Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Череповец город в Волгоградской области с населением 316529 чел (на 2019 год). Город включает в себя Индустриальный район, Заягорбский район, Зашекснинский район и Северный район.
Потребительский рынок трактуется как рынок, на котором приобретают товары и услуги для личного потребления. При этом потребительские товары и услуги определяются как товары и услуги, предназначенные для конечного потребления населением.
Важнейшими направлениями развития потребительского рынка являются:
- формирование инфраструктуры потребительского рынка;
- создание комфортных условий для приобретения товаров и услуг;
- повышение качества и культуры обслуживания (под качеством обслуживания понимается не только широкий ассортимент товаров и низкие цены, высококвалифицированный персонал, но и количество объектов потребительского рынка, их географическое размещение и доступность для жителей города);
- увеличение ценовой доступности товаров и услуг.
C целю определения путей развития потребительского рынка необходимо произвести статистический анализ уровня и динамики цен.
1. Состояние потребительского рынка
По состоянию на 01.01.2019 (оценка отдела развития потребительского рынка управления экономической политики мэрии) в г. Череповце функционирует следующее количество объектов потребительского рынка:
Таблица 1-Объекты потребительского рынка
Наименование Количество объектов Общая площадь, тыс кв.м. Торговая площадь, тыс кв.м. Количество работающих, чел
Количество объектов всего 2013 613,5 412,7 20307
В т.ч. магазины: 1808 607,03 408,2 19805
- продовольственные 523 153,44 105,2 3556
- непродовольственные 1216 242,69 177,44 8269
из них специализированные 1140 132,79 110,43
- реализующие смешанный ассортимент 69 210,9 125,556 7980
по формам обслуживания (для стационарной розничной сети)
Торговля через прилавок 379,68 127,5 85,7
Самообслуживания 1247,5 418,9 281,7
Другие формы обслуживания 180,8 60,7 40,8
Мелкорозничная торговая сеть 205 6,5 4,5 502
- павильоны 94 5,7 4,5 282
- киоски 111 0,8 220
Объем розничной торговли в 2018 – 59430 млн.руб, а в 2017 году 53487 млн.руб. Объем продаж на душу населения в 2018 – 187,3 тыс. руб., а в 2017 году 167 тыс. руб. В 2019 году объем продовольственных товаров составил 63%, 2018 – 59%, а в 54%.
Динамику потребительского спроса в данном случае ограничивает ряд ухудшение ситуации на рынке труда, что может понизить потребительскую уверенность населения, замедление роста потребительского кредита, а также достаточно сдержанный рост доходов населения [1].
Количество торговых объектов в 2018 году 1808 (объем 408,2 тыс.кв.м.), в 2017 – 1780 (объем 394,5 тыс.кв.м.), тоесть в 2018 произошёл прирост, из них:
- продовольственные магазины: количество объектов увеличилось на 33 единицы, торговые площади увеличились на 26,51 тыс. кв.м.;
- непродовольственные магазины: увеличение количества на 17 единиц, торговые площади увеличились на 9,45 тыс. кв.м.;
- магазины со смешанным ассортиментом: количество объектов увеличилось на 4, при этом торговые площади за счет перепрофилирования уменьшились на 21,8 тыс. кв.м.
В 2018 году продолжают расширяться федеральные сети следующих торговых марок: «Красное и белое», «Магнит», «Пятерочка», «Бристоль», «Магнит Косметик», «Улыбка радуги». Региональная торговая сеть «Макси» открыла 4 новых объекта.
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов увеличилась по сравнению в 2017 годом на 49,8 кв.м. на 1 тысячу жителей города и составила 1 288,9 кв.м. на 1 тысячу жителей города, что в 2,4 раза превышает норматив минимальной обеспеченности населения города (утвержден Приказом Департамента экономического развития Вологодской области от 28.12.2016 № 0400/16-0 «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения области площадью торговых объектов»).
Наиболее распространенными форматами торговли в 2018 году остаются минимаркеты и супермаркеты, а также торговые комплексы и торговые центры. Активно открываются специализированные магазины (пивные магазины, магазины с мясной продукцией, обувные, косметические).
