Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном мире транспортом образована самостоятельная область
экономической деятельности, которая живет по особенным правилам. Значение транспорта состоит
в оказании специфических услуг, которые направляют на перемещение товаров либо людей в
пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новой вещи (предмета
материального мира), ее ценность состоит в экономическом эффекте, созданном во время
перемещения грузов, пассажиров и багажа в согласованные места. На основании этого отношения в
области перевозки будут возникать, когда существует потребность в территориальном перемещении
объектов либо людей при помощи транспорта. Чаще всего в них участвует два субъекта:
транспортные организации (владельцы транспортных средств) и лица, заинтересованные в
транспортировке. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения имеют вид
обязательственных правовых отношений.
2
Обязательства по перевозке, возможно, назвать ядром транспортного обязательства. При его
исполнении возможно появление и других обязательств, которые будут связаны с транспортными
услугами.
Вопросам правового урегулирования этого договора цивилистическая наука уделяла достаточно
внимания, как в советский, так и в постсоветский период, в том числе и в диссертационных
исследованиях. Однако, помимо значительного количества проблем договора перевозки,
остающихся актуальными уже длительное время в связи с интенсивным нормотворчеством в этой
сфере и, соответственно, с практикой применения нормативно-правовых актов, проблемы договора
исследуемого вида на современном этапе весьма актуальны.
К таким проблемам, в частности, относят проблемы правовой природы этого договора. Актуальными
вопросами становятся и вопросы состояния и качества источников их правового регулирования, а
также вопросы юридического содержания правоотношений между участниками договора перевозки.
Предмет работы – это вопросы, связанные с правовым регулированием общественных отношений
возникающих из договора перевозки груза.
Объект работы – это правовая природа договора перевозки груза, его гражданско-правовая
характеристика.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ договора перевозки груза в
отечественном праве, выявление сущности данной правовой конструкции, анализ правового
регулирования складывающихся в данной сфере отношений.
В рамках поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие положения о перевозке.
2. Провести гражданско-правовой анализ договора перевозки грузов.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и
обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности правового
регулирования договора перевозки груза в соответствии с российским законодательством; метод
системного анализа, частнонаучные методы исследования, что позволило исследовать заявленную
тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Структура работы. В соответствии с системной логикой и поставленными задачами, для их решения
была выбрана следующая структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕВОЗКЕ
1.1 Правовое регулирование перевозок
3
Договор перевозки является одним из важнейших договоров гражданско-правового оборота. В
настоящий момент основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,
возникающие из перевозки, выступают:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ;
Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (УЖТ) ;
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (КВВТ) ;
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (КТМ) ;
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ВК) ;
Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ ;
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-
ФЗ ;
Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов
автомобильным транспортом» и др.
Так, ГК РФ закрепляет общие положения о перевозке, которые относятся ко всем видам транспорта:
автомобильному, железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному. Уставы,
кодексы и иные нормативные акты, в свою очередь, более детально регулируют общие условия
перевозки соответствующим видом транспорта.
В ГК РФ перевозке посвящена глава 40. Статья 785 ГК РФ закрепляет понятие договора перевозки.
Так, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз
в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а
отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По мнению Беспалова
Ю.Ф., перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в
пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров . Отношения по
перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или
людей с помощью транспортных средств.
Договор перевозки грузов - один из наиболее распространенных договоров. Он имеет большое
значение для развития экономических отношений: с его помощью осуществляется перемещение
грузов во всех направлениях различными видами транспорта.
Несмотря на то что становление правового регулирования договора перевозки грузов имеет
длительную историю, действующее законодательство отличается многочисленными «пробелами» и
«несоответствиями». В связи с этим реформирование транспортного законодательства, связанного с
договором перевозки грузов, есть закономерная необходимость. Можно выделить следующие
основные направления по реформированию.
В настоящее время правовое регулирование договора перевозки грузов характеризуется тем, что
содержит большое количество нормативных правовых актов. Так, например, только в отношении
перевозки грузов железнодорожным транспортом принято более 26 подзаконных нормативных
правовых актов, в отношении перевозки грузов воздушным транспортом - более 17. Многие нормы
4
дублируют нормы законов, а в ряде случаев и противоречат им. Возможным способом разрешения
данного недостатка транспортного законодательства в сфере перевозок грузов является уменьшение
их количества.
