Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) относит информационные умения к метапредметным умениям. Под информационными умениями в Стандарте понимается «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета».
Научные тексты исследуются учеными в дидактическом, методическом, лингвистическом аспектах. Так, Н.С.Валгина определила текстовые умения школьников, которыми они должны обладать [7, с. 48], С.Ф.Жуйков предложил использовать определенные методические приёмы при обучении детей восприятию и созданию данного вида текста [12, с. 29]. Однако до сих пор работе с научным текстом многими учителями начальной школы не уделяется должного внимания. Как правило, обучающиеся стремятся запомнить содержание таких текстов, а не проработать информацию и использовать ее в дальнейшем обучении.
Особенности работы с научным текстом рассматривали Е.С.Антонова [1], М.Л.Кусова [22]; Л.С.Саломатина [40].
Е.Ю.Храмкова подчеркивает, что необходимо специально обучать школьников работать с научными текстами, формировать у них умение воспринимать их и на этой основе создавать собственные.
Научные тексты относятся к коммуникативно-стилевому типу научных текстов и, при опоре на другие средства обучения, позволяют создать оптимальные условия для усвоения младшими школьниками заложенной в них информации.
М.Л.Кусова подчеркивает, что научные тексты всегда информативны, связаны с автором, который отбирал информацию, необходимую для овладения учебной дисциплиной, адресатом, от возраста и восприятия которого зависит непосредственное содержание текста, и учителем, который показывает школьнику способы и приемы работы с информацией, заложенной в тексте.
Противоречие исследования состоит в том, что в условиях современного образования необходимо на уроках русского языка обучать школьников работе с научным текстом, однако в методике преподавания русского языка недостаточно разработок по данной проблеме.
Проблема исследования: обучение школьников работе с научным текстом на уроках русского языка.
Цель исследования описать особенности работы с научным текстом.
Объект исследования: процесс обучения школьников работе с научным текстом.
Предмет исследования: методика обучения школьников работе с научным текстом на уроках русского языка в школе.
Объект, предмет, цель исследования обусловили постановку ряда задач:
1. Рассмотреть научный текст как лингвистическая основа формирования речевой культуры школьника.
2. Выделить особенности терминологической плотности научного текста как показатель его сложности в обучение школьников.
3. Проанализировать учебники русского языка в аспекте обучения школьников работе с научным текстом.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды Е.С. Антоновой [1], Н.С. Валгиной [7], М.Л. Кусовой [22] по проблеме использования научных текстов в учебном процессе в школе; М.В. Матюхиной [24], В.С. Мухиной [29] по вопросам психолого-педагогического развития школьников.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов. Теоретические методы: анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы, нормативных документов, базовых дефиниций исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения школьников работе с научным текстом
1.1. Научный текст как лингвистическая основа формирования речевой культуры школьника
Основной единицей языка, наряду со словом, словосочетанием и предложением, является текст, выступающий как форма коммуникации, источник информации и средство обучения. Известны различные подходы к определению понятия «текст».
И.Р. Гальперин4 рассматривает текст как продукт речевой деятельности, функционально обусловленный, структурно оформленный, семантически завершенный: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (СФЕ), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». Следует отметить, что приведенная дефиниция определяет текст, представленный в вербальном коде и письменной форме.
Гносеологический подход квалифицирует текст как любую осмысленную последовательность знаков. Следовательно, текстом можно назвать и информацию, представленную в невербальном коде, в виде схемы, таблицы, графика, символа, рисунка и пр. Это замечание представляется принципиально важным для организации текстовой деятельности и формирования интеллектуально-речевой культуры.
В то же время в школьном изучении текст понимается более узко, как два или более предложений, связанных по смыслу и грамматически, что обедняет содержание понятия.
В лингвистической литературе (И.Р. Гальперин, Н.Д. Зарубина, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, Н.С. Поспелов, Е.В. Чернявская и др.) выделены и описаны следующие текстовые категории: информативность, интегративность и завершенность, связность, цельность (целостность), членимость и иерархичность строения, ретроспекция и проспекция, пресуппозиция.
