Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
4
Первоочередными задачами в законодательстве о выборах являются защита и обеспечение
избирательных прав российских граждан. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» закрепляет две
ключевые функции избирательных комиссий – охранительную и регулятивную. Исходя из выше
изложенного, роль избирательной комиссии в избирательном процессе, является крайне актуальной,
на современном этапе развития Российской Федерации.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере порядка
формирования и полномочий избирательных комиссий.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие правовой статус избирательных
комиссий.
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Конституции Российской Федерации закреплены две формы народовластия - прямая
(непосредственная) и представительная демократия. В соответствии с ее статьей 3 «народ
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы
местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является
референдум и свободные выборы»; граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и
быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме (части 1 и 2 статьи 32).
Условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию активного и пассивного
избирательного права и права на участие в референдуме устанавливаются Федеральным
конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», иными федеральными
конституционными законами, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными
законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, иными
нормативными правовыми актами о выборах и (или) референдумах, принимаемыми в Российской
Федерации.
Избирательные комиссии – государственные органы с особым статусом, выполняют
узкоспециализированные функции и не относятся ни к одной из трех ветвей власти. Анализ
5
полномочий избирательных комиссий дает основание считать их органами управления
избирательным процессом.
Глава 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) является
органом публичной власти. ЦИК России является органом государственной власти с особым статусом.
Указанное означает, что в настоящее время ЦИК России относится к категории государственных
органов, непосредственно организационно не входящих в какую-либо ветвь государственной власти
(по аналогии с Прокуратурой РФ, Счетной палатой РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ и
Центральным банком РФ).
Правовой статус ЦИК России закреплен в ст. 21 Закона № 67-ФЗ. В соответствии с
нормативными положениями отмеченной статьи, ЦИК России является: во-первых, федеральным
государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в
соответствии с компетенцией, установленной федеральным законодательством; во-вторых,
действует на постоянной основе и является юридическим лицом .
В состав ЦИК России входит 15 членов, которые из своего состава тайным голосованием
избирают Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК России. Правовой статус членов
ЦИК России закреплен в ст. 29 отмеченного Закона № 67-ФЗ. При этом в составе ЦИК России
находятся члены с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса.
Правовой статус первой категории членов ЦИК России закреплен в ч. 1 - 21.2 указанной ст. 29, а
второй категории в ч. 22 - 27 ст. 29. Апеллируя к особенностями правового статуса ЦИК России,
следует согласиться с позицией А.Р. Василевской, отметившей, что регулирование правового статуса
членов ЦИК России имеет сложную правовую структуру, основанную на требованиях Федеральных
законов № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», № 67-ФЗ «Об
6
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации», и учитывающую законодательство РФ о труде.
Принимая во внимание то обстоятельство, что избирательные комиссии всех уровней
представляют собой обязательный субъект избирательных кампаний, от которого напрямую зависит
функционирование организационно-правового механизма выборов, следует признать, что вопросы
прохождения государственной службы в системе избирательных комиссий нуждаются в постоянном
внимании со стороны юридической науки и законодательной практики. Указанное в полной мере
относится и к деятельности членов ЦИК России.
Уточняя правовой статус члена ЦИК России, важно выяснить конституционно-правовой статус
ЦИК России. Между тем, Конституция РФ ответа на это не дает. Вместе с тем, следует обратиться к
авторитетному суждению М.В. Баглая, который утверждает следующее: «Следует отметить, что в
Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти»
встречается термин «государственный орган» (ст. 33, 120). Трудно пока сказать, какой смысл
вкладывается Конституцией РФ во второй термин; возможно, со временем конституционно -
правовая теория или практика Конституционного Суда РФ выявят его содержание. Пока же в обиходе
и в литературе оба термина используются как идентичные» .
2.2 Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации
Законодательство субъектов РФ устанавливает собственную систему избирательных органов.
