Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что все государства, от архаичных до постиндустриальных держав, заинтересованы в соблюдении установленных ими правил поведения.
Однако принятие нормативных правовых актов не всегда означает, что они будут исполняться.
В результате возникает разрыв между идеальной стороной законности, закрепленной в правовых актах, и реальным положением дел.
Но эта проблема будет существовать, пока существует публичная власть. В современной юридической науке понятие законности не имеет единообразного определения и по-прежнему носит достаточно дискуссионный характер.
Обеспечение правопорядка с соблюдением законности и целесообразности является целенаправленной деятельностью государственных, негосударственных (общественных) институтов и граждан.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с законностью и целесообразностью в праве.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие законность и целесообразность в применении права, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи законности и целесообразности в применении права.
Задачами работы является:
• исследовать понятие законности;
• рассмотреть понятие целесообразности;
• исследовать соотношение законности и цеесообразности в применении права;
• рассмотреть значение юридической науки для обеспечения законности и и целесообразности в применении права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАСЗНОСТИ В ПРАВЕ
1.1 Понятие законности
Законность как социальное явление имеет правовую, политическую, идеологическую, нравственную и психологическую составляющие.
Основой законности как правовой категории традиционно считается строгое соблюдение и исполнение законов. При таком подходе первопричиной возникновения идеи законности как правовой категории считается «необходимость легализации деятельности политической власти как условия поддержания баланса интересов человека - общества - государства», что обусловлено восприятием действующего закона в качестве действительного выразителя всеобщей справедливости.
Однако такое понимание идеи и основы законности в условиях всеобщего признании принципа верховенства права как передового внутригосударственного способа организации жизни общества, международного консенсуса и выживания цивилизации вообще не учитывает современного состояния понимания права. Поэтому ученые много раз обращались к исследованию данного явления как правовой и научной категории.
Режим конституционности, означающий соответствие всех законов конституции, и режим правоконституционности, означающий соответствие самой конституции всеобщим принципам свободы, равенства и справедливости, так же как категории «законность», «правозаконность» или «конституционная законность», не охватывают в своем содержании такого явления, как закономерности постоянного возникновения в правовом государстве несогласованности внешнего проявления воль субъектов общественных отношений.
Проявление такой несогласованности обусловлено конституционными положениями, устанавливающими свободу в экономике и плюрализм в политике, которые нельзя отменить или запретить в условиях правового государства. Из этого, в свою очередь, вытекает потребность в непрерывном властном интегрировании указанной несогласованности путем постоянного творения равновесия, выступающей в современную эпоху важным легитимным внешним выразителем меры справедливости, свободы и равенства с позиций понимания их исходя из общечеловеческих идеалов и ценностей.
Основными составляющим законности как правовой категории в современном ее понимании являются:
1) всеобщность закона, выраженная в необходимости реального существования развитого, свершенного законодательства, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, урегулированы правовым законом, а не произволом, усмотрением, чьей-либо прихотью; в законодательстве не должно быть таких существенных пробелов и таких несовершенств, которые дали бы возможность для произвольных чьих-либо действий;
2) верховенство конституции и законов, то есть подчиненность всех иных нормативных и индивидуальных актов действующим законам, а всех законов и других актов государственных органов конституции, обладающей высшей юридической силой и механизмом прямого действия;
3) равенство всех перед законом, предъявление всем участникам общественных отношений одинаковых требований, отсутствие у кого-либо привилегий, в том числе у депутатов;
4) наличие юридических механизмов, обеспечивающих реализацию закона (строжайшее соблюдение и исполнение обязанностей; беспрепятственные возможности для использования и реализации субъективных прав);
5) гарантированное, качественное применение закона, активная и решительная борьба с нарушениями закона, неотвратимость юридической ответственности за его нарушение;
6) наличие гибких и эффективных механизмов совершенствования и восполнения законодательства на основе жизненных потребностей;
7) наличие в государстве самостоятельной и независимой судебной власти и признание за ней компетенции контроля законности действий (бездействия) и решений других ветвей власти;
8) наличие системы специальных органов публичной власти со сбалансированной компетенцией и наделенных достаточными не дублирующими полномочиями поиска и исследования любого нарушения закона, имеющего публичную природу, публичного преследования перед судом нарушителя закона путем представления суду соответствующих юридических документов для определения меры ответственности (санкции) за нарушение закона, исполнение определенной судом санкции, после чего признается нарушение вытесненным из правовой жизни общества, а законность восстановленной.
Таким образом, законность в современную эпоху представляет собой имеющий свою структуру, содержание и свойства важный системообразующий элемент (фактор) правовой системы общества, в котором функционирует правовое государство; в этом качестве законность предполагает не только наличие развитой системы законодательства, но и юридических механизмов выявления потребности в принятии, отмене или изменении законов; наличие постоянно действующего государственного органа, уполномоченного принимать законы (парламента), и закрепленных в законе процедур инициирования, обсуждения и принятия законов; наличие юридических механизмов контроля со стороны независимой судебной власти за соответствием законов действующей Конституции; закрепление в законе определения, согласно которому отсутствие законов, востребованных обществом, квалифицируется как нарушение закона (режима законности) и рассматривается как несоблюдение Конституции; наличие системы постоянного воспроизводства состояния полной обеспеченности законности путем выявления, исследования и вытеснения нарушений закона из правовой жизни общества и государства.
Важное значение для правильного понимания категории «законность» в современный период имеет подход к соотношению законности и целесообразности.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Заключена 18.12.1979. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII.- М., 1983. С. 26 - 36.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
7. Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» Российская газета», N 65, 27.03.2013.
8. Адмиралова И.А. Реализация полицией административно-правовых средств обеспечения прав и свобод граждан. М., 2016. С. 5.
9. Ашиткова Т.В., Бессарабов В.Г. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. 2014. N 3.
10. Бельянская А.Б., Беляев М.А., Воробьев Н.И., Кожевников О.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
11. Грищенко А.Н. К вопросу об охране и защите прав и свобод граждан в деятельности полиции // Современное право. 2017. N 8. С. 31.
12. Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной функции // История государства и права. 2012. N 14. С. 33.
13. Зорькин В. Сон права рождает произвол // Российская газета. 2017. 6 июня.
14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2013. С. 592.
15. Кононов А.М. О некоторых актуальных задачах совершенствования административно-правового регулирования сферы охраны общественного порядка в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 24.
16. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. С. 19.
17. Пивоваров А.С. Дискуссионные подходы к определению понятия «общественный порядок» // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 52 - 54.
18. Потапенкова И.В. Административно-правовой статус подразделений и служб полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. М., 2014. С. 25.
19. Рябцев В.П., Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции // Российская юстиция. 2016. N 10. С. 6.
20. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 623 с.
21. Шибина А.В. Некоторые проблемы обеспечения законности в сфере здравоохранения, связанные с реализацией репродуктивных прав // Медицинское право. 2015. N 6. С. 40.
22. Чистобородов И.Г. Органы внутренних дел как субъект административно-правового обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний: Монография. М., 2014. С. 147 – 148.