Наиболее правильным представляется провести консолидацию применяемых правил в едином
документе, наиболее удобном для применения. Руководствуясь нормами Федерального закона «О
техническом регулировании», целесообразно сгруппировать все технические условия по перевозке
грузов в единый документ - технический регламент. Это позволит сосредоточить нормы,
посвященные перевозке грузов, в унифицированном документе и тем самым ликвидирует их
раздробленность и разрозненность. Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О
техническом регулировании» технический регламент принимается на уровне федерального закона
или постановления Правительства РФ в порядке, установленном соответственно для принятия
федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Это означает, что законная сила
технического регламента выше, чем сила нормативного правового акта, принятого ведомственным
органом, например МПС РФ, ФАП РФ и т.д. При этом в транспортных уставах и Кодексах (например,
УЖТ РФ, ВК РФ и т.д.) должна быть предусмотрена ссылка на соответствующий технический
регламент, что сделает применение законодательства о перевозке грузов проще.
1.2 Понятие перевозки по гражданскому законодательству
Перевозка груза – это услуга, согласно которой перевозчик должен совершить юридические и
фактические действия по перемещению груза в пользу грузоотправителя, а грузоотправитель
обязуется оплатить эти действия.
Правоотношениям по перевозке груза присущи следующие признаки: отнесение данной
деятельности к разряду услуг, договорной характер
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный
ресурс]: СПС Консультант Плюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
16.12.2019). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от
02.08.2019). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от
01.03.2020). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
5
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.02.2020).
[Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
6. Федеральный закон ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от
10.01.2003 N 18- (ред. от 02.08.2019). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
7. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020). [Электронный ресурс]: СПС
Консультант Плюс.
8. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от
10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 26.07.2019). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов
автомобильным транспортом»от 15.04.2011 N 272 (ред. от 31.01.2020). [Электронный ресурс]: СПС
Консультант Плюс.
Специальная литература
10. Антюхин А.Н., Гончаров А.И. Договор об организации перевозок грузов: правовая природа и
практическое значение // Транспортное право. - 2010. - № 9. С. 16.
11. Беспалов, Ю.Ф. Договорное право: учеб. пособие / О.А. Егорова, П.А. Якушев, Ю.Ф. Беспалов .
- М. : Юнити-дана, 2012 . - 552 с.
12. Боровик И. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов // Транспортное право. - 2010. - № 5. С. 23 - 25.
13. Бажина М.А. Основные направления реформирования законодательства о договоре
перевозки грузов / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В.
Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический
альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. N 1. С. 332 – 337.
14. Витрянский В.В. Договор перевозки. - М.: Статут, 2011. – 526 с.
15. Гражданское право. В 3-х т. Т.2, 2-е издание / Под общ. ред. С.А. Степанова. - М.: Юрист, 2013.
– 712 с.
16. Гражданское право: учебник / под ред. Е.А.Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. – 816
с.
17. Груздев В.В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву.
- М., 2010 – 253. с.
18. Калпин А. Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими
договорами). - М., 2010. – 160 с.
6
19. Лукьянова Н.Г., Толстова А.Е. Гражданско-правовое регулирование перевозки грузов //
Сборник научных трудов Sworld. - 2012. - Т. 37. - № 4. С. 22-27.
20. Петров И. Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность груза // Государство и
право. - 2009. - № 2. С. 11- 13.
21. Расулов А.В. Оформление отношений по железнодорожной перевозке грузов. - М., 2009. –
167 с.
22. Российское предпринимательское право: учебник / под ред. И.В. Ершовой. - М., 2011. – 512 с.
23. Соловьева М.А. Природа договора перевозки грузов по российскому и немецкому праву:
сравнительная характеристика // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2013. - № 2. С. 119- 123
24. Стригунова Д. П. Основные черты договора перевозки груза в российском законодательстве //
Современное право. - 2013. - № 1. С. 39-42
25. Холодионова Ю.В. Проблемы терминологии понятия «договор перевозки грузов» в
обязательствах железнодорожной перевозки // Проблемы современной науки. - 2012. - № 4. С. 172-
178
26. Юкша Я.А. Гражданское право: учебное пособие. – М. Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова,
Фак. политологии и права, Ч. 2., 2-е издание, 2013. – 398 с.