Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начало обучения в школе связано для ребенка с глубоким адаптационным кризисом, который спровоцирован сменой обстановки, коллектива сверстников, основного вида деятельности.
Проблема адаптации первоклассника к обучению в образовательном учреждении актуальная для всех типов школ и не решается изменениями в программе преподавания. Стрессовым фактором для ребенка здесь являются не требования учебной программы в рамках знаниевого компонента, а коренным образом изменившаяся социальная ситуация развития.
Адаптация к школьному обучению является наиважнейшей и самой серьезной проблемой всего периода обучения ребенка в младших классах. Степень адаптированности, сложность процесса адаптации, первые впечатления, полученные ребенком от школьного обучения – все эти факторы во многом определяют его успешность в школьной жизни, адаптацию к учебному социуму, мотивацию к обучению.
Профилактика школьной дезадаптации осуществляется школами в сотрудничестве с дошкольными образовательными учреждениями. Современные образовательный стандарт ДОУ предполагает подготовку ребенка к школьному обучению, прививает ему необходимые знания, социальные навыки.
Тем не менее, со стороны самого образовательного учреждения так же требуется глубокая профилактическая работа, направленная на то, чтоб обеспечить ребенку наиболее комфортное вхождение в школьную жизнь.
В настоящий момент зачастую дезадаптация рассматривается как неуспешность ребенка в освоении знаниевого компонента, но такой подход к пониманию явления достаточно ограничен, поскольку успешный в обучении ребенок может одновременно иметь повышенную тревожность, проблемы социализации, другие сложности.
Таким образом, мы приходим к мысли о необходимости рассмотрения адаптации как комплексного явления, детерминированного множеством факторов.
Проблемы адаптации, дезадаптация – не являются каким-то новшеством в педагогике и психологии, работа в этой сфере идет давно и уверенно. Но новый личностно-ориентированный подход в образовании призывает педагогов на передний план выдвинуть самореализацию ребенка, его личностную успешность, а не его успехи в обучении. Потому вопрос об адаптированности и эмоциональном благополучии школьника встает особенно остро.
Актуальность исследования заключается в широком распространении проблемы дезадаптации младшего школьника и недостаточной слаженности и комплексности работы педагогического состава в решении этой проблемы.
Объект исследования – процесс адаптации первоклассника к обучению в образовательном учреждении.
Предмет исследования – уровни школьной адаптации первоклассника.
Цель работы – всесторонне осветить процесс адаптации первоклассника в среде учебного заведения с учетом уровней адаптированности.
Задачи:
1. Проанализировать школьную адаптацию как педагогическую проблему
2. Охарактеризовать уровни школьной адаптации первоклассников.
3. Рассмотреть методы диагностики уровня школьной адаптации первоклассников
4. Представить программу, содержание и анализ исследования уровня школьной адаптации первоклассников
5. Разработать программу профилактики школьной дезадаптации первоклассников
Методологической базой исследования стали работы Л.И. Божович, М.А. Жданова, В.Г. Крысько, И.А. Королевой, Л.И. Лазаревой, О.В. Поздняковой и др.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Термин «адаптация» происходит от латинского ad – «к»; aptus – «пригодный, удобный», aptatio – «приглаживание», adaрtatio – «приспособление». Адаптация – результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности [10, c. 34].
Адаптация ребенка к школьному обучению – понятие еще более сложное, поскольку, в качестве внешней среды она подразумевает не только материальные факторы окружающего мира, но и меняющуюся социальную среду, новую структуру общественных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаленская З. В. Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-4. С.903-908
2. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М., 1982. – 78 с.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: ЛГУ, 1988. – 256 с.
4. Бирюкова М.В. Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание», «Развитие» в современной педагогике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №5. С.8-12
5. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. – 385 с.
6. Власова Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник ЧГПУ. 2009. №1. С.13-22
7. Жданова М. А. О роли социально-педагогической деятельности в условиях современного российского общества // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №12. С.64-65
8. Журавлев Д. Адаптация учащихся на переходных периодах //Народное образование. -2008. -№2.- С.31.
9. Карандашев В. Н. Хрестоматия по педагогической психологии / В. Н. Карандашев, О. Н. Щеголева, Н. В. Носова. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
10. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – М.; СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
11. Кулакова А. Б., Королева И. А. Адаптационный период школьников в учебном процессе научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН // Проблемы развития территории. 2014. №1 (69). С.98-105
12. Люленкова О. Ю. Факторы адаптации детей к школе // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 84-87.
13. Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник ТГПУ. 2009. №8. С.108-111
14. Позднякова О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. С.362-366
15. Тарасенко Е. П. Социализирующее воздействие семьи на выработку адаптационных механизмов у современных подростков // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2007. №2. С.74-77
16. Тарханова И. Ю. Социально-педагогическая служба школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. 2016. №5. С.62-67
17. Тюрина Н. В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник АГТУ. 2007. №5. С.152-157
18. Шамовская Т. В. Условия и механизмы формирования и развития социальной идентичности личности // Вестник КемГУ. 2010. №3. С.133-138
19. Яковлев Е. В., Яковлева Н. А. Виды адаптации личности в образовательном процессе // Вестник ЧГПУ. 2016. №6. С.123-127