Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных
технологий, призванных помогать развитию творческих способностей обучающихся,
формированию навыков саморазвития и самообразования, этим требованиям в полной
мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.
На сегодняшний день в школе необходимо строить обучение с применением активных
форм, направленных на поддержание интереса к предмету «Технология». В качестве
более эффективной зарекомендовала себя работа с проектами, направленная на
повышение познавательного интереса учащихся, быстрое усвоение ими сложных тем,
овладение профессиональными навыками.
В федеральных государственных образовательных стандартах прописана проектная,
исследовательская деятельность учащихся, реализация которых закреплена Законом «Об
образовании РФ», поэтому каждый учащийся должен уметь выполнять проект в рамках
предмета «Технология».
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы, которая завершается реальным, практическим результатом,
оформленным определенным образом (Е.С. Полат).
Цель работы: изучить метод проектов и составить проект на тему «Приготовление обеда.
Сервировка стола к обеду».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• рассмотреть особенности проектной деятельности;
• изучить проектную деятельность на уроке технология;
• разработать проект по теме «Сервировка стола. Приготовление обеда»;
• сформулировать выводы по разработанному проекту.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1. Проектная деятельность на уроке «Технология»
Сегодня в связи с реформированием школьной системы образования особую актуальность
приобретает формирование у учащихся самостоятельного мышления, сознательного
выбора профессии. В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний»
учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных
инновационных педагогических подходов, отличающихся от «классического
формирования знаний, умений и навыков», особое место занимает организация проектной
деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и
личностно-ориентированного подходов. Одно из значений слова «проект» в переводе с
латинского – это «брошенный вперед». Данное толкование во многом ориентирует
современного учителя на инновационную деятельность .
В данный момент проектной деятельностью принято считать практически любую
самостоятельную деятельность учащихся, будь то реферат или устное сообщение.
Проблемой таких работ является то, что в результате их подготовки обучающейся не
пытается подумать о том, какая проблема стоит в его работе и каким образом можно ее
решить. Происходит это по той причине, что результат работы не требует творческого
подхода и зависит только от выбранных источников литературы.
Стоит отметить, что данный вид деятельности допустим в учебной практике, потому что
способствует развитию умения отмечать важные моменты, а также систематизировать
новый учебный материал .
К сожалению, проект до сих пор не имеет конкретного определения, тем не менее
обладает рядом характерных черт:
при решении поставленной проблемы в проектной деятельности должно быть
разработано несколько вариантов ее решения;
выбор решения поставленной проблемы должен быть рационально обоснованным .
Впервые проектная деятельность начала использоваться на рубеже XIX–XX веков. В ходе
применения данного вида деятельности выяснилось, что уровень полученных знаний у
учащихся снизился .
Как считают современные исследователи, произошло это по той причине, что:
отсутствовали подготовленные специалисты в области педагогики, которые могли
бы компетентно работать с проектами;
методика проектной деятельности в то время была практически не развита;
проектный метод обучения превалировал над другими методами и формами
обучения.
В эпоху современного информационного общества метод проектной деятельности
становится одним из наиболее важных компонентов образовательного процесса при его
грамотном использовании.
Сейчас проектная деятельность является не только одной из основных частей
образования, но и отдельной системой. В современных условиях человек может быть
успешным в различных сферах деятельности лишь тогда, когда он многое умеет и
предъявляет к себе важные требования:
умение работать в команде;
умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и
оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
умение выполнять исследовательскую и проектную работу;
умение выступать в различных социальных ролях;
умение контактировать с людьми.
На данный момент метод проектной деятельности является важной частью учебного
процесса, его главное предназначение заключается в том, что учащимся предоставляется
возможность самостоятельно получать знания во время решения практических задач и
проблем.
Учитель лишь координирует проектную деятельность класса и оказывает
консультативные услуги по возникающим вопросам. В ходе проектной деятельности
необходимо составить план будущего проекта, а также определить цели и задачи проекта,
соответственно, проблему и способы ее решения. Стоит отметить, что заключительный
этап проектной деятельности должен быть реальным и материальным результатом,
оформленным соответствующим образом .
Проектная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал учащихся, а также
применить знания, полученные в результате обучения, на практике, самостоятельно
получить новые знания для их дальнейшего применения . При организации основного
общего образования осознают важность проектного метода обучения, так как данный
метод обучения способствует:
повышению мотивации учащихся при решении задач;
развитию творческих способностей;
смещению акцента от инструментального подхода в решении задач к
технологическому;
формированию чувства ответственности;
созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
По этой причине образовательные организации занимаются проектной деятельностью и
имеют возможность принимать в нем участие, совершенствуя свои навыки .
Учащиеся имеют возможность не только получать навыки и новые знания в ходе работы
над своими проектами, но и наблюдать за образовательным процессом,
взаимоотношениями учителя и учащегося в ходе работы над проектами.
При разработке проекта учащиеся придерживаются основных этапов разработки проекта:
1) Генерирование идеи.
2) Создание эскиза.
3) Выполнение чертежа.
4) Подготовка необходимых материалов и оборудования.
5) Выполнение изделия.
7) Оформление проектной работы.
В основных учебниках по технологии таких авторов, как В. Д. Симоненко, Н. В. Синица,
О. А. Кожина, В. М. Казакевича, отводится отдельный раздел, посвященный проектной
деятельности, в рамках которого учащиеся обучаются:
планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные
шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на
протяжении всей работы);
формированию навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся
должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
умению анализировать (креативность и критическое мышление);
умению
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абашеева Л. Н. Проектная деятельность как средство творческого саморазвития
личности учащихся / Л. Н. Абашеева // Фундаментальные и прикладные исследования в
системе образования: материалы 3-й Международной НПК. Ч. 4. – Тамбов: Першина,
2015. – С. 10–12.
2. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих
способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном
образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С.
Обухова.М.: НИИ школьных технологий, 2006.С. 44-50.
3. Гузеев В. В. Консультации: метод проектов / В. В. Гузеев, Н. В. Новожилова, А. В.
Рафаева, Г. Г. Скоробогатова // Педагогические технологии. – 2017. – № 7. – С. 105 - 114.
4. Коршунов Н.В. «Организация обслуживания в ресторанах», Москва «Высшая
школа», 2010 г.
5. Кучер Л.С., Шкуратова Л.М. Организация обслуживания общественного питания:
Учебник, 2013.
6. Лемисова Л.В. Организация и техника обслуживания в ресторане: Учебное
пособие. - Владивосток: ТГЭУ, 2010.
7. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования /
Н. В. Матяш // Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 38–43.
8. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя
/Под ред. И.А. Сасовой.-М.: Вентана-Графф, 2010. 296 с.
9. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и
студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2015.– 112 с.
10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные
технологии.2006. № 6.С.43-47.
11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.
Поливанова. 2-е изд.М.: Просвещение, 2011.192 с.
12. Поташёв М.О., Левандовский М.И. Век клиента. М: Издательство «АСТ», 2017 г.
13. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект.
М.: Просвещение, 2010.96 с.(Стандарты второго поколения).
14. Технология продукции общественного питания. Расчет столов для обслуживания
клиентов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://foodteor.ru
15. Технология: 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О. А.
Нессонова, В. В. Пальчикова, Л. И. Нессонова [и др.]. Волгоград: Учитель, 2009.207 с.
16. Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство = Introduction to Hospitality
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / Дж. Р. Уокер. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015.— 736 с.