Фрагмент для ознакомления
2
Основным видом материальной поддержки безработных граждан является пособие по безработице.
Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пПособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. обеспечение пособием по безработице должно предоставляться в виде периодической выплаты, исчисляемой таким образом, чтобы общая сумма пособия была бы достаточной для содержания семьи получателя в достойных условиях и не меньше 45% заработной платы взрослого рабочего мужского пола, занятого неквалифицированным ручным трудом (ст. 22).
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятость - это не просто деятельность, как правовая категория она характеризуется указанными в ст. 1 Закона о занятости в РФ признаками: а) направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей; б) легальность; в) доходность.
Направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей означает, что человек включается в сферу таких отношений, объектом которых является производство материальных и нематериальных благ и которые по этой причине имеют общественно полезный характер.
В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Для нормального развития и существования гражданину требуются материальные средства, за счет которых он покрывает возникающие в процессе жизнедеятельности расходы и удовлетворяет личные потребности. Изначально следуют физиологические потребности (сон, питание и т.д.), материальные (нормальное жилье, одежда и др.) и духовные (обучение, культурное развитие). Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода. При этом следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев материальный доход гражданин получает, осуществляя определенную деятельность. Так, выполняя работу по трудовому договору, работник получает заработную плату, тем самым удовлетворяя и личные материальные потребности. Или, например, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность, направленную на получение прибыли. Вся эта деятельность осуществляется в первую очередь в целях удовлетворения материальных потребностей. Вместе с тем не только получение материального дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию.
Поскольку в Российской Федерации провозглашаются свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и др. Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или иной степени им учитываются. В любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.
Статья 15 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет круг органов и организаций, которые входят в государственную службу занятости, основные задачи данных органов, а также основы их взаимодействия с органами, уполномоченными на предоставление государственных и муниципальных услуг, другими государственными органами, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями.
Государственная служба занятости представляет собой совокупность государственных органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ), а также подведомственных им государственных учреждений.
Уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти в сфере занятости и безработицы являются не один, а два федеральных органа исполнительной власти - Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) и подведомственная ему Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Территориальный центр занятости населения принимает решение о назначении пособия по безработице одновременно с решением о признании гражданина безработным (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 31 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).
Надо заметить, что ряд проблем связан с пониманием такого социального риска, как безработица, с точки зрения системного подхода: отсутствие соответствия (тождества) между понятием социального риска безработицы и соответствующими способами его компенсации в Законе о занятости, а равно определением понятия субъекта данного риска - безработных граждан. Под этим углом зрения правовой анализ критериев признания лица безработным согласно п. 1 ст. 3 Закона о занятости (трудоспособность; отсутствие работы и заработка; регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; готовность приступить к подходящей работе) свидетельствует о противоречивости норм комплексного, межотраслевого законодательства о занятости, их несогласованности. И сообтветственно важен адеватный размер пособия по безработице.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
2. Конвенция N 122 Международной организации труда «О политике в области занятости». Заключена в г. Женеве 09.07.1964) Ведомости ВС СССР. 8 ноября 1967 г. N 45. Ст. 608.
3. Конвенция N 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы». Заключена в г. Женеве 21.06.1988 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2171 - 2184.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
8. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
10. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
11. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52. Ст. 6965.
12. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
13. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3743.
14. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» // Собрание законодательства РФ, 11.01.2021, N 2 (Часть II), ст. 442.
15. Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 N 1466 «Об утверждении перечня иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2018, N 50, ст. 7777.
16. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 30.04.2021 г.).
17. Акатнова М.И. Правовое регулирование пособия по безработице: сравнительный аспект // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. С. 729.
18. Истомина Е.А., Федорова М.Ю. Правовой механизм управления социальными рисками. Екатеринбург: Изд-во УИУ РАНХиГс, 2018. С. 49.
19. Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Граждане старшего поколения как субъекты трудового права // Современное право. 2019. N 6. С. 78.
20. Орлова Е.Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 1. С. 15.
21. Серегина Л.В. Некоторые правовые проблемы защиты от безработицы граждан старшего поколения // Журнал российского права. 2019. N 6. С. 117.
22. Черенданова Ю.В. Пособие по безработице в РФ: актуальные проблемы и пути их решения // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2017. N 16. С. 23 - 24.
23. Шувалова И.А. Законодательство о трудоустройстве: общая характеристика, пробелы и коллизии // Юрист. 2020. N 9. С. 55.