Так, в Краснодарском крае принят специальный закон, регулирующий порядок формирования и
деятельности избирательных комиссий – Закон Краснодарского края от 8 апреля 2003 г. № 571-КЗ «О
системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае». Кроме этого,
действует Закон Краснодарского края от 4 июня 1999 г. № 186-КЗ «Об избирательной комиссии
Краснодарского края», который посвящен правовому регулированию деятельности краевой
избирательной комиссии как государственного органа, возглавляющего систему избирательных
комиссий края.
В соответствии с указанными законами на территории края сформированы и действуют 3
избирательные комиссии муниципальных образований – в городах Краснодаре, Новороссийске и
Сочи, имеющие статус муниципальных органов. Сформированы также 59 территориальных
7
избирательных комиссий. Из них 37 сформированы в муниципальных районах, на эти
территориальные комиссии возлагаются полномочия избирательных комиссий муниципальных
образований по проведению выборов глав и депутатов представительных органов не только
муниципального района, но и всех поселений, образованных в составе района (кроме глав районов и
глав административных центров районов, которые не избираются путем прямых выборов).
Территориальные комиссии, сформированные в городских округах, не имеющих административно
территориального деления, в ходе муниципальных выборов действуют в качестве избирательных
комиссий соответствующих муниципальных образований по выборам депутатов представительных
органов. В городских округах края, имеющих административно-территориальное деление,
территориальные избирательные комиссии сформированы в каждом из внутригородских округов
(районов): на территории г. Краснодара – 4; на территории г. Новороссийска – 5 и дополнительно –
территориальная избирательная комиссия судов загранплавания; на территории г. Сочи – 4. В ходе
муниципальных выборов эти комиссии выполняют функции, характерные лишь для территориальных
комиссий, не выступая в качестве комиссий, организующих выборы .
2.4 Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий
Окружная избирательная комиссия (ОИК) – избирательный орган в Российской Федерации,
избирательная комиссия, организующая выборы в одномандатном или многомандатном
избирательном округе, образованная специально для проведения выборов по этим округам.
Полномочия ОИК прекращаются через два месяца после официального опубликования
результатов выборов, если итоги голосования не были обжалованы. В последнем случае срок работы
комиссии заканчивается в день вынесения вышестоящей комиссией соответствующего решения или
вступления в силу судебного решения по жалобе.
Образование окружных избирательных комиссий определяется статьями 22 и 25 Федерального
закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации».
Окружные избирательные комиссии создаются вышестоящей комиссией на основе
предложений от:
1) политических партий, допущенных к распределению мандатов в Государственной Думе;
8
2) партий, кандидаты которых имеют мандат в законодательном (представительном) органе
субъекта федерации, а также – при выборах в органы местного самоуправления – представительном
органе муниципального образования;
3) иных партий;
4) общественных объединений;
5) представительных органов муниципальных образований;
6) собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы .
При этом политическая партия или общественное объединение имеют право предложить
только одну кандидатуру в члены ОИК с правом решающего голоса (ПРГ). Срок принятия
предложений – не менее 10 дней.
В ОИК не должно входить более чем одной второй государственных и муниципальных
служащих от ее состава.
Полномочия ОИК регламентированы ст. 25 Закона № 67-ФЗ, в частности: следит за
соблюдением избирательных прав граждан на территории округа; осуществляет взаимодействие с
органами государственной власти и местного самоуправления при организации выборов в округе;
регистрирует кандидатов; утверждает текст избирательного бюллетеня; принимает меры по
соблюдению единого порядка голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования,
определения результатов выборов, порядка опубликования этих результатов; определяет результаты
выборов в округе и публикует их в прессе; оказывает разного рода помощь нижестоящим
комиссиям; выносит решения по жалобам на действия/бездействие нижестоящих комиссий.
Таким образом, формирование ОИК происходит на основе предложений политических партий,
которыми выдвинуты списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в
Госдуме РФ; представительном (законодательном) органе государственной власти субъекта РФ.
2.5 Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий
По данным ЦИК России, на территории Российской Федерации действуют 2771
территориальная избирательная комиссия (включая ИКМО с полномочиями ТИК). Действующее
избирательное законодательство относит территориальные избирательные комиссии к системе
9
институтов, ответственных за результативное и эффективное функционирование избирательной
системы. Главные цели их функционирования – обеспечение реализации и защиты избирательных
прав, организация и обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума.
