Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Почти во всех современных компаниях занимаются описанием бизнес-процессов,
разрабатывают и утверждают нормативные документы на их основе. Но далеко не каждый
регламент действительно внедряется в реальную практику и постоянно используется. В связи с
этим представляется актуальным рассмотреть основные аспекты стандартизации и
регламентации бизнес-процессов.
2
Цель курсовой работы – анализ стандартизации и регламентации бизнес-процессов в
современных компаниях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие концепции управления бизнес-процессами,
- определить сущность стандартизации бизнес-процессов,
- определить методологию стандартизации в сфере таможенного оформления в России и
зарубежных странах,
- исследовать опыт стандартизации процессов в российских компаниях,
- представить характеристику деятельности компании «PL-Provider»,
- выявить основные предпосылки необходимости внедрения стандартизации бизнеспроцессов в данную компанию,
- определить положительные эффекты стандартизации бизнес-процессов организации
оказания услуг таможенного оформления.
Предмет исследования – стандартизация и регламентация бизнес-процессов.
Объект исследования – бизнес-процессы организации.
Методология исследования: методы анализа и синтеза, методы сравнительного анализа,
моделирования, наблюдения.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и семью
параграфами, заключением, списком использованных источников.
1. Теоретические основы стандартизации и регламентации бизнес-процессов
1.1. Понятие концепции управления бизнес-процессами
Бизнес-процессы - это взаимосвязанные между собой задачи и операции, в результате
которых предприятие получает определенное количество прибыли. Соответственно,
управление бизнес-процессами — это система методов, благодаря которой повышается
эффективность организации. Эта система состоит из трех частей (рис.1.1):
Рис.1.1 – Система бизнес-процесса
В бизнес-процессах «на входе» определяются один или более видов ресурсов, нужных для
реализации БП, а «на выходе» создаются продукт или услуга, представляющие ценность для
потребителя. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и
3
задержки, возникающие на стыке двух подразделений при выполнении одного бизнеспроцесса .
БП может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные
атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Анализ
БП обычно включает составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов.
Выделяют модели БП верхнего уровня (общие) и детализированные. Способ и уровень
детализации описания БП (а соответственно, работы) зависят от конкретной прикладной
задачи .
В России для моделирования и анализа бизнес-процессов достаточно широко используются
следующие средства моделирования: Rational Rose, Oracle Designer, AllFusion Process Modeler
(BPWin) и AllFusion ERwin Data Modeler (ERWin), ARIS, Power Designer. За рубежом, помимо
упомянутых, активно используются такие средства как System Architect, Ithink Analyst, ReThink и
др.
Структурно-функциональный подход
Центральным элементом бизнес-системы являются бизнес-процессы.
Функциональная модель строится на предпосылке, что работники обладают невысокой
квалификацией, поэтому предлагаемые им задачи должны быть очень простыми.
Функциональная модель предполагает разбиение на простейшие задания, исполняемые по
конвейерной схеме с четко регламентированными маршрутами, как правило, в рамках
структурных подразделений предприятия.
Отсюда и следуют основные принципы функционального управления:
• иерархические организационные структуры;
• конвейерные технологии;
• управление по структурным элементам (подразделениям);
• взаимодействие через структурные элементы более высокого уровня и т. п.
Главными недостатками функционального подхода являются следующие:
• сложность увязывания простейших задач в технологию, производящую реальный товар или
услугу;
• отсутствие целостного описания такой технологии; • отсутствие ответственного за конечный
результат;
• высокие затраты на бесполезную работу: согласование, взаимодействие, контроль и т.п.;
• отсутствие ориентации на клиента.
Узлы структурных карт соответствуют функциональным компонентам (ФК) бизнес-процесса,
ребра изображают межкомпонентные вызовы.
4
При построении структурных карт увязывание функциональных компонентов осуществляется с
использованием ребер, демонстрирующих типы вызовов (последовательный, параллельный,
условный и циклический).
1.2. Стандартизация процессов
Концептуальной основой системы стандартизации бизнес-процессов является парадигма
стабилизации и постоянного совершенствования процессов, обеспечивающая устранение
потерь и повышение эффективности бизнеса компании в целом.
Цель стандартизации бизнес – процессов:
1. Упорядочивание хаоса в работе организации.
2. По
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вендров, А.Н. Практикум по проектированию программного обеспечения
экономических информационных систем : учеб. пособие для вузов / А.Н. Вендров. – М. :
Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
2. Гришко Л.А., Серая Н.Н. Процессный подход в современной практике управления //
Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7 (33). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/protsessnyy-podhod-v-sovremennoy-praktike-upravleniya (дата
обращения: 17.04.2020).
3. Громов А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы, монография/А. И.
Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Люберцы: Юрайт, 2016
4. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной
реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. — М.: Символ, 2015. — 512 c.
5. Дрогобыцкий, И.Н. Системный анализ в экономике : учеб. пособие / И.Н. Дрогобыцкий.
– М. : Финансы и статистика, 2017. – 512 c.
6. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы : Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В.
Репин. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 319 с.
7. Калянов, Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнеспроцессов : учеб. пособие для вузов / Г.Н. Калянов. – М. : Финансы и статистика, 2016. – 240 с.
8. Ивлев В., Ивлев К., Попова Т. Что такое функционально-стоимостной анализ? //
http://www.user.cityline.ru/~anatech
9. Ковалев С.М. Описание бизнес-процессов – к вершинам мастерства // Консультант
директора. – 2004. - №10.
5
10. Костров, А.В. Уроки информационного менеджмента. Практикум : учеб. пособие / А.В.
Костров, Д.В. Александров. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 304 c.
11. Маклаков, С.В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin
4.1) / С.В. Маклаков. – М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2004. – 240 с.
12. Методы и модели информационного менеджмента : учеб. пособие / Д.В. Александров,
А.В. Костров, Р.И. Макаров, Е.Р. Хорошева ; под ред. А.В. Кострова. – М. : Финансы и статистика,
2007. - 336 с.
13. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В.
Репин, В.Г. Елиферов. – 5-е изд. – М. : РИА «Стандарты и качество», 2007. – 408 с.
14. Сорвина О.О. Теоретико-множественное представление бизнес-процессов как
иснтрумент повышение эффеетивности и структурно-функционального моделирования //
Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки . 2019. №2-1
15. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991, С.36
16. Управление бизнес-процессами внутри предприятия / А. С. Селиверстов, В. В. Постнов,
Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный, электронный // Экономическая наука и
практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство
Молодой ученый, 2018. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14018/
(дата обращения: 28.04.2020).
17. Федотова, Д.Э. Case-технологии: практикум / Д.Э.Федотова, Ю.Д. Семенов, К.Н. Чижик.
– М. : Горячая линия-Телеком, 2003. – 160 с.
18. Черемных, С.В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С.В.
Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 c.
19. Черемных, С.В. Структурный анализ систем: IDEF-технологии / С.В. Черемных, И.О.
Семенов, В.С. Ручкин. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 208 c.
20. Чукарин, А. В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении
современной инфокоммуникационной компанией / А. В. Чукарин. — М.: Альпина Паблишер,
2016. — 512 c.
21. Ширяев, В. И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В. И.
Ширяев, Е. В. Ширяев. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 464 c.