Фрагмент для ознакомления
2
Научно-технический прогресс в транспортной сфере затрагивает не только сами транспортные средства и пути сообщения, не только логистические комплексы, но и всю систему транспортного сообщения целиком. Одним из направлений технического и организационного прогресса в сфере международных перевозок стало создание системы международных транспортных коридоров (МТК) - совокупностей магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающих перевозки в международном сообщении на направлениях их большей концентрации. МТК, состоящие из нескольких транспортных модулей (транспортных единиц, предназначенных для смешанных комбинированных перевозок по принципу от отправителя до получателя), называют мультимодальными транспортными коридорами . Концентрация транспортных, грузовых и пассажирских потоков на магистралях, имеющих максимальную пропускную способность и высокий уровень инфраструктуры в МТК способствует ускорению грузовых и пассажирских перевозок, их удешевлению за счет действия эффекта масштаба и синергетического эффекта взаимодействия нескольких видов транспорта. МТК – это шаг от простого использования страной своего географического положения и конфигурации территории (ресурсов «первой природы» по П. Кругману ) к системе целенаправленного конструирования своего выхода на рынки транспортных коммуникаций. Международные транспортные коридоры формируются для развития и улучшения как грузового, так и пассажирского сообщения между государствами, в том числе, разных частей света. К основным задачам формирования и развития международных транспортных коридоров относятся:
• согласованное развитие транспортной инфраструктуры с целью интеграции евроазиатских транспортных систем для беспрепятственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов;
• рационализация взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи;
• оптимизация транспортного процесса с целью повышения качества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;
• создание условий для снижения тарифов на перевозки пассажиров и грузов во внутреннем сообщении посредством повышения загрузки отечественной транспортной сети и лучшего использования имеющихся резервов;
• содействие освоению новых территорий и развитию приграничного сотрудничества, освоению новых внутренних и международных рынков;
• повышение мобильности населения и улучшение транспортной доступности регионов;
• переключение транзитных и российских внешнеторговых грузопотоков с портов других стран на отечественные морские порты;
• повышение привлекательности инвестиционных проектов развития международных транспортных коридоров;
• содействие развитию международного туризма и культурных связей .
По определению Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (КВТ ЕЭК ООН) МТК - «это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих в данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок» . Это определение позволяет объединить в понятие МТК не только технические средства перевозок и транспортной логистики, но и организационные и правовые механизмы реализации транспортного процесса. А поскольку международные транспортные коридоры предназначены для выполнения именно межгосударственных перевозок, организационно-правовые механизмы их деятельности представляют собой форму унификации национальных законодательств в данной сфере. Такая правовая унификация является (в зависимости от контекста рассмотрения) и перспективой деятельности транспортного коридора (в условиях глобализации это удачный пример эффективного действия наднациональной экономической структуры, поддержанной на национальном уровне правовыми решениями стран-участниц), так и фактором риска (покушением на национальный суверенитет в экономической сфере). Собственно, потребность в регулировании деятельности МТК именно на наднациональном уровне способствовала тому, что этот способ организации транспортных систем получил наибольшее развитие на территории Европейского Союза, где наиболее благоприятным для этого образом сочетаются природные условия, уровень технического и экономического развития государств, а также развитая система надгосударственных норм и правил, способствовавшая быстрой унификации национальных законодательств для развития транспортных коридоров.
В целом же МТК, как принципиально новые системы сухопутных транспортных перевозок, создают для стран, по территории которых они проходят, комплексы возможностей в экономике, связанных с:
1. Дополнительным притоком средств от многократно возрастающего грузопотока и пассажиропотока;
2. Ускорением и удешевлением транспортного сообщения вдоль трассы коридора (и, соответственно, возрастанию эффективности экономической деятельности на прилегающих территориях);
3. Расширением международных научно-технических, производственно-хозяйственных и организационных контактов в транспортном комплексе и сопутствующих сферах, приходом в страну новых технологий;
4. Появлением территорий перспективного инвестирования на длительный период по широкому кругу направлений вложения средств (производство и ремонт транспортных средств, строительство и обслуживание логистических комплексов, производство горюче-смазочных материалов, гостиничный бизнес и пр.)
