Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование – это не только сфера жизни людей, которая обеспечивает освоение ими ценностей культуры, но и условия развития личности, активности, инициативности ребенка, учитывающие его особенности и интересы, самостоятельность.
Актуальной задачей школьного образования в этой связи является реализация условий для всестороннего развития умений работать с информацией в процессе обучения и совершенствования коммуникативных умений школьников. Предмет «История» обладает уникальным развивающим потенциалом и предлагает широкие возможности для формирования и развития коммуникативных умений через различные виды познавательной деятельности.
Знакомясь с историческими событиями, культурой прошлого в процессе работы с историческими источниками, учащиеся встречаются со взглядами, мнениями и поступками людей изучаемой эпохи, которые могут кардинально расходиться с современными реалиями.
Методика работы с текстами исторических источников требует учета механизмов взаимодействия читателя с текстом. Чтение текста – это не просто процедура извлечения информации, а постижение смысла – понимание.
Понимание является важнейшим понятием для гуманитарных и социальных наук и ключевой компетенцией в информационном обществе. Письменные исторические источники расширяют спектр средств обучения. Для решения научной и практической задачи по использованию источников в образовательном процессе необходима эффективная методическая модель с учетом особенностей содержания курса истории России.
Научно-методические основы использования исторических источников в школьном историческом образовании для достижения образовательных результатов в трудах Л.Н. Алексашкиной, Н.В. Андреевской, А.А. Вагина, Е.Е. Вяземского, П.В. Горы, Н.Г. Дайри, О.Н. Журавлевой, М.В. Коротковой, И.Я. Лернера, А.Н. Рыжова, О.Ю. Стреловой, О.М. Хлытиной и ряда других авторов.
Однако, анализ научных исследований показывает, что на данный момент методика изучения старшеклассниками исторических источников, в том числе и по истории России в период 20-х – 30-х годов ХХ века не находится в центре внимания ученых.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить опыт использования источников на уроках истории в школе и применить его к теме «Коллективизация сельского хозяйства» в 10 классе.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть понятие и виды источников в школьном историческом образовании;
– исследовать методические основы использования источников и обобщить педагогический опыт по проблеме исследования;
– провести анализ содержания современных учебников по истории России;
– разработать методические рекомендации по использованию исторических источников при изучении темы «Коллективизация в СССР».
Объект исследования: опыт работы с источниками на уроках истории в школе.
Предмет исследования: использование исторических источников при изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства» в 10 классе.
При написании курсовой работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, обобщение, метод содержательного и сравнительного анализа при рассмотрении методических работ по данной тематике; метод типологизации применялся для классификации исторических источников по теме.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
1.Теоретические и методические основы использования исторических источников в школьном образовании
1.1 Понятие и виды источников в школьном историческом образовании
Исторический источник в школьном историческом образовании рассматривается как часть информационно-предметной среды, наряду с учебником является неотъемлемым средством обучения. Его значение заключается не только в том, чтобы служить источником информации, но и стать центром, вокруг которого организуется познавательная и развивающая деятельность учащихся.
Текст источника может создавать такие учебные ситуации, разрешая которые учащийся получает важный опыт выстраивания диалога. Диалог может быть выстроен как между учащимися, так и между учащимся и автором текста. Особое значение в данном контексте приобретают источники личного происхождения, поскольку имеют ярко выраженный личностный характер и позволяют организовать работу на их основе как коммуникативное событие.
Факты, исторические явления и процессы требуют в рамках современного школьного исторического образования не только формального изучения через внешнюю событийную сторону, но и глубокого понимания взглядов на события, отношений героев прошлого, поэтому работа с с мемуарами, дневниками и письмами актуальна на уроках истории не меньше, чем анализ иных типов и видов источников .
Рассмотрим возможности и ограничения при использовании различных исторических источников на уроках истории России ХХ века, а также методический опыт включения данной группы источников в содержание курса истории России.
В вопросе классификаций и особенностей различных групп источников методика преподавания истории базируется на достижениях современного источниковедения.
Одно из общепризнанных определений исторического источника, сформулированное М.А. Варшавчиком, утверждает, что источник является материальным носителем информации, существующим «как продукт определенных общественных отношений и непосредственно отражающий ту или иную сторону человеческой деятельности» .
В современном источниковедении выделяют три основных подхода к понятию исторического источника :
- культурологический (И.Н. Данилевский, О.М. Медушевская): источники понимаются как продукт целенаправленной деятельности человека, который используется для получения данных о человеке и обществе;
- расширенный (В.В. Кабанов, С.О. Шмидт): круг источников не ограничивается результатами целенаправленной деятельности человека, а расширяется за счет естественно-географической среды и физико-биологических свойств самого человека;
- информационный (А.Г. Голиков, И.Д. Ковальченко, Т.А. Круглова), в котором акцент делается на источнике как носителе информации о прошлом, т.е. в понятие исторического источника включается все то, что несет информацию об общественной жизни, следовательно, может стать основой для научного познания.
Историческое прошлое – это реконструкция, в основе которой – диалог сознания исследователя с сознанием людей, живших прежде. Исторические источники являются опорой любого исторического факта. Именно благодаря историческим источникам мы знаем о том или ином историческом событии, процессе, явлении .
