Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В отечественной психологии для раскрытия сущности профессиональной идентичности обычно опираются на такие категории, как "профессия", "профессиональное самоопределение", "профессионал", "профессионализм".
Профессиональная идентичность - профессиональный "Я-образ", включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного "Я"; осознание своей тождественности с профессиональным образом "Я" [2, с.324].
Л.Б. Шнейдер обосновала психологическую концепцию профессиональной идентичности [3]. Она исходит из того, что становление профидентичности осуществляется в рамках профессии. Понятие "профессия" задаёт содержательные характеристики профидентичности, обеспечивая "морфологию" профессиональной деятельности и профессиональной общности.
Но профессиональная идентичность несводима собственно к профессионализму, это результат профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации.
На основе этого по Л.Б. Шнейдер профессиональная идентичность определяется как психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии определённому профессиональному сообществу [3, с. 113].
Профессиональная идентичность напрямую выводится из профессионального самосознания, которое является компонентом вообще. На основе самосознания складываются Я-концепция и образ профессии, формируется профидентичность.
Учитывая профидентичность реализуется через свой профессиональный опыт. Отождествление себя с профессиональной группой, которая оценивает личность позитивно, раскрытие своего профессионального потенциала, самоосуществления (позитивный образ профессионального Я).
Цель: рассмотреть особенности профессиональной идентичности специалистов технономического профиля
Задачи исследования:
1. Рассмотреть технический профиль профессии
2. Дать понятие профессиональной идентичности
3. Провести исследование профессиональной идентичности специалистов технономического профиля
4. Разработать психологические рекомендации по формированию профессиональной идентичности личности в условиях профессионализации
Объект: профессиональная идентичность.
Предмет: особенности профессиональной идентичности специалистов технономического профиля.
Гипотеза исследования: степень идентичности связана с длительностью работы с технономической сфере.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, тесты и опросники, методы Манна Уитни.
Методики исследования: с целью изучения данных процессов нами было проведено исследование при помощи методики Методика «Профессиональная идентичность». (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) и «Методики изучения профессиональной идентичности». Л.Б. Шнейдер.
Эмпирическая база: торговая компания «Веста».
Выборка исследования: в нашем исследовании приняли участие 30 специалистов технического профиля с оконченным высшим образованием, работающие по специальности не более года и 30 специалистов технического профиля с опытом работы более 3 лет.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в обучении студентов в ВУЗе, а также программах адаптации специалистов технического профиля.
Структура курсовой работы состоит из введения, заключения, первой, второй главы и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы профессиональной идентичности специалистов технономического профиля
1.1 Технический профиль профессии
Немыслим индустриальный и постиндустриальный мир без обилия техники. Строго говоря, именно благодаря росту числа и качества производств, их продукции мы живем именно в том мире, который знаем. Не стоит перечислять преимущества такого уклада — они очевидны каждому. Зато стоит учесть, что именно человек все же занимает в нем главенствующую роль. Ни одному самому прогрессивному производству не обойтись без технических специалистов, поэтому спрос на этот тип весьма квалифицированного труда огромен.
Список технических профессий
Некоторые профессии технического направления постепенно исчезают.
Мы можем вспомнить телефонистов на станциях, однако автоматические компьютеризированные станции их заменили и работают куда быстрее и надежнее; то же самое с более старой профессией телеграфистов. Некоторые сегодня важные технические специалисты могут стать невостребованными уже в ближайшие полдесятка лет. Причиной становится их замена автоматикой.
Но на смену постоянно приходят сотни новых специальностей. Кроме того, некоторые профессии, не считавшиеся ранее техническими, неразрывно связываются с техникой и технологиями, дабы адекватно ответить прогрессу. Список направлений в сфере техники обширен, и львиная доля технических специалистов участвуют в экономике вторичного сектора обработки и строительства. Здесь можно перечислить следующие направления и их профессии:
• Электроэнергетика. Важнейшая отрасль, без нормальной деятельности которой невозможным станет существование промышленности вообще.
