Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время одной из ведущих проблем медицины и здравоохранения является оказание помощи пациентам хирургического профиля. Это связано с ростом числа оперативных вмешательств по различным показаниям, и соответственно, с необходимостью оказания помощи в периоперативном периоде. Несмотря на огромные достижения в сфере хирургии, успех любой операции зависит не только от непосредственной техники проведения операции, но и от той помощи, которую получает пациент в периоперативном периоде. Ни одна операция не может быть успешной, если пациент не подготовлен к операции, а также если он не получает надлежащего ухода в послеоперационном периоде. Большая часть осложнений, которые затрудняют, или делают невозможным дальнейшее восстановление организма, развивается именно в послеоперационном периоде [1, c.210-215].
Глава 1. Теоретические основы исследования роли медицинской сестры в оказании помощи пациентам в периоперативном и раннем послеоперационном периоде
1.1. Роль медицинской сестры в осуществлении ухода за пациентами хирургического профиля
Роль и функции сестринского персонала по поддержанию здоровья, уходу за пациентами, профилактике заболеваний и осложнений, играют важную роль в оказании помощи пациентам хирургического профиля [2]. В настоящее время наблюдается тенденция к изменению приоритетов сестринского обслуживания в сторону пациента, внимания к работе по решению социально-гигиенических проблем пациента, связанных с его заболеваниями, и к оказанию сестринских услуг в области профилактики заболеваний, осложнений и укрепления здоровья [11, c.23].
Во многих случаях результат хирургического лечения зависит от своевременно и правильно оказанной первой помощи, которую чаще осуществляет средний медицинский персонал. Участие медицинской сестры в лечении хирургического пациента не менее важно, чем участие хирурга, так как конечный результат операции зависит от тщательной подготовки пациента к операции, пунктуального выполнения назначений врача и грамотного ухода за пациентом в послеоперационный период и в период реабилитации. Характер деятельности медицинской сестры зависит от того, в каком медицинском подразделении она работает. Современная медицинская сестра — это не просто помощник врача. Ее профессионализм, организация и практическое осуществление своих обязанностей по обслуживанию пациентов согласно требованиям сестринского процесса, проявляются в квалифицированной помощи пациенту хирургического отделения. Уровень развития хирургии в настоящее время требует подготовки медицинской сестры, обладающей профессиональными сестринскими знаниями о реакции организма на травму, в том числе операционную, о жизненно важных потребностях пациента и способах их удовлетворения, о возникающих при этом проблемах, профилактике инфекций, в полной мере владеющей навыками по уходу за пациентом, по общению с ним и его родственниками.
Современная медицинская сестра перестает быть просто придатком врача, механически выполняющим его назначения. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, отвечающий потребностям отдельного пациента. Сестринский уход в хирургии — это уникальный вклад в выздоровление пациента. Согласно Государственным требованиям к уровню подготовки медицинская сестра в области сестринского дела в хирургии должна знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику хирургических заболеваний и травм [6, c.13-19].].
Важная роль отводится оказанию помощи пациенту в периоперативном и раннем послеоперационном периоде.
В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают ориентированный на потребности пациента системный подход к оказанию сестринской помощи. Цель такого подхода – облегчить, устранить и предупредить проблемы, возникающие у пациентов из-за изменения состояния здоровья. Сестринский процесс является основой сестринского образования в России. Изучив сестринский процесс, медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а специалистом, который творчески подходит к работе, видит в каждом пациенте личность, понимает его внутренний мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию людей, способных к педагогической деятельности [15, c.7].
1.2. Характеристика периоперативного и раннего послеоперационного периодов с позиций сестринского дела
Периоперативный период - время с момента принятия решения об операции до восстановления трудоспособности или ее стойкой утраты (инвалидности).
Период включает три этапа лечения хирургического больного:
- предоперационный период - подготовка больного к операции;
- интраоперационный период - выполнение хирургического вмешательства;
- послеоперационный период - ведение больного после операции.
Предоперационный период - это время с момента принятия решения об операции до доставки больного в операционную и начала операции. Продолжительность предоперационного периода зависит от тяжести состояния больного, характера заболевания, срочности операции. Основная цель предоперационного периода и подготовки больного в нем - максимально снизить возможность развития осложнений во время операций и в послеоперационном периоде [5; c.3-11].
Задача медицинской сестры на этом этапе заключается в подготовке пациента к хирургическому вмешательству:
• вместе с врачом определить показания и срочность операции, сроки выполнения, выяснить противопоказания;
• выявить состояние жизненно важных функций основных органов и систем (сопутствующие заболевания); с этой целью провести необходимые дополнительные клинические, лабораторные и диагностические исследования;
• максимально скорригировать выявленные нарушения органов и систем больного;
• помочь анестезиологу определить степень анестезиологического и операционного рисков;
• провести психологическую, соматическую (физическую), специальную подготовки непосредственно перед операцией;
• подготовить операционное поле, транспортировать больного в операционную и уложить на операционный стол [7, c.256-271].