Одной из основных задач по развитию потребительского рынка города остается развитие социально ориентированной торговли, услугами которой, в первую очередь, пользуются малообеспеченные категории населения, т.е. обеспечение населения товарами по социально-доступным ценам.
В сфере общественного питания функционирует 626 объектов на 29 122 посадочных мест, фактическая обеспеченность населения посадочными местами в 2018 году составила 91.9 п.м./1000 жителей, что превышает норматив в 2,3 раза.
Оборот общественного питания за 2018 год составил 3 211,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 110,9 % к уровню прошлого года, в текущих ценах составил 117,4% к уровню прошлого года. Оборот общественного питания на душу населения в текущих ценах составил 10,11 тыс.р., что больше уровня 2017 года на 17,4%.
Сфера бытовых услуг продолжает изменяться. Это связано с тем, что все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Как следствие, увеличивается число организаций бытового обслуживания, предоставляющих населению новые виды бытовых услуг.
Современные тенденции развития сферы бытовых услуг направлены не только на развитие стационарных объектов, но и на развитие выездных форм обслуживания населения, т.е. оказание услуг на дому у заказчика (например: мобильный шиномонтаж, мастер на дом, сантехник, электрик, клининговые услуги, химчистка мебели на дому и т.д.).
1.1 Первичная статистическая информация
Первичная информация включает в себя:
1. Перечень номенклатуры продаваемых товаров или услуг.
2. Месяц или год продажи.
3. Общий объем выручки за год или месяц.
Первичная информация в таблице 2.
Таблица 2-Первычная информация
Вид товара Объем выручки
Июнь 18 Июль 18 Авг.18 Сент.18 Окт.18 Нояб.18 Дек.18 Янв.19
A 4,5 2,5 2,5 4,8 3,6 2,4 5,8 5,1
B 4 1,5 1,5 5,1 3,2 1,5 5,4 9
C 3 3,5 4 4,3 5,3 1,6 6,8 2,7
D 4,2 3,8 2,8 1,9 5,9 2,3 6,2 4,1
E 4,8 3,6 3,6 2,6 4,2 4,1 4,2 4,1
F 4,3 2,8 2,8 4,4 2,1 1,8 5,2 7,8
В соответствии с таблицей 2 вид товара A – это продовольственные товары, B – это непродовольственные товары, C – торговля через прилавок, D – самообслуживание, E – другие формы обслуживания, F – мелкорозничная торговая сеть.
График в соответствии с таблицей 2 представлен на рисунке 1.
Рисунок 1-Объем выручки
1.2 Заключение первой главы
В приведенном разделе описано основное содержание рынка города Череповца, при этом выделяются факторы роста и спада. После описания рынка приводится первичная информация цен потребительского рынка Череповца
2. Разработка математического аппарата анализа уровня и динамики цен
В настоящий момент существуют множество методов расчета ценовых показателей, начиная от статистических методов, заканчивая аналитическими методами. Так же стоит сказать про предмет «Эконометрика», который позволяет строить математические модели рынка с помощью чего можно давать анализ цены и давать прогнозы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. https://cherinfo.ru/potreb.
2. https://sibac.info/studconf/econom/xxvii/40337.
3. https://www.stud24.ru/statistics/statisticheskij-analiz-dinamiki-cen-potrebitelskogo/297829-890416-page1.html
4. Елисеева И.И. Социальная стаистика Учеб. пособие для вузов. – М., 2008.
5. Курс социально - экономической статистики. Учебник / под редакцией М.Г. Назарова: М.: ЗАО «Финстатинформ», «Юнити», 2008.
6. «Общая теория статистики»/ Под редакцией Башиной О.Э, Спирина А.А., М., Финансы и статистика, 2009
7. «Практикум по теории статистики»/ Под ред. проф. Шмойловой Р.А., М., Финансы и статистика, 2008
8. «Статистика»/ Под ред. Мхитаряна В.С, М., «Мастерство», 2009
9. Статистика рынка товаров и услуг. Учебник. – 2-е изд. перераб. и допол. И.К.Беляевский. – М.Финансы и статистика. 2008. – 456 с.
10. «Теория статистики»/ Под ред. проф. Шмойловой Р.А., М., Финансы и статистика, 2007
11. Сидненко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М., «Статистика», М, «Дело и Сервис», 2009