• Автоматика здесь играет важную роль, но без человека ни одна станция или подстанция не сможет обойтись еще долгие годы. Специалисты-энергетики востребованы и получают неплохие доходы;
• Топливная промышленность. Что бы не говорили футурологи, а нефть и газ нам еще пригодятся в ближайшие десятилетия. Профессиональные эксперты по добыче, обработке и транспортировке топливных ресурсов все еще на хороших счетах;
• Машиностроение и металлообработка: эти две категории тяжелой промышленности неразрывно связаны. Изготовление крупных и малых станков, приборов — задача подвластная лишь специально обученным специалистам этой сферы;
• Автомобилестроение. В категорию этого производства входят все виды транспорта.
• Достаточно проанализировать всего один рекламный перерыв на телевидении, оценив процент роликов об автомобилях, чтобы оценить, насколько важна автомобилестроительная промышленность. Перспективы здесь практически бесконечны, а значит, работа для автомобилестроителя будет всегда;
• Космическая промышленность - также одна из тех категорий, что следует указать. Очевидно, что единственной возможностью следующего скачка для человеческой цивилизации является экспансия космического пространства. Не стоит думать, что произойдет это не скоро. Специалисты космонавтики приложили огромные усилия для создания принципиально новых средств освоения космоса.
• Существуют и другие важные направления технической деятельности:
• Строительная промышленность;
• Медицинская промышленность;
• Легкая и пищевая промышленность и другие.
Единый тарифно - квалификационный справочник включает в себя работы и профессии рабочих (ЕТКС № 55) в каждом разделе находится полный перечень профессий, относящийся к определенному виду производства.
Данный справочник содержит ТК (тарифно – квалификационные) характеристики, которые сгруппированы в разделы по видам производства и выполняемых работ, вне зависимости от производственной деятельности (предприятия, организации).
В едином справочнике, каждая профессия определенного разряда, как правило, включена только в один из разделов. В этих разделах, опубликованы профессии, в основном для предприятий, занимающихся производством пищевой продукции.
В справочнике, характеристики (тарифно – квалификационные), к каждой определенной профессии производства, разработаны и применены, согласно шестиразрядной сетке.
Для рабочих с низшими разрядами отдельных профессий, учитывая условия производства или виды выполняемых работ, предусмотрено выполнение работ под руководством рабочего, имеющую более высокую квалификацию.
В этом случае, высококвалифицированные рабочие должны уметь руководить рабочим персоналом.
Кроме работ, которые предусмотрены ТК характеристиками, каждый рабочий производства должен выполнять дополнительные виды работ: прием и сдача смены, своевременная подготовка своего рабочего места, инструмента, оборудования, ведение установленной технической документации и другое.
Профессии производства, где изготавливают алкогольную и безалкогольную продукцию.
- Аппаратчики производства коньяка (3 – 5 разряд),
аппаратчики производства шампанского (4 – 5 разряд),
дегоржеры (5 разряд),
обработчики вина и виноматериалов (1- 5 разряд),
обработчики винного сырья (1- 4 разряд),
обработчики коньячных спиртов и коньяков (1 – 5 разряд),
обработчики винодельных отходов (2 – 4 разряд),
обработчики сусла и соков (1 – 4 разряд),
приготовители шампанского (2 – 4 разряд),
ремюеры (5 разряд).
Перечень профессий кондитерского производства:
- Аппаратчики приготовления инвертного сиропа (4 разряд),
бисквитчики (1 – 5 разряд),
вафельщики (1 – 4 разряд),
глазировщики (1 – 4 разряд),
глянцовщики карамели и драже (3 разряд),
дражировщики (2 – 4 разряд),
изготовители таблеток (3 – 4 разряд),
карамельщики (1 – 5 разряд),
кондитеры (1 – 6 разряд),
конфетчики (1 – 5 разряд),
мармеладчики – пастильщики (1-5 разряд),
машинисты сбивальных машин (2 -3 разряд),
машинисты формующе-завертывающего полуавтомата (4 разряд),
машинисты шоколадоотделочных машин (3 – 5 разряд),
обкатчики клюквы (1 – 3 разряд) и другие.
В ЕТКС по разделам опубликованы виды производства с включением в каждый, требуемого количества профессий: хлебопекарное, макаронное производство, производство чая, сахара, пищевых концентратов и многие другие.
Для каждой профессии описаны виды работ, необходимые знания для специалиста, который занимает ту или иную должность.
Профессиональная направленность у каждого человека обычно проявляется с самого действа и становится заметна по некоторым привычкам и предпочтениям.
Например, если в юном возрасте нравится читать разнообразные книги, связанные с техникой, складывать неизвестные приборы из подручных материалов, а позже – часам смотреть разные научно-популярные фильмы и передачи о технических инструментах, материалах и новинках конструирования, то налицо природная склонность к техническим профессиям.
Выбирая себе будущую специальность, важно четко понимать, что область технических интересов необычайно широка, и она не ограничивается лишь компьютерами. Работать по технической специальности можно в самых разнообразных сферах, основные из них представлены ниже:
• Авиационная и космическая техника;
• Металлургия, машиностроение и металлообработка;
• Морская техника;
• Строительная техника и ее использование;
• Автоматизация систем и техническое управление;
• Сельскохозяйственная, агропромышленная техника;
• Физика и кибернетика;
• Энергетика;
• Медтехника и многое другое.
Самые популярные и высокооплачиваемые профессии, связанные с техникой
Профессий, которые связанные с техникой, существует огромное множество, поэтому человек, имеющий склонность и пристрастие к такой сфере деятельности, может сам выбирать себе специальность. И все же существует несколько рекомендаций, которые помогут выбрать профессию, с которой потом будет легко устроиться на работу, открыть собственное дело и стать по-настоящему состоятельным человеком.
По иронии судьбы, чем меньшей по размеру является техника, с которой ведется работа, тем больше денег за такую работу получает специалист, выполняющий ее.
Таким образом, великолепную зарплату обычно получают нано-кибернетики, специалисты атомной физики и создатели медицинской техники и приборов.
Неплохо могут устроиться специалисты по аудио и видеооборудованию, а также те, чья профессия будет связана с автоматизацией систем управления, разработкой видеорегистраторов, систем безопасности и т.д.
А вот получать профессию «конструктор машин и оборудования»,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акажанова А.Т., Гулак О.В. Взгляд на профессиональную идентичность психолога через призму наблюдения за младенцем / Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения Материалы международных научно-практических конференций. Под общей редакцией Ю. П. Платонова. 2016. С. 26-29.
2. Аладьин А.А., Коновко Я.А. "якоря карьеры" специалистов технического профиля и студентов технических специальностей / Научные труды Республиканского института высшей школы. 2015. № 15-2. С. 18-25.
3. Баран В.А. Социальный интеллект и профессиональная идентичность будущих педагогов / Дни науки сборник материалов научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 3 частях. 2018. С. 509-510.
4. Бедный А.С., Карнеев Р.К. Изучение профессиональной идентичности студентов как составляющей успешности их профессионального самоопределения / Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 142-149.
5. Беличук А.А., Незнамов А.А., Гальцева Э.А., Попеску С.В. Профессиональная идентичность как интегральная характеристика будущего военного специалиста / Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности материалы VIII Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2018. С. 51-53.
6. Гавриленко Л.В. Влияние личностной готовности к переменам на профессиональную идентичность учащихся 8-9-х классов / Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. 2018. С. 134-136.
7. Гаврилова А.В. Формирование иноязычной письменной компетенции у студентов технического профиля / Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования материалы международной школы-конференции. 2017. С. 348-350.
8. Галкин К.А. Профессиональная идентичность молодых врачей и формирование профессиональной идентичности на индивидуальном уровне: зарубежный опыт исследований / Социология. 2016. № 1. С. 93-98.
9. Гераскевич Н.В. Аутентичность и идентичность в профессиональном иноязычном образовании / личность как объект психологического и педагогического воздействия Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 55-61.
10. Головкова Н.А., Чернов П.М., Сайтаева Е.А. Профессиональная идентичность в подростковом возрасте как этап формирования готовности к профессиональному самоопределению / ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования. 2017. № 1 (9). С. 72-75.
11. Головнев А.В. О подготовке наставников студентов - практикантов (технический профиль) / Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики Материалы XIV Международной научно-практической конференции. В 4-х томах. 2017. С. 63-68.
12. Горлицына О.А. Графо - технологический компонент подготовки студентов технического профиля как важное направление развития высшего образования / теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 109-114.
13. Данилов Р.С. Применение технических средств обучения в процессе подготовки студентов физкультурного профиля / Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 92-94.
14. Данилов С.И. Военно-профессиональная идентичность и ее роль в психологической защите личности военнослужащего / Военно-профессиональная идентичность: актуальные направления исследования Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур «Психологические условия формирования идентичности военнослужащих». Под ред. С.И. Данилова, Л.П. Казаковой. 2018. С. 109-120.
