Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития волевой саморегуляции у студентов 5
1.1 Сущность воли. Развитие саморегуляции в онтогенезе 5
1.2 Изучение факторов и детерминант развития саморегуляции студентов.
Дифференциально-психологические исследования саморегуляции cтудентов
11
Список используемой литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2
Уже довольно долгое время огромный интерес у людей вызывает
человек, его возможности и способности. Так и в настоящее время
наблюдается возрождение всеобщего интереса к гуманитарным,
специфическим способностям человека. В последние несколько лет можно
отметить повышенное внимание к воле как к одной из способностей
человека. Еще в XVIII-XIX вв., проблема воли являлась одной из
центральных в психологических исследованиях. Однако в начале XX века из-
за общего кризисного положения в этой науке исследования воли отошли на
второй план.
Понятие воли впервые было введено древнегреческим философом
Аристотелем (384 - 324 гг. до н. э.) в систему категорий науки о душе для
того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в
соответствии со знанием, само по себе лишенное побудительной силы. Воля
у Аристотеля выступала как фактор, который, как и стремление, способен
изменять ход поведения: останавливать его, инициировать, менять темп и
направление.
Одним из существенных признаков волевого акта является то, что он
всегда связан с приложением усилий, принятием и реализацией решений.
Воля предполагает борьбу мотивов 1 . Поэтому важному признаку волевое
действие всегда можно выделить среди других. Волевое решение чаще всего
принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни
одно из которых не в способно одержать окончательную победу без принятия
волевого решения 2 .
Воля также предполагает самоограничение, сдерживание некоторых
достаточно сильных влечений человека, сознательное подчинение их другим,
более важным и значимым целям, умение подавлять непосредственно
появляющиеся в данной ситуации импульсы и желания 3 . На самых высоких
1 См. Моросанова В. И., Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем
жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2021. — № 1. — С. 4
2 См. Конопкин О. А., Психологические механизмы регуляции деятельности. — Москва : URSS : [Ленанд,
2019]. С. 106
3
уровнях своего проявления воля основывается на духовных целях,
нравственных ценностях, идеалах и убеждениях.
Современной задачей высших учебных заведений сегодня становится
повышение эффективности и результативности учебной деятельности
студентов, формирование их активности и самостоятельности. Основой
самостоятельности является сформированная система саморегуляции,
поскольку только тогда, когда студент понимает свои цели в учебе, ставит
цели и достигает их 4 , он видит и возможности дальнейшего
совершенствования в своей профессии. В современных планах ВУЗов
прослеживается нацеленность на введение новых курсов, повышается
важность самостоятельной работы в учебной работе студентов. Актуальной
становится и тема формирования и студентов успешной волевой
саморегуляции.
Все исследования волевой саморегуляции можно определить такими
сферами: анализ особенностей саморегуляции на различных этапах
онтогенеза; анализ факторов и причин развития саморегуляции у студентов;
дифференциально-психологическое изучение волевой саморегуляции
студентов.
Целью данной работы является рассмотрение волевой саморегуляции у
студентов первого года обучения в ВУЗе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Выготский Л.С. Психология развития человека, - М.: Смысл:
Эксмо, 2004.
2) Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2019
3) Ишмуратова Ю. А., Вклад осознанной саморегуляции,
вовлеченности и мотивации в академическую успеваемость школьников в
разные периоды обучения // Психологическая наука и образование. — 2021.
— Т. 26, № 5. — С. 17-29
4) Карпинский К. В., Смысложизненные задачи и состояния в
развитии личности как субъекта жизни // Сибирский психологический
журнал. — 2019. — № 71. — С. 79-106
5) Конопкин О. А., Психологические механизмы регуляции
деятельности. — Москва : URSS : [Ленанд, 2019]. — 320 с.
6) Мазилов В. А., Личностные особенности студентов
педагогического вуза и становление у них совладающего поведения //
Вопросы психологии. — 2021. — № 3. — С. 76-84
7) Моросанова В. И., Личностные особенности и академическая
успеваемость у школьников с различными профилями осознанной
саморегуляции учебной деятельности // Педагогика. — 2020. — № 9. — С.
29-44.
8) Моросанова В. И., Научная школа психологии саморегуляции в
контексте актуальных задач образования (к 90-летию О. А. Конопкина) //
Педагогика. — 2021. — Т. 85, № 10. — С. 46-56
9) Моросанова В. И., Осознанная саморегуляция как метаресурс
достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник
Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2021. — № 1. — С. 4-37.
10) Нартов А. А. Волевая саморегуляция студентов: анализ основных
направлений исследований// Психология. Историко-критические обзоры и
современные исследования. 2017. Т. 6. No 5А. С. 136-145.
15
11) Пахомов А. , Готовцева Н. Г. Особенности волевой регуляции
студентов 1 курсов в вузе // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 175–176.
12) Рассказова Е. И., Отказ от целей и их изменение в структуре
психологической саморегуляции личности // Вопросы психологии. — 2020.
— № 2. — С. 129-139.
13) Шляпников В. Н., Взаимосвязь волевой регуляции и
академической успеваемости студентов вузов // Психологическая наука и
образование. — 2021. — Т. 26, № 1. — С. 66-75
14) Чупров В. И., Молодежь в культурном пространстве:
саморегуляция жизнедеятельности [Электронный ресурс] : Монография. —
Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2020. — 304 с.
15) Яковлева И. В., О проблемах волевой саморегуляции студентов на
занятиях физкультурой в вузе // Философия образования. — 2015. — № 2
(59). — С. 201-210