Следовательно, и на уроке истории учащиеся, вставая на место исследователя, вступают в коммуникацию с представителями других исторических эпох. Через такой диалог учащиеся могут не только реконструировать события, но и понимать ценности, мотивы, устремления людей – участников, свидетелей того или иного исторического действия. Помимо вопроса о сущности и функциях исторических источников ключевой для источниковедения является проблема их классификаций.
Одна из наиболее популярных классификаций исторических источников была разработана советским и российским историком С. О. Шмидтом в 1985 году . Критерием здесь выступает тип носителя и способ передачи информации.
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
2. Изобразительные источники:
А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
Б) изобразительно-графические;
В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:
А) разговорная речь;
Б) памятники устного творчества (фольклор);
В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей.
К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
Фрагмент для ознакомления
3
I.Нормативные источники
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.12.2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047». – Режим доступа: https://минобрнауки.рф
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2034:1
II. Литература
3. «История в человеке, попавшемся на ее дороге: историческая биография в Сибири XIX-XXI веков (историографический, источниковедческий и методический аспекты) : коллективная монография, посвященная памяти В. Ф. Цыбы / [И. Г. Адоньева, Л. Н. Алексашкина, Е. Е. Вяземский и др.] ; под редакцией В. А. Зверева [и др.]. - Новосибирск : НГПУ, 2018. - 323 с. – ISBN 978-5-00104-317-1. – Текст:непосредственный
4. Биткина, А.Н. Развитие коммуникативных умений старшеклассников в процессе работы с источниками личного происхождения на уроках истории России /А.Н. Биткина. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2020. – № 3. – С. 39–45.
5. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе/ А.А. Вагин. – Москва: Просвещение, 1998. – 434 с. – Текст непосредственный.
6. Волобуев О.В. История России: начало ХХ – начало XXI века. 10 класс: учебник/О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. – М.:Дрофа, 2016. – 367с. – ISBN 978-5-358-17876-2. – Текст: непосредственный
7. Голиков, А.Г. Методика работы с историческими источникам: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030600 "История" / А. Г. Голиков, Т. А. Круглова. - Москва: Академия, 2014. - 223с. - ISBN 978-5-4468-0233-3. – Текст: непосредственный
8. Горохова, О.А. Развитие коммуникативных умений учащихся 8 классов на различных формах уроков по отечественной истории культуры XIX века: диссертация на соискание ученой степени кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Горохова Оксана Александровна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 2019. – 334 с. – Текст: непосредственный
9. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя/Н.Г. Дайри. – Москва: Просвещение, 1978. – 192 с. – BBK-код Ч426.31,6(2)-260,0. – Текст: непосредственный
10. Журавлева, О.Н. Практические занятия по истории в старших классах / О.Н. Журавлева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. № 9. – С. 47–55.
11. Землянская, Е.Н. Образовательные ситуации как единица событий образовательного процесса / Е.Н. Землянская// Наука и школа.– 2020. № 3. – C. 83–92.
12. История России. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в трёх частях / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2019. Ч. 3. - 2019. - 159 с. – ISBN 978-5-09-067826-1. – Текст: непосредственный.
13. Измозик, В.С. История России. 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. С. Измозик, С. Н. Рудник ; под общ. ред. Р. Ш. Ганелина. - Москва: Вентана-Граф, 2020. - 383 с. – ISBN 978-5-360-01224-5. – Текст: непосредственный
14. Карелина, Г.М. Формирование умений работы с альтернативными историческими источниками исторических знаний: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 /Карелина Галина Михайловна. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 18 с.
15. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М. В. Короткова. - Москва: Просвещение, 2016. - 252с. – ISBN 5-305-00015-7. – Текст: непосредственный.
16. Полковникова, Т.А. Возможности преподавания Холокоста в образовательном пространстве современной петербургской школы (из опыта работы) /Т.А. Полковникова // Преподавание истории в школе. – 2020. № 2. – С. 41-45.
17. Полторак, Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории / Д. И. Полтарак, Н. И. Аппарович, С. В. Думин; Под ред. Д. И. Полторака. - Москва : Просвещение, 1987. - 205 с. – ISBN (В пер.). – Текст: непосредственный
18. Прошунина Е.В. Специфика работы с историческими источниками в старших классах школы при реализации краеведческого компонента (на примере работы с архивными документами XVII В) / Е.В. Прошунина – Текст : непосредственный // Инновационные подходы к развитию образования: новые вызовы времени и перспективы / Министерство образования РФ ; НФИ КемГУ ; под. ред. Т. И. Шалавиной. – Новокузнецк, 2020. – С. 247-250
19. Пушкарев, Л.Н. Классификация русских письменных источников отечественной истории / Л.Н. Пушкарев – Москва: Наука, 1975. – 282 с. – Текст:непосредственный
20. Реймер, М.В. Виды исторических источников и методические пути их изучения / М.В.Реймер, М.И. Астахова //Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-1. – С. 186-190. – Текст:непосредственный.
21. Русина, Ю.А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению 030600 "История" / Ю. А. Русина. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. - 233 с. – ISBN 978-5-7996-1533-8. – Текст: непосредственный
22. Троицкий, Ю.Л. Коммуникативные стратегии истории /Ю.Л. Троицкий // Образовательная политика. – 2011. № 6(56). – С. 61–71.
23. Хлытина, О.М. Исторические источники в учебном познании: проектирование планируемых результатов изучения /О.М. Хлытина // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С. 20–30.