Интраоперационный период. Как только больной поступает в операционную, начинается интраоперационный период, который включает в себя:
• укладывание больного на операционный стол;
• выполнение местного обезболивания или введение в наркоз;
• подготовку операционного поля;
• собственно хирургическую операцию;
• выведение больного из наркоза.
Участниками хирургической операции являются: хирург, ассистент, операционная медсестра, врач-анестезиолог, медсестра-анестезист, санитарка оперблока.
Операционная сестра должна знать положение больного на операционном столе при различных операциях и уметь обеспечить его.
Любая хирургическая операция проводится в три этапа:
• создание оперативного доступа;
• выполнение оперативного приёма;
• завершение операции [9, c.611-619].
Глава 2. Практические основы исследования роли медицинской сестры в оказании помощи пациенту в периоперативном и раннем послеоперационном периодах
2.1. Исследование деятельности медицинской сестры по оказанию помощи в периоперативном периоде
На медицинскую сестру возлагается основная ответственность по поддержанию и организации профилактического, лечебно-диагностического и реабилитационного процесса у пациентов хирургического профиля. Одной из основных проблем пациентов хирургического профиля является правильная подготовка пациента к операции, строгое соблюдение правил асептики и антисептики, направленные на профилактику инфекционных патологий и осложнений. В послеоперационном периоде важно обеспечить пациенту условия, которые обеспечат ему быстрое восстановление. В этом периоде также важно обеспечить профилактику осложнений и инфекций. При этом характер деятельности медицинской сестры зависит от основного диагноза, показаний к проведению операции, от тяжести и срочности операции.
Однако в любом случае, в процессе ухода за пациентами, медсестра должна соблюдать алгоритм сестринского процесса. Алгоритм сестринского процесса включает пять этапов [17]:
- сестринское обследование (установление проблем пациента);
- постановка сестринского диагноза;
- планирование сестринской деятельности;
- реализация запланированных мероприятий;
- оценка эффективности полученных результатов.
Сестринское обследование. На этом этапе медицинская сестра проводит сбор информации о состоянии здоровья пациента, условиях жизни, деятельности. Эта информация может носить как объективный, так и субъективный характер.
Под субъективным методом исследования подразумевают физиологические, психологические и социальные сведения о пациенте. Также медсестра должна учитывать роль релевантных данных об окружающей среде. Основным источником информации является опрос пациента / законных представителей. Потом проводится общий осмотр пациента, исследование витальных функций, определение морфометрических показателей. Изучается медицинская документация, проводится беседа с лечащим врачом, родственниками пациента.
Под объективным методом исследования подразумевают физическое обследование пациента. Такое обследование включает оценку и описание различных параметров. В первую очередь необходимо обращать внимание на внешний вид пациента, состояние его сознания, положение в постели (для лежачих больных) или в окружающем пространстве. Медсестра должна определять степень зависимости пациента от окружающих условий, потребность в помощи со стороны медперсонала. Отмечается окрас и общее состояние кожных покровов, слизистых оболочек, наличие отеков, пигментных пятен.
Также важным этапом обследования является определение показателей роста пациента, определение массы тела, соотношения между весом и ростом (индекс массы тела). Также измеряется температура тела, подсчитывается частота сердечных сокращений, количество дыхательных движений, измеряется артериальное давление, пульс. Оценивается состояние кожи, слизистых оболочек больного, оценивается степень тяжести заболевания, особенности поражений кожи. Особое внимание медицинская сестра обращает на психологическое состояние пациента. В конечном итоге медсестра должна документировать полученные результаты, создавать и регулярно вести сестринскую историю болезни. Сестринская история болезни является отдельным юридическим документом. Оформляется в виде протокола, в котором представлены результаты самостоятельной профессиональной деятельности медицинской сестры [18, c.411-421]].
При подготовке к операции, медицинская сестра должна обращать особое внимание на своевременное и правильное проведение всех необходимых исследований, на соблюдение принципов асептики и антисептики, на исследование аллергологического статуса пациента, на показатели гемостаза, свертываемости крови, других значимых факторов, которые могут оказать воздействие на исход операции и дальнейшее восстановление.
Анализ полученных данных и определение результатов. Далее медицинская сестра анализирует полученные данные, определяет основные проблемы пациента, формулирует сестринский диагноз. Проблемы пациента бывают различными. Выделяют существующие и потенциальные проблемы.