Важнейшей текстовой категорией является информативность. И.Р. Гальперин выделил три типа информации, содержащейся в тексте: содержательно-фактуальную (СФИ), содержательно-концептуальную (СКИ) и содержательно-подтекстовую. СФИ шире темы, она сообщает о фактах, явлениях, процессах, которые развертываются в пространственно-временном континууме по особым правилам в зависимости от содержания и типов текста. СКИ несводима к основной мысли текста, она включает замысел автора, а также содержательную интерпретацию этого замысла в виде концептуальных положений текста. Содержательно-подтекстовая информация, в отличие от СФИ и СКИ, присутствует только в текстах художественного стиля и отражает скрытый смысл, который читатель извлекает из описанных автором фактов, событий, явлений. Для формирования умения понимать научный текст наиболее значимы СФИ и СКИ, поскольку именно они обеспечивают смысловую цельность, а их определение и анализ способствуют его осмыслению.
Для лингводидактики важно замечание Н.П. Пешковой о том, что содержание текста – это информация, сформированная в интеллекте ученика в виде целостного комплекса под воздействием языковых средств текста и той информации, которой он (ученик) располагал ранее, до восприятия данного сообщения. Если текст – это мыслительное образование, существующее в виде информации, то эта информация двоякая: возникающая непосредственно под влиянием текста и дополнительно привлеченная для понимания текста. Однако, как правило, актуализация изученного на уроке проводится в процессе фронтальной работы, без учета состояния знаний и умений конкретного школьника, а поэтому не всегда эффективна. Следовательно, важно научить каждого школьника самостоятельно определять, какую информацию необходимо вспомнить для адекватного восприятия научного текста. Это умение является важным условием формирования интеллектуально-речевой культуры школьника.
Знания, хранящиеся в долговременной памяти и складывающиеся из знаний человека о мире и его индивидуального опыта, называют пресуппозицией. Адекватность восприятия и понимания школьником научного текста обеспечивается качеством его пресуппозиции, в том числе и владением предшествующим материалом предметной области.
В научной литературе понятие текст рассматривается с различных позиций. В целом можно сказать, что текст – явление многогранное и всеобъемлющее, поскольку «повсюду действительный или возможный текст и его понимание» [1, с. 309].
Исходя из философского определения текста как «исторически обусловленного и исторически понятого, определяющего единство творчества и понимания, написания и чтения феномен человеческой культуры» [2, с. 2], мы считаем, что текстовая деятельность в учебном процессе – это всегда восприятие текста и всегда создание текста, что в совокупности составляет интеллектуально-речевое развитие обучаемых. Однако в этой диаде проблема понимания, восприятия текста важна как основа подготовки учащегося к созданию текста. В обучении русскому языку как вторичному особое место на уроке должна составлять работа с текстом не только художественного стиля, что стало повсеместным и общепринятым, но и с текстами научного характера, что, к сожалению, на практике не находит своего достойного положения.
Каждый текст индивидуален с точки зрения своего содержания и выбранных автором способов его выражения. Но в зависимости от предмета, целей и стиля речи разные тексты могут иметь одинаковые, типовые характеристики, на основе которых они объединяются в классы, называемые жанрами текстов.
Жанр - это класс текстов, подобных друг другу по своему социальному назначению и в силу этого имеющих сходные стилистические и композиционные характеристики. Эти характеристики вырабатываются народом в ходе исторического развития так же, как формируются традиции, особенности культуры, законы и т.п. В основе формирования жанровых признаков текста лежит представление о целесообразности выбора тех или иных способов для выражения определенного содержания. Поэтому жанровые признаки текстов закреплены в письменной традиции народа, а некоторые из них предписаны официальными нормами.
Под словом «текст» Б.А.Успенский подразумевает «любую семантически организованную последовательность знаков» [23, с. 10] и традиционно выделяет три уровня отношений, существенных для анализа текста как некоторого вербального описания действительности. Семантический уровень – это «отношение произведения к описываемой действительности», синтаксический – «внутренние структурные закономерности построения описания», прагматический уровень – «отношение описания к человеку, для которого оно предназначено» [там же, с. 168].