Вместе с тем, любой транспортный коридор несет в себе риски, как экономического, так и неэкономического характера, способные существенно влиять на национальную экономику. Это:
1. Ускоренное сегментирование внутреннего экономического пространства – концентрация экономических структур вдоль линии и(преимущественно) в узловых частях МТК при одновременном уходе их из отдаленных от коридора территорий;
2. Резкое возрастание роли МТК в национальной экономике и, следовательно, рост ее зависимости от внешних структур и обстоятельств;
3. Возрастание экологической нагрузки вдоль трассы коридора и риски аварий и катастроф с тяжелыми экологическими последствиями на ней;
4. Риски использования коридора в качестве транзитного пути контрабанды и арены деятельности международных преступных группировок (т.е. риски гражданскому спокойствию);
5. Риски санитарного характера, связанные с повышением вероятности проникновения на национальную территорию с транзитными грузами и пассажирами инфекционных заболеваний, сорных растений и животных.
Международные транспортные коридоры, как современный тип организационной и технологической структуры международных перевозок обладают для любой национальной экономики как набором возможностей, так и рисков, соотношение которых в значительной мере обусловлено самим характером национальной экономики конкретной страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аналитический доклад «Анализ существующих транспортных коридоров, проходящих через территории государств-членов ЕАЭС». Москва, 2019 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/transport/infrastruktura/Documents/Приложение%205%20%20доклад%20по%20коридорам.pdf
2. Внукова О.С., Никифоров В.А. Международные транспортные коридоры // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №2. – с. 193 – 196
3. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
4. Гасратов Э.И. Транспортная система России: состояние и перспективы развития // Известия СПбГЭУ. - 2017. - № 1-2(103). - С.138-136.
5. Европейская транспортная политика: тенденции и приоритеты. //Вестник транзитного бизнеса. - 1998. - № 41. - с. 6 - 8.
6. Карлин Л. Н., Воробьев В. Н., Абрамов В. М., Гогоберидзе Г. Г. Научное обеспечение стратегического планирования развития Северного морского пути как транспортного коридора с учетом изменений климата Арктики // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2014. №Тематическое приложение 1. – с. 16 – 21
7. Квитко К. Б. Сравнительный анализ международных транспортных систем: инфраструктура, рейтинги, транспортные коридоры // Транспортные системы и технологии. 2020. №1. – 15-29
8. Кириллова А.Г. Актуальные аспекты развития международных транспортных коридоров на территории России // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2018. №2 (75). – с. 51 – 54
9. Кузнецов М.М., Передистая Ю.С. Развитие международных транспортных коридоров на территории России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. №4. – с. 99 -103
10. Макарова Г.Н. Риски национальных экономик: реальность и перспективы // Экономика и управление. 2006. №3. – с. 57-61
11. Международные транспортные коридоры России. Формирование и развитие международных транспортных коридоров // Сайт FB.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://fb.ru/article/180533/mejdunarodnyie-transportnyie-koridoryi-rossii-formirovanie-i-razvitie-mejdunarodnyih-transportnyih-koridorov
12. Национальная экономика: учебник / Под общей ред. П.В. Савченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2007. – 805 с.
13. Осипов Г.В. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны / Г.В. Осипов, В.А. Садовничий, В.И. Якунин. - М.: ИСПИ РАН, 2013. - 62 с.
14. Пинюгина Е. В. Россия и формирование евразийских межгосударственных транспортных проектов // РСМ. 2018. №1 (98). – с. 157 – 171
15. Пономарева Н.Н. Россия в международных транспортных коридорах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geoconf.ucoz.ru/stati/03/ponomareva.pdf.
16. Семенов Д. В. Проблемы международно-правового регулирования евразийских транспортных коридоров // Актуальные проблемы российского права. 2010. №1. – с. 340 - 351
17. Семенов Д.В. К вопросу о понятии международного транспортного права // Евразийский юридический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/k-voprosu-o-ponyatii-mezhdunarodnogo-transportnogo-prava
18. Стеклов Н.И. — Международные транспортные коридоры как фактор экономического развития регионов России // Транспортный вестник. – 2016. – № 1. – С. 71 - 76.
19. Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. — 50 с.
20. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. -1991. - Vol. 99. - No. 3. - P. 483 499.