2.2. Рекомендации по совершенствованию и оптимизации деятельности медицинской сестры в периоперативном периоде
В ходе анализа литературных источников, касающихся специфики деятельности медицинской сестры, нами было установлено, что важной задачей является оптимизация сестринского процесса, так как медицинская сестра большую часть времени тратит на осуществление ухода за пациентами, на оказание им психологической помощи и поддержки, на оказание помощи в самообслуживании. Процент личного и свободного времени в течении рабочей смены не превышает 8-9%, что приводит к переутомлению и снижению работоспособности. Поэтому на первый план выходит необходимость оптимизации сестринского процесса.
В научных публикациях по сестринскому делу за последние 2–3 года активно обсуждаются вопросы реформирования сестринской помощи, а именно внедрение в клиническую практику новых моделей медсестры – «Универсальная медицинская сестра», «Медсестра комплексного ухода» [19, c.17].
Данный проект был успешно апробирован во многих ведущих клиниках страны. Суть проекта сводится к тому, что за каждой медсестрой закрепляется определенное число пациентов – от 8 до 15. С ними медсестра работает с момента их поступления в отделение до выписки, выполняя все мероприятия по уходу [4; 8; 10; 11].
Одним из первых, в соответствии с моделью «Универсальная медицинская сестра», в Проект включился средний медицинский персонал неврологического отделения для больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК). Пациентов распределили между всеми медсестрами и наделили персонал следующими функциями:
- уход;
- лечебные мероприятия: раздача таблеток, внутримышечные, подкожные, внутривенные инъекции, инфузии и гемотрансфузии, постановка клизмы и т.д., а также выполнение различных процедур;
- лечебно-диагностические манипуляции: термометрия, измерение артериального давления, пульса, уход за сосудистым катером и др.
- работа с медицинской документацией, с информационной системой (QMS).
В ходе реализации пилотного проекта была доказана его эффективность. Преимущества модели оценили все сотрудники отделения, включая врачей. Основные преимущества [16, c.5-9]:
- рациональная расстановка кадров;
- перераспределение функций;
- планирование работы;
- снижение непроизводительных затрат рабочего времени.
Немаловажно то, что универсальная медсестра считает пациентов «своими», у нее резко повышается ответственность за конкретного человека [19, c.18-19].
Все вышеуказанное позволяет рекомендовать внедрение модели «Универсальной медсестры» в практику хирургических отделений. При этом медицинская сестра должна в своей работе соблюдать основные этапы сестринского процесса, строго их выполнять [26, c.33-51].
Рассмотрим особенности специализированного сестринского ухода за пациентом хирургического отделения с выявлением действительных и потенциальных проблем, постановкой целей сестринского вмешательства, выполнением зависимых и независимых сестринских вмешательств, составление периодичности оценки результата и итоговой оценки эффективности [25].
1. Сестринское обследование (установление проблем пациента).
В первую очередь, медицинская сестра должна провести осмотр пациента, побеседовать с ним. При этом необходимо выяснить, какая степень тяжести заболевания, какие основные симптомы наиболее выражены у пациента, насколько ограничена его дееспособность, насколько он осведомлен о своем заболевании. Целесообразно обращать внимание не только на физическое, но и на психическое состояние пациента. Важно осмотреть кожные покровы пациента, его слизистые оболочки, акцентировав основное внимание на состояние кожных складок и впадин, поскольку именно эти зоны наиболее подвержены риску развития пролежней.
При подготовке к операции медицинская сестра оказывает помощь врачу при сборе анамнеза, уделяя особое внима¬ние аллергологическому анамне¬зу; при осмотре больного измеряет температуру тела (при необходимости в прямой кишке), АД, определяет частоту и характер пульса и дыхания.
Минимум предоперационного обследования включает: клинический анализ крови; биохимический анализ крови (общий белок, билирубин, трансаминаза, креатинин, сахар); время свертывания крови; определение группы крови и резvc-фактора; общий анализ мочи; флюорография грудной клетки (давность не более одного года); электрокардиограмма (ЭКГ); справка от стоматолога о санации полости рта; осмотр терапевта; осмотр гинеколога (для женщин).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на огромные достижения в сфере хирургии, успех любой операции зависит не только от непосредственной техники проведения операции, но и от той помощи, которую получает пациент в периоперативном периоде. Ни одна операция не может быть успешной, если пациент не подготовлен к операции, а также если он не получает надлежащего ухода в послеоперационном периоде. Большая часть осложнений, которые затрудняют, или делают невозможным дальнейшее восстановление организма, развивается именно в послеоперационном периоде.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулаев, А.Г. Госпитальная хирургия. Синдромология / А.Г. Абдулаев и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 503 c.
2. Абдуллаева, О. Ю., Отажанова, Н. Ш., Хурсанова, Д. Х., Расулова, Н. Ф., Маматова, Д. М. Совершенствование методов этического воспитания медицинских сестёр лечебно-профилактических учреждений. // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №7. ‒ 409 c.