15. Двояшкин Н.К., Кабиров Р.Р., Новикова А.Х. Формы и методы преподавания курса общей физики в техническом вузе нефтяного профиля / Гуманитариум. 2018. № 2 (7). С. 22-25.
16. Ерментаева А.Р., Аюпова Г.Т. Профессиональная идентичность преподавателей в структуре я-концепции /: Integration of the Scientific Community to the Global Challenges of Our Time Materials of the III International Scientific-Practical Conference. In 3 volumes. 2018. С. 282-289.
17. Забоева М.А., Каратаева Н.А. Влияние жизнестойкости личности на профессиональную идентичность будущих педагогов дошкольного образования / Педагогическое образование в России. 2018. № 11. С. 103-107.
18. Зинина С.М. Профессиональная идентичность студентов и их отношение к профессиональному будущему / Приволжский научный журнал. 2015. № 4 (36). С. 183-188.
19. Ибадуллаев Т.А. Исследование социального интеллекта и уровня эмпатии среди студентов с гуманитарным и техническим профилями подготовки / Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2018. № 3. С. 14.
20. Камалеева А.Р., Нигметзянова В.М. Формирование навыков проектирования технического чертежа у студентов технического профиля с использованием информационно-коммуникационных технологий / Казань, 2016.
21. Клименко Л.В., Мосиенко О.С., Нор-Аревян О.А., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность представителей социально ориентированных профессий в условиях прекариатизации российского общества / Ростов-на-Дону, 2018.
22. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Российские военнослужащие в условиях институциональных реформ: профессиональные установки и идентичность / Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10. № 2. С. 72-89.
23. Колмыкова М.А., Селиверстова Н.И. Профессиональная идентичность как основа профессиональной культуры чиновника / Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 2. С. 71-78.
24. Корецкий А.М. Теоретический обзор соотношения понятий профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание / Шаг в науку. 2016. № 1. С. 130-132.
25. Костина К.Р. Профессиональная идентичность курсантов учреждений образования мвд республики беларусь / XII Машеровские чтения Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. С. 216-217.
26. Лаптева С.В., Тишкин Е.А., Подкользин А.И. Использование метода проектов в подготовке студентов технического профиля / теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 72-74.
27. Лебедева Е.В. Профессиональная идентичность и прогнозирование профессионального будущего у студентов профессионально-педагогического вуза / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. 2018. С. 424-427.
28. Лебедева Е.В., Заводчиков Д.П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов / Научный диалог. 2018. № 12. С. 452-464.
29. Лукеба Э. Профессиональная идентичность военнослужащего и архетипический образ войны /: Военно-профессиональная идентичность: актуальные направления исследования Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур «Психологические условия формирования идентичности военнослужащих». Под ред. С.И.Данилова, Л.П.Казаковой. 2018. С. 193-198.
30. Магакян (Ермилова) Е.Е. Мотивы поступления в вуз и профессиональная идентичность как факторы профессионального выбора выпускников бакалавриата / Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. С. 83-92.
31. Молчанов С.В., Кирсанов К.А. Связь личной профессиональной перспективы и статуса идентичности в профессиональной сфере в старшем подростковом возрасте / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 38-49.
32. Мосиенко О.С. Профессиональная идентичность и ее роль в профессиональной социализации студенческой молодежи / Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты Материалы V Тюменского международного социологического Форума. 2017. С. 458-462.
33. Мунгалов В.Н., Левина А.Г. Профессиональная идентичность студентов, получающих профессиональное образование (на примере высшего образования) / Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 6. С. 24.
34. Накохова Р.Р., Макоева А.Ю. Профессиональная идентичность как фактор профессиональной компетентности будущих медицинских работников / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 131-141.
35. Нарижняя Т.Н. Влияние мотивационной структуры личности на профессиональную идентичность психологов-консультантов и психологов в организации / Вестник науки и образования. 2015. № 10 (12). С. 128-132.
36. Орехова Т.Ф., Кружилина Т.В. К вопросу о формировании у студентов технических профилей инженерного сознания гуманистического типа / Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практикаМатериалы международной научно-методической конференции. Ответственный редактор Л.Л. Мехришвили. 2018. С. 111-118.
