Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федерализм — это государственно-правовой феномен, понятие, сущность, содержание, цели и перспективы развития которого являются предметом научного интереса на протяжении многих столетий. Однако в отечественной и зарубежной юридической литературе продолжается поиск парадигмы федерализма применительно к современным условиям изменившегося миропорядка. В то же время многообразие мнений по ключевым общетеоретическим вопросам свидетельствует об актуализации теории и практики строительства федеративных государств, а внушительная теоретическая база федерализма постоянно требует дополнения ввиду того, что практика строительства федеративных отношений динамично расширяется, так как принципы федерализма находят широкое применение не только в организации федеративных государств, но и в процессах федерализации унитарных государств. Федерализм постоянно развивается, раскрывается с новых сторон и требует тщательного осмысления.
Многие современные федеративные государства сталкиваются с проблемами реализации своего суверенитета, оптимизации субъектного состава государства, равного правового статуса субъектов федерации, определения пределов их самостоятельности в рамках федерации, поиска оптимального сочетания централизации и децентрализации и т.д.
Таким образом, в настоящий момент перед наукой стоят задачи постоянного анализа теории федерализма, выработки рекомендаций и направлений совершенствования федеративного государственного устройства и федеративных отношений, построения наиболее оптимальной конструктивной модели федерации для России, способной адекватно реализовать и выдержать вызовы кризисного периода.
В отечественной юридической литературе исследованию федерализма, становлению и развитию федеративных отношений в России посвящены работы Р.Г. Абдулатипова, С.А. Автономова, С.С. Алексеева, Н.Н. Арзамаскина, М.В. Баглая, A.B. Баранова, В.М.Баранова, А.Б. Венгерова, Н.М. Добрынина, Д.Л. Златопольского, И.С. Зыкина, И.П. Ильинского, JI.M. Карапетяна, Е.И., Б.С. Эбзеева, Ю.В. Ярыгина и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере федеративного государственного строительства.
Предметом исследования теоретико-правовая сущность современного федерализма и особенности его реализации в Российской Федерации.
Целью исследования является исследование современного федерализма и определении наиболее приемлемой для Российской Федерации модели развития федеративных отношений.
В ходе исследования предполагается разрешить следующие задачи:
- исследовать различные теоретические подходы федерализма;
- изучить, исторические условия зарождения и формирования российского федерализма;
- предложить наиболее приемлемую для Российской Федерации модель федерализма.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод и системный подход, анализ и синтез федерализма, а также связанных с ним правовых и управленческих проблем. Кроме того, были применены такие методы, как историко-правовой, формально-юридический, системно-функциональный, сравнительно-правовой.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические основы бюджетного федерализма
1.1 Характеристика бюджетного федерализма
Правовая основа управления государственными финансами в экономически развитых западных странах совершенствовалась в течение многих веков, и бюджетное законодательство имеет многочисленные формы, определяет финансовые взаимоотношения между всеми уровнями управления бюджетной системы. Россия не имеет длительного опыта федеративных отношений. Единый законодательный акт, Бюджетный кодекс, был принят 31 июля 1998 г., который является методологической основой всего российского бюджетного законодательства и регламентирует бюджетные отношения на всех уровнях.
Федерализм представляет собой сложное, многоуровневое и многомерное явление, содержащее комплекс отношений между «центром и регионами», имеющих как правовые, политические, так и экономические составляющие его формирования.
В основе экономического аспекта отношений федерализма доминирует правовой аспект, который определяет контур институциональных отношений между субъектами взаимодействия (регионами, уровнями власти, полномочиями и предметом ведения) и выступает базой формирования бюджетного федерализма, предопределяющего бюджетное устройство и бюджетную систему федеративного государства.
По своей юридической природе Россия является федерацией, ей необходимо строить бюджетные отношения с членами Федерации на принципе бюджетного федерализма.
Федерализм, в свою очередь, являясь основой конституционного строя России, обуславливает такое содержание бюджетной деятельности государства, которое сочетает бюджетные интересы Федерации с бюджетными интересами субъектов РФ и проявляется в нацеленности федерального и субфедеральных бюджетов на решение важнейших социально-экономических задач страны.
Межбюджетные отношения – один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства, отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с перераспределением финансовых средств из бюджетов вышестоящих уровней в нижестоящие бюджеты, из бюджетов одного уровня в порядке бюджетного регулирования в целях создания исходных условий для сбалансированности бюджетов каждого уровня с распределением и перераспределением доходов и расходов между бюджетами одного или разных уровней.
Взаимосвязь между звеньями бюджетной системы осуществляются через механизм межбюджетных отношений. Основным принципом таких отношений является сочетание общегосударственных и региональных интересов, включая интересы местных бюджетов, при относительно достаточно высокой регламентированной государством степени самостоятельности входящих в Федерацию национально-государственных и административно-территориальных образований и их бюджетов.
Впервые введенное американскими специалистами понятие «бюджетный федерализм» отсутствует в Бюджетном кодексе РФ и не имеет однозначного толкования в экономической литературе.
Как отмечает Н.М. Добрынин, до сих пор отсутствует однозначное определение самого термина «бюджетный федерализм». Он является лишь одним из русскоязычных аналогов понятия «fiscal federalism». Наряду с ним в отечественной литературе используются термины «фискальный федерализм», «финансовый федерализм», «бюджетно-налоговый федерализм», при этом содержание этих понятий признается тождественным.
Понятие «бюджетный федерализм» (или «бюджетно-налоговый федерализм») получило широкую популярность среди российских специалистов в ходе известного исследования, проведенного в 1992 г. миссией Мирового банка. Среди многих публикаций по итогам этого исследования следует в первую очередь назвать монографию «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» под общей редакцией руководителя проекта
Бюджетный федерализм – чрезвычайно емкое, сложное и многогранное явление, которое касается и экономики, и политики, и социальной сферы. В различных источниках, у разных авторов можно встретить свои определения этого явления. Однако, несмотря на некоторую разницу в определении бюджетного федерализма различными исследователями следует отметить, что ключевым его содержанием является обеспечение единства интересов субъектов всех уровней бюджетной системы. Причем, по нашему мнению, речь должна идти о согласовании, в первую очередь, экономических интересов, так как федеративное государство создается и существует для достижения экономической и социальной выгоды его граждан и общества.
Природа данных интересов базируется:
- на материальной основе, которую составляют потребности различных уровней бюджетной системы;
- на социальной основе, обусловленной наличием экономических отношений национального, регионального и муниципального уровней.
Такие специфические отношения возникают в ходе образования, распределения и использования бюджетных средств на всех уровнях.
Сущность бюджетного федерализма рассматривалась в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей. Ученые исследующие проблемы бюджетного федерализма, придерживаются различных взглядов на содержание данной категории, некоторые из которых представленны в таблице 1.
Таблица 1 - Обзор трактовок бюджетного федерализма
Автор Предлагаемая трактовка
Лавров А. М. Бюджетный федерализм (БФ) – система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на принципах самостоятельности бюджетов разных уровней, законодательного разграничения бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления, соответствия финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям
Родионова В. М.
БФ – организация бюджетных отношений, позволяющая в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации, представленные республиканским бюджетом РФ, с интересами субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Галицкая С. В. БФ – нормативно-законодательное закрепление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы
Годин А. М.,
Подпорина И. В.
БФ – форма бюджетного устройства в федеративном государстве, предполагающая реальное участие всех звеньев в едином бюджетном процессе
Артемов Н. М.,
Ашмарина Е. М.
Принцип федерализма – оптимальное сочетание интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в сфере деятельности по образованию, перераспределению и использованию централизованных денежных фондов, аккумулированных в бюджетах страны
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
I. Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный конституционный закон о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: от 17 декабря 2001 г. № 6- ФКЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4916.
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: от 4 января 1999 г. № 4- ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231.
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: 6 октября 2003 г. № 131- Ф3 // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
7. Российская Федерация. Указы (Президент РФ). О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: от 19 декабря 2012 г. № 1666 // СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7477.
8. Российская Федерация. Указы (Президент РФ). Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации: от 3 июня 1996 г. № 803 // СЗ РФ. – 1996. - № 23. - Ст. 2756.
9. Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства: Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации). - М., 2000.
10. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. - М.: Изд-во полит, лит., 1977. - 367 с. (утратил силу)
11. О федеративных учреждениях Российской Федерации: Резолюция III Всероссийского Съезда Советов 10-18 января 1918 г. // Газета временного Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918. - № 31. (утратил силу)
12. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3 (16) января 1918 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Док. и материалы. - М., 1989. (утратил силу)
13. Договор об образовании Союза - Советских Социалистических Республик: Учрежден I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г. // Сб. нормат. актов по сов. гос. праву. - М., 1984. (утратил силу)
II. Правоприменительная практика
14. Российская Федерация. Конституционный суд. О проверке конституционности ряда положений Конституции Республики Хакасия: от 24 июня 1997 г. № 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1997. - № 5.
15. Российская Федерация. Конституционный суд. О проверке конституционности ряда положений Конституции Республики Башкортостан: от 27 апреля 1998 г. № 12-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1998. - № 4.
16. Российская Федерация. Конституционный суд. О проверке конституционности ряда положений Конституции Республики Татарстан: от 9 апреля 1998 г. № 53-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2007. - № 1.
III. Монографии и книги
17. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2001. - 656 с.
18. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. - М.: Республика, 1992. - Кн.1. - 384 с
19. Баквис Г., Чендлер У. Федерализм и роль государства. - М.: Политиздат, 1997. - 592 с.
20. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ACT, Астрель, 2008. - 1940 с.
21. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М.: НОРМА, 2001. - 352 с.
22. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. - М.: Проспект, 2009. - 400 с.
23. Макуев Р.Х. Современная глобализация: вызовы и трансформации: Моногр. исслед. - Орел: ОРАГС, 2006. - 215 с.
24. Федерализм: российское и международное измерения, (опыт сравнительного анализа): Монография / Под ред. Р. Хакимова. - Казань: Казан, ин-т федерализма, 2004. - 688 с.
25. Федерализм: теория и история развития / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юристъ, 2000. - 344 с.
26. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Изд-во МНИМП, 1997.- 128 с.
IV. Статьи
27. Андриченко Л.В. Конституционные основы российского федерализма / Л.В. Андриченко, Е.А. Юртаева // Журнал российского права. - 2013. - № 6.
28. Ахунова Л.Р. Проблемы совершенствования системы регионального управления / Л.Р. Ахунова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10.
29. Бойко Ю.П. Концептуальные основы федерализма в юридической науке / Ю.П. Бойко // Юридическая наука. - 2011. - № 3.
30. Брезгудевская Н.В. Виды федерации и модели федерализма / Н.В. - Брезгудевская // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005. - № 3.
31. Бессонова В.В. Эволюция института федерализма в России / В.В. Бессонова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 4.
32. Бредихин А.Л. Суверенитет в системе российского федерализма / А.Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 7.
33. Бутенко А.В. К вопросу о современной модели российского федерализма / А.В. Бутенко // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - N 10.
34. Венков А.А. История исследования эволюции современной модели федерализма в России / А.А. Венков // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2010. - № 5.
35. Веретенникова О.Б. Анализ научных концепций становления и развития федерализма в России / О.Б. Веретенникова, И.О. Воликовская // Финансы и кредиты. - 2008. - № 13.
36. Виноградов Т.П. Некоторые проблемы российского федерализма и возможные способы их решения // Т.П. Виноградов // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 10.