3. Азовский Д.К., Лекманов А.У., Пилютик С.Ф. Острая кожная недостаточность – термин, который необоснованно потерян // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2020. - №65(1). – С. 133-137.
4. Акимова С.Л. Финские инновации в медицине и социальной сфере // Педиатр. – 2017. – Т.8. - №1. – с. 120 – 129.
5. Басков А.В. Особенности хирургического лечения пролежней разной локализации // Нейрохирургия. - 2016. - №1. - С. 3–11.
6. Барыкина Н. В. Б24 Сестринское дело в хирургии: учеб. пособие / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская. — Изд. 12-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 447 с.
7. Барыкина, Н. В. Сестринское дело в хирургии. Практикум / Н.В. Барыкина. - М.: Феникс, 2015. - 480 c.
8. Ваккаро, А.Р. Хирургия позвоночника. Оперативная техника / А.Р. Ваккаро. - М.: Панфилова, 2015. - 440 c.
9. Гостищев, В. Общая хирургия / В. Гостищев. - М.: Гэотар-Медиа, 2016. - 736 c.
10. Жетмекова Ж.Т., Касым Л.Т., Ахметова А.К., Алтайбаева Е.В. Эпидемиология пролежней среди пациентов групп высокого риска // Наука и Здравоохранение. – 2020. – Т.22. - №4. – С. 24-31.
11. Калининская А.А., Гаджиева Л.А. Деятельность медицинской сестры в России и за рубежом // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2017. - №1. – С. 19 – 25.
12. Кавалерский, Г.М. Хирургия катастроф. Учебник / Г.М. Кавалерский. - М.: Academia, 2018. - 80 c.
13. Каусова Г.К., Байтуганов Р.Т. Организационно-экономические аспекты реабилитационной помощи на примере города Алматы: основные достижения и пути улучшения // Вестник КазНМУ. – 2017. - №1. – С. 533-536.
14. Маслов, В.И. Хирургия: В 2 т. Т. 2: учебное пособие / В.И. Маслов. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
15. Масляков В.В., Левина В.А. Профессиональные качества медсестер при работе с больными, страдающими заболеваниями центральной нервной системы // Медицинская сестра. – 2017. - №3. – С. 7-9.
16. Мудрова Л.А., Зорина Е.В., Турчина Ж.Е., Нефедова Инновационная деятельность в работе старших медсестер краевой больницы // Медицинская сестра. – 2017. - №3. – С.5-9.
17. Мухина, С.А., Тарновская, И.И - Теоретические основы сестринского дела. М.: - ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 368 с.
18. Мухина, С.А., Тарновская, И.И Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». - М.: - ГЭОТАР – Медиа, 2019. - 512 с.
19. Нефедорова С.Л., Турчина Ж.Е. Пилотный проект «Универсальная медсестра» // Медицинская сестра. – 2017. - №3. – С. 17-19.
20. Новокрещенкова И.Г., Чунакова В.В. Роль среднего медицинского персонала в развитии первичной медико-санитарной помощи // Bulletin of Medical Internet conferences. - 2014. – Т. 4. - №10.
21. Островская, И.В. Основы психологии и практика профессионального общения медсестры и пациента. – М., 2014. – 296 с.
22. Пензина О.Г. Организация работы сестринского персонала в стационаре многопрофильного медицинского центра // Главная медицинская сестра. – 2016. - №.3. – С. 33–44.
23. Петрова Н.Г., Миннуллин Т.И., Андреева Ю.А. Потребности пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения и роль среднего медицинского персонала в их удовлетворении // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2017. - №4. – С. 155-161.
24. Полунина, Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник: для студентов медицинских вузов. – 2010. – 230 c.
25. Развитие сестринского дела на современном этапе [Электронный ресурс] URL: http://go-diplom.ru/Razvitiesestrinskogo-dela-na-sovremennom.html
26. Ринчинова Н.В., Москвитина Н.Л. Организация работы универсальных медицинских сестер в Республиканской клинической больнице // Главная медицинская сестра. – 2015. - №12. – С. 33–51.
27. Семенова, О.А. Морально-этическая составляющая профессионализма будущего врача // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т.8. - №7. – С. 257-282.
28. Система показателей качества сестринской помощи / И.Г. Новокрещенова и др. // Здравоохранение РФ. – 2018. – № 3. – С. 37-39.
29. Слепушенко, И. О. Сестринское дело: проблемы и пути решения // Сестринское дело. - 2015. - № 1. С. 4-5.
30. Цепунов, Б.В. Хирургия с сестринским уходом: Учебное пособие / Б.В. Цепунов, К.Н. Гоженко, Е.А. Жиляев. - М.: Форум, 2016. - 40 c.