В научной литературе раскрываются цели правового управления территориальных комиссий.
Так, по мнению Д.А. Реута эти цели заключаются «в самом смысле их формирования, в организации
деятельности и обеспечении полномочий данных институтов и тех, кто представляет эти
институциональные образования, то есть членов» , включая «обеспечение защитой осуществления
своих непосредственных функциональных обязанностей членов настоящих государственных
институтов».
В отношении территориальных комиссий, приведенная точка зрения имеет особое значение
для достижения согласованности политических интересов субъектов избирательных
правоотношений, поскольку на усмотрение регионального законодателя оставлены вопросы об
определении положения территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах
Российской Федерации и придании им статуса юридического лица с гарантированной квотой в их
формировании, допущенных к распределению депутатских мандатов политических партий и
избирательных объединений, с участием гражданского общества.
ТИКи, полагает И.Г. Верзилина, «обладают достаточным кадровым потенциалом и
организационно - техническими возможностями, в том числе имеют комплексы средств
автоматизации ГАС «Выборы». В рамках проведения различных электоральных кампаний на
территории Российской Федерации эффективное правовое управление ТИКами и УИКами
способствует разработке и реализации настоящими институциональными образованиями различных
схем с целью достижения продуктивности результата своей деятельности. При этом допускается
экономия финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Правовое регулирование должно быть
направлено на обеспечение процесса осуществления, прежде всего, организационных и
контролирующих функций членов ТИК» .
2.6 Порядок формирования и полномочия участковых комиссий
Участковые избирательные комиссии (далее – УИК) являются самой нижней ступенью в
механизме избирательной системы Российской Федерации.
10
Конституционно-правовое регулирование деятельности участковых избирательных комиссий,
считает Л.Ф. Актиева, должно быть направлено на регламентацию места данного института в единой
системе организации выборов, принципов формирования, внутренней организации деятельности,
совершенствование функций, обеспечение гарантий независимости членов таких комиссий, ротацию
их состава, повышение профессионализма и компетентности . В соответствии с п. 5 ст. 20 рамочного
Федерального закона комиссии вправе, в том числе в связи с поступившими к ним в период
избирательной кампании, кампании референдума обращениями о нарушении закона, обращаться с
представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в
правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
С учетом значимости избиркомов в обеспечении законности и правопорядка. М.Б. Долматова
усматривает цели правового регулирования в определении содержания правоотношений,
вытекающих из совместной работы «территориальных избирательных комиссий с институтами
силовых ведомств, такими как МВД, ФМС и другие, в период проведения предвыборной кампании и
самих выборов, а также систематизирует, в структурно - упорядоченном смысле, функционирование
ТИК и УИК» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система избирательных комиссий в РФ в большинстве случаев должна сама справляться с
вопросами, связанными с внутренней организацией работы избирательных комиссий,
руководствуясь при этом действующим законодательством. Согласно ст. 21 Закона № 67-ФЗ, ЦИК РФ
– это федеральный государственный орган, организующий подготовку и проведение референдумов
и выборов в России в согласии с компетенцией, установленной настоящим ФЗ и другими
федеральными законами. Полномочия участковых комиссий, окружных избирательных комиссий,
избирательных комиссий муниципальных образований и субъектов Федерации, а также
территориальных (городских, районных и иных) комиссий закреплены в ст. ст. 23 - 27 Закона № 67
ФЗ.
Проанализировав статьи указанного закона, приходим к выводу, что им устанавливается две
ключевые функции избирательных комиссий – охранительная и регулятивная. Избирательные
комиссии, при реализации регулятивной функции, осуществляют подготовку и проведение выборов
всех уровней. Реализацией охранительной функции предполагается обеспечение защиты
избирательных прав российских граждан, а также контроль над соблюдением законности при
11
проведении избирательных процедур. Учитывая логику избирательного законодательства РФ,
избирательные комиссии, реализуя взаимосвязанные между собой функции (охранительную и
регулятивную), выступают в качестве одного из ключевых субъектов избирательной кампании.