Метод анализа смысловой структуры учебного текста был разработан Л. П. Доблаевым. Он предлагает упражнения, способствующие самостоятельному овладению умением анализировать текст и подготавливающие читателя к более полному пониманию смысла прочитанного. Автор подчеркивает необходимость умения анализировать строение целого текста и прежде всего для лучшего его понимания, для всего умственного развития человека [24, с. 3].
Анализ смысловой структуры текста поможет читателю увидеть, обнаружить, а значит и суметь решить содержащиеся в нем (порой скрыто) проблемы, или проблемные ситуации, выработать у себя разнообразные приемы осмысления текста [25, с. 3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: пособие для учителя: учебник. - М.: Академия, 2013. - 447 c.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016- 160с., 144с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 1 класс. Первые уроки. - М.: Просвещение, 2016. - 64 с.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс. - М.: Просвещение, 2015 - 176 с.
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Русский язык. 3 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015 - 176с., 208с)
6. Бунеева Е. В. Как читают текст учебника наши ученики? // Русский язык в школе.- 2015. - №6. - С.11 - 18
7. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. – М.: ЛОГОС. – 2013. – 280 с.
8. Виноградова Н. Ф. Учебный диалог - эффективный метод развития школьников. // Начальное образование. – 2014. - № 1. - С. 52-56.
9. Дергун Л.И. Тексты школьных учебников: типология, лингводидактические модели и коммуникативный потенциал. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004.
10. Желтовская Л.Я., КалининаО.Б. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. - М: Дрофа, Астрель, 2018 - 150 с.
11. Желтовская Л.Я., КалининаО.Б. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. - М: Дрофа, Астрель, 2018 - 150 с.
12. Желтовская Л.Я., КалининаО.Б. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. - М: Дрофа, Астрель, 2018 – 150 с.
13. Жеребцова Ж. И. Использование информационной структуры предложения в обучении иностранных студентов-нефилологов чтению русских научных текстов : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.
14. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения школьников родному языку.- М., 2013. – 221с.
15. Ипполитова, Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа до и после. - 2013. - № 5. - С. 16-23.
16. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2017. - 144с., 144с.
17. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2013. - 160с., 160с.
18. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2013. - 162с., 162с.
19. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. - М.: Просвещение, 2014. - 143с.
20. Клобукова Л.П. Пособие по обучению речевой деятельности на материале текстов по специальности (юриспруденция). – М.: Изд-во МГУ, 1991.
21. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - М.: Наука, 2013. - 271 с.
22. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими: учебное пособие. – Пермь, Пермский гос. ун-т, 1972. Метс Н.А. Структура научного текста и обучение монологической речи. – М.: Русский язык, 1981.
23. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Изд-во Флинта, 2014. – 464 с.
24. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб.пособие. - М.: Флинта: Наука, 2014. - 284 с.
25. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2008.
26. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника. // Возрастная и педагогическая психология: методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / под ред. О. В. Кузьменковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. - 240 с.
27. Кусова М.Л. научный текст как средство формирования информационных умений у школьников // Педагогическое образование в России. - 2014. - №3. - С.118-123
28. Кусова М.Л., Храмкова .Ю. Формирование у школьников умений работать с научным текстом на уроках предметной области «Окружающий мир» // Педагогическое образование в России. - 2013. - №2. - С.182-188.
29. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2014.- 256с.
30. Мезенцева Н.В. Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО в процессе обучения русскому языку. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №45. - С.108-112.
31. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 8. - С.3–8.
32. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения : 2-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1985.
33. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - М.: Рус. яз., 2015. - 219 с.
34. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 608 с.
35. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974.
36. Основы научной речи: учеб.пособие/ Н.А.Буре, М.В.Быстрых, С.А.Вишнякова.- СПб.: Филологический факультет СпбГУ; М.: Академия, 2013.- 272 с.
37. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2014. - 215 с.
38. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2015. - 342 с.
39. Тронина Т. С. Формирование у учащихся IV класса умения воспринимать и воспроизводить научную речь (текст учебника) // Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах / Сост. И. В. Галлинер, С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2015. - С. 146-158
40. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом № 373 от 6 октября 2009 года (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx.