухость – снижение слуха в обоих ушах, при которой возникают трудности в восприятии речи, но когда голос усиливается, это восприятие становится возможным. Существуют различные взгляды на определение причин нарушений слуха.
Различают следующие виды больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи – это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени – поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.
Слабослышащие — инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.
Чаще всего выделяют 3 группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха [26] Первая группа причин и факторов является наследственной. Эти причины приводят к нарушениям в строении слухового анализатора и развитию наследственной тугоухости. Наследственные факторы детской глухоты составляют от 30 до 50% всех случаев. Наследственная глухота или тугоухость могут сочетаться с другими патологиями органов и систем организма (заболеваниями органов зрения, патологией опорно-двигательного аппарата, нервной, эндокринной и др.).
Генетики, занимающиеся наследственностью глухоты, отмечают, что человеческие гаметы могут иметь до 50 различных генов, влияющих на остроту слуха. Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка резко возрастает, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. Если наследственная форма глухоты обнаружена у обоих родителей, то вероятность рождения ребенка с нарушением слуха превышает 50%.
Ко второй группе причин и факторов относятся факторы эндогенного и экзогенного воздействия на орган слуха плода (без наследственной отягощенности), приводящие к возникновению врожденной тугоухости.
Заболевания матери во время беременности имеют большое значение. К таким заболеваниям относятся краснуха, грипп и паротит. Это также влияет на применение ототоксических препаратов во время беременности, резус-несовместимость плода и будущей матери.
На возникновение нарушений слуха у ребенка влияет прием беременной женщиной алкоголя, наркотиков, а также работа на предприятиях с повышенной запыленностью и другими профессиональными вредностями (особенно в первые месяцы беременности).
Факторы третьей группы воздействуют на орган слуха здорового ребенка на разных этапах его развития и приводят к приобретенной тугоухости.
Наиболее частой причиной приобретенной тугоухости являются последствия острого среднего отита. Степень потери слуха при заболеваниях среднего уха различна. Но чаще всего наблюдается легкая и умеренная степень потери слуха. Они возникают вследствие перехода воспалительного процесса во внутреннее ухо. Одной из причин потери слуха является воспаление ствола слухового нерва. Роль инфекционных заболеваний в этиологии нарушений слуха велика. Наиболее опасными заболеваниями являются эпидемический менингит, туберкулезный менингит, скарлатина и др.
На слух влияют ототоксические антибиотики (канамицин, стрептомицин, неомицин и др.). около 50% случаев приобретенной тугоухости у детей наблюдается после приема ототоксических антибиотиков (Д. И. Тарасов). фактором риска для лечения этими препаратами является недоношенность, общая соматическая слабость ребенка.
К причинам, приводящим к нарушению слуха, относятся родовые травмы, наложение щипцов на головку плода во время родов, хирургические вмешательства на среднем ухе (осложнение после операции), разрыв цепи слуховых косточек во время травм, аденоидная вегетация и др.
Иногда бывает трудно определить первопричину слухового дефекта. Может быть сочетание нескольких причин, которые приводят к потере слуха. В то же время одна и та же причина может вызвать различные формы потери слуха или глухоты. По разным данным, от 4 до 6% населения земного шара страдают определенными нарушениями слуха. Однако подавляющее большинство людей с дефектами слуха классифицируются как слабослышащие [26].
Существует несколько классификаций детей с нарушениями слуха. Одной из наиболее распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л. В. Нейманом.
Для определения степени нарушения слуховой функции Л. В. Нейман провел исследование слуха глухих и слабослышащих детей с использованием тональной аудиометрии и речи. Л. В. Нейман выделяет 4 группы глухих людей в зависимости от объема воспринимаемых частот: 1-я группа-глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц). Эти дети не различают никаких звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос вблизи уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик и т. д.); 2-я группа-глухие дети, воспринимающие частоты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос вблизи уха, различают гласные "о", "у", способны воспринимать другие очень громкие звуки на небольшом расстоянии; 3-я группа-дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц; 4 – я группа-дети, воспринимающие частоты от 125 до 2000 Гц.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха: Учебное пособие / Под ред. Р.М. Боскис., 2000. – 190 с.
1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Педагогика, 2010. - 215с.
2. Выготский, Л.С. педагогическая психология Москва. Педагогика-Пресс, 1999. Редакторы Л. М. Штутина, Л. М. Малова, 536 с.
3. Демченко, Е.В. Развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами адаптивной верховой езды / Диссертации кандидата педагогических наук – Майкоп, 2015
4. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, М.: Советский спорт, 2007. – 240 с.
5. Евсеев, С.П. Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культурой и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами: Учебное пособие / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – СПб.: Галлея принт. 2011. – 256 с.
6. Евсеев, С.П. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры / С.П.Евсеев // Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П.Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2007 – 448 с.
7. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296.
8. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
9. Емельянов, В.Д. Особенности физического развития и обеспечения локомоторных функций двигательной деятельности лиц с сенсорными нарушениями с учетом возрастных и гендерных различий / В.Д. Емельянов, Т.В. Красноперова, А.В. Шевцов, Л.Н. Шелкова // Адаптивная физическая культура - 2014. - N 1 (57). – С. 2-5.
10. Емельянов, В.Д. Теоретико-методологические аспекты управления развитием координационной структуры двигательной деятельности в процессе занятий адаптивной физической культурой лиц школьного возраста с сенсорными и ментальными нарушениями: методические рекомендации / В.Д. Емельянов, Т.В. Красноперова. – СПБ: ФГБУ СПбНИИФК, 2015. – 32 с.
11. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
12. Ерахтина, Т.А. профилактика утомляемости у школьников / Т.А. Ерахтина // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму: сб. материалов / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре, спорту и туризму, урал. гос. акад. физ. Культуры. – Челябинск, 2008. – 63 с.
13. Зайцева, Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха: Основные идеи и перспективы. Дефектология / Г.Л. Зайцева. – 2001. – 155 с.
14. Заходякина, К.Ю. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с общим недоразвитием речи средствами адаптивного физического воспитания / К.Ю. Заходякина, Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура - 2011. - N 1 (48). - С-14.
15. Киселева, Е.А. Особенности статокинетической устойчивости как составляющей координационных способностей у лиц школьного возраста с нарушением слуха / Е.А Киселева, Т.В. Красноперова // Адаптивная физическая культура - 2014. - N 1 (57). – С. 2-5.
16. Лубовский, В.И. Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. В.И.Лубовского., 2005. — 464 с.
17. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.:ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
18. Муравьев-Андрейчук, В.В. Использование средств развития двигательно-координационных способностей сноубордистов с отклонением по слуху / В.В. Муравьев-Андрейчук, Н.Б. Котелевская, А.А. Злыднев // Адаптивная физическая культура - 2014. - N 3 (59). - С-22.
19. Нейман, Л.В. Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика)
20. Попов, С.Н. Физическая реабилитация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 602 с.
21. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / под ред. Т.А. Власовой, Н.Ф. Слезиной, В.И. Бельтюкова; НИИД АПН СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 168 с.
22. Речицкая, Е.Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.Г. Речицкая, Е.В. ПархРуфина. – М.: Владос, 2000. – 191 с.
23. Попова, С.Н. Физическая реабилитация. Учебник. Под. ред. проф. С.Н. Попова, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 234 с.
24. Синяк, В.А. Рау, Е.Ф. Логопедия. - М. Просвещение, 1969. - 127 с.
25. Стребелева, А.Е.Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2008. - 245с.
26. Тугоухость у детей / Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П.— М.: Медицина, 1984, 239 с., ил.
27. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464 с, ил.
28. Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.
29. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство. - СПб.: Иматон, 2006. – 184 с.