37. Паштаев Б.Д., Кулибеков Н.А., Муртузаев И.А. Применение систем компьютерной математики в подготовке студентов бакалавриата по профилю "технические системы в агробизнесе" / проблемы современных интеграционных процессов и пути их решениясборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 171-175.
38. Пранов В.А. Сравнительный анализ условий труда и их влияние на профессиональную идентичность (на примере вожатых) / реформы в россии и проблемы управления - 2017 Материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. 2017. С. 170-171.
39. Сапогова Е.Е. Профессиональная ментальность и профессиональная идентичность в обучении психологическому консультированию / Международная конференция по консультативной психологи и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка Сборник материалов. Электронное издание. Под редакцией В.В. Архангельской, А.А. Голзицкой, Н.В. Кисельниковой, Е.А. Семеновой. 2018. С. 200-205.
40. Сергеев Г.Г., Берестова О.А. Предметные олимпиады по техническому черчению как форма профориентации школьников на специальности инженерного профиля / Научно-методический журнал "Наука и образование: новое время". 2017. № 6 (7). С. 79-82.
41. Сергеева Е.В. Развитие математической компетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки по техническим профилям / автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2017
42. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Адаптация студентов - первокурсников к условиям многоуровневой образовательной организации технического профиля: рекомендации преподавателям / инструменты и механизмы современного инновационного развитиясборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017. С. 132-135.
43. Серебренникова Е.А. Практические аспекты подготовки специалистов технического профиля с компетенциями предпринимательской деятельности / Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 4 (64). С. 63-72.
44. Сидоров В.В., Новопашина Ю.Н. Обеспечение навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия / Инновационное развитие профессионального образования. 2017. Т. 15. № 3. С. 63-68.
45. Стычковa В.И., Резниченко М.Г. Профессиональная идентичность как фактор формирования профессиональной мобильности / Инженерное образование. 2016. № 20. С. 248-251.
46. Сургутскова Г.А. Социально-педагогическая компетентность как необходимая составляющая профессиональной деятельности современного специалиста технического профиля / Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета Отв. ред. - А.В. Коричко. Нижневартовск, 2017. С. 310-317.
47. Теняева О.В., Тоболевич О.А. Профессиональная идентичность молодежи в контексте профессионального самоопределения личности / Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2016. № 2 (8). С. 167-171.
48. Ткачева И.А. Роль естественнонаучных дисциплин в развитии исследовательских компетенций студентов инженерно-технических профилей / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2015. С. 1302-1305.
49. Третьякова Г.М. Работа с текстом как базовый компонент обучения языку специальности в техническом вузе (нефтегазовый профиль) / Русский язык в системе подготовки кадров для международных инфраструктурных проектов России и Китая Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 60-65.
50. Троянская А.И. Рефлексия личности студента в условиях обучения по техническому профилю / Гуманитарное образование и наука в техническом вузе Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 190-194.
51. Утлик Э.П. Военно-профессиональная идентичность курсантов / Военно-профессиональная идентичность: актуальные направления исследованияМатериалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур «Психологические условия формирования идентичности военнослужащих». Под ред. С.И.Данилова, Л.П.Казаковой. 2018. С. 69-80.
52. Фомина Н.М. Профессиональная идентичность студентов как критерий профессиональной подготовки специалистов / Непрерывное образование как стратегия развития профессиональной карьеры: традиции и инновации материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 220-224.
53. Чопорова Е.И., Серостанова Н.Н. Особенности формирования активно выраженных видов иноязычной речевой деятельности обучающихся технических профилей подготовки / Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-1. С. 215-219.
54. Шибаева В.А. Профессиональная идентичность психолога на разных этапах профессионального становления / Молодёжная научная весна Материалы XLIV Научно-практической конференции молодых исследователей Забайкальского государственного университета. В 4-х частях. Ответственные редакторы А.В. Шапиева, И.Ю. Мальчикова. 2017. С. 207-209.
55. Яицкова А.И. Профессиональная идентичность как показатель профессионального развития работника / Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях Материалы VII международной социологической Грушинской конференции. Ответственный редактор А.В. Кулешова. 2017. С. 1397-1401.
56. Яковлев М.В. Профессиональная идентичность как исходная стадия механизма формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих внутренних войск МВД России / Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 11 (53). С. 152-154.