Фрагмент для ознакомления
2
2.2 Метод избыточных прибылей Если уровень прибыли компании выше среднеотраслевого, то эта дополнительная прибыль определяется ее нематериальными активами. Дисконтируя бесконечный аннуитет (принцип действующего предприятия), образованный потокам избыточных прибылей, можно определить стоимость нематериальных активов. Часть нематериальных активов, оцененных соответствующим образом, можно идентифицировать, связав, например, с приобретенными патентами, правами на использование товарных знаков и т. д. Оставшаяся неидентифицируемая часть нематериальных активов соответствует гудвиллу Так как сравниваются показатели средние по отрасли, то возможно вычислить сумму, на которую рыночная стоимость одного предприятия превышает рыночную стоимость другого, то есть гудвилл
Средняя оценка (любых показателей) не всегда корректно описывает сложившуюся ситуацию, что может привести к не вполне точным значениям
2.3 Модель Эдвардса-БеллаОльсона (ЕВО) Является модификацией метода избыточных прибылей и связана Возможность моделирования получения прибыли посредством математической модели, а также возможность определять, какая часть стоимости предприятия обусловлена его активами, а какая гудвиллом Сложность построения точной математической модели
2.4 Метод избыточных ресурсов В основе данного метода при расчете стоимости внутренне созданного гудвилла учитывается эффект использования как собственных, так и привлеченных средств Возможность оценивания эффекта использования как собственного, так и заемного капитала Использование средних показателей, которые не всегда бывают корректны
2.5 Метод на основе показателя объема продаж Представляет собой отношение разности среднегодовой величины чистой прибыли предприятия и среднегодового объем выручки оцениваемого предприятия, умноженного на среднеотраслевой коэффициент рентабельности продукции (работ, услуг), к коэффициенту капитализации избыточной прибыли предприятия
2.6 Метод на основе показателя себестоимости Сущность метода в определении взаимосвязанности показателей чистой прибыли и себестоимости, основываясь на допущении, что проявление совокупности уникальных нематериальных преимуществ на стадии распределения производственного продукта является проявлением деловой репутации Установление корреляции между показателями прибыли и себестоимости Ограниченная область применения метода, так как не во всех компаниях можно калькулировать себестоимость выпускаемой продукции
2.7 Метод на основе показателя рыночной капитализации Метод допускает факт приобретения акций для финансового управления компанией и рассчитывается как разность количества выпущенных акций, умноженных на текущий курс акций, и рыночной стоимости чистых активов компании Оценка гудвилла с точки зрения спроса на акции предприятия Данный метод может применяться исключительно к компаниям, выпускающим акции
2.8 Косвенный метод/3/ Данная модель позволяет: - прогнозировать изменение гудвилла на основании плановых показателей прибыли, зарплаты и амортизации; - управлять гудвиллом на основании влияния на составляющие добавленной стоимости Возможность прогнозирования изменений с помощью регрессионной модели Корректирующие показатели, используемые в модели, могут изменяться по-разному в различных ситуациях (экономических, политических и пр.)
Проанализировав все выставленные методы расчета, наиболее наилучшим, считается метод избыточных прибылей. Как раз в данном методе отображается суть гудвилла, потому что расчет основывается на превосходстве одной компании (ее прибыли) над отраслью (среднестатистическим показателем значения прибыли). А в случае если обстоятельства производства буквально схожи (уровень потерь, конкурентность и пр.), но предприятие получает огромную прибыль по сопоставлению с другими - это и говорит о ее положительной деловой репутации.
При этом другие методы (как качественные, так и количественные) не обязаны отвергаться, потому что их использование имеет возможность дополнить пробелы избранного метода и устроить прогнозную оценку гудвилла более точной.
Качественные методы дают возможность оценить «качество» гудвилла, т. е. предоставить характеристику: положительный или же отрицательный, структуре баланса, ежели чем характеристику.
Поскольку материальных активов на балансе подобных субъектов хозяйствования числится не так уж и много, а для того, чтобы установить на собственность в виде кафе или маникюрного салона достойную цену, необходимо предложить покупателю марку должного уровня. Именно деловая репутация в данном случае и займет без малого половину стоимости предприятия.
Ηа современном этапе экономики все больше российских организаций стремятся повысить свой качественный уровень, в связи с чем, деловая репутация стала одним из главных активов. В Ρоссийской Федерации непрерывно идут процессы покупки, слияния, поглощения организаций, при этом, на их стоимость существенное влияние оказывает именно «деловая репутация» (термин, принятый в Ρоссийской Федерации), либо "гудвилл" (термин, принятый в международной практике). Βажно определить, когда вообще можно говорить о наличии у компании хорошей деловой репутации. Для этого ей важно иметь квалифицированных специалистов, товары (услуги) высокого качества, разработанную долгосрочную стратегию развития. Также важное значение имеет наличие постоянной базы клиентов, удобное расположение, отлаженные связи с поставщиками, и, конечно, корпоративная культура, сотворенная в организации.
С учетом того, что многие предприятия успешно переходят на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), мы будем рассматривать бухгалтерский учет деловой репутации именно в данном аспекте.
Согласно постулату № 38, гудвилл может отражаться только при покупке или продаже предприятия, но никак иначе. Поскольку некорректно давать оценку активу, который по сути таковым практически и не является, да и награждать его какой-либо номинальной стоимостью исходя из субъективных соображений весьма неправильно.
Более того, в соответствии со стандартом № 22, после совершения сделки купли-продажи отраженная стоимость деловой репутации должна распределиться на некоторые необоротные активы. Поскольку ценность как таковая оплачена, то следует, что ее нужно чем-либо подкрепить материальным. Зачастую в качестве последнего выступают основные средства, имеющие свой определенный уровень износа.
Μеждународные стандарты финансовой отчетности (ΜСФΟ) рассматривают деловую репутацию (гудвилл) в качестве двух категорий:
- Деловая репутация, созданная внутри предприятия (определяется ΜСФΟ 38 "Ηематериальные активы", который обязывает организации признавать приобретенный или созданный нематериальный актив, если возможен приток экономических выгод в будущем от применения этого актива или если стоимость актива может быть надежно определена);
- Деловая репутация, возникающая при объединении предприятий (рассматривается в ΜСФΟ 3 "Объединение предприятий").
Дополнительные критерии признания существуют для нематериальных активов, созданных своими силами. Созданные своими силами гудвилл, торговые марки, базы данных клиентов, затраты на освоение новых методов производства, расходы на обучение работников, рекламу и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Гражданский КодексРФ
2. Международное руководство по оценке № 4 (МР 4) Оценка стоимости неосязаемых (нематериальных) активов.
3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы».
4. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учеб¬ник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015
5. Габуева Л. Г. Управление деловой репутацией в менеджменте компаний сферы коммуникационных услуг // Креативная экономика. - 2013. - № 9 (81). - с. 130-135. - http://old. creati veconomy. ru/arti cl e s/3 0080/
6. Галиахметова A. M. Корпоративные финансы: учеб. пособие / А. М. Галиахметова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014.- 140 с.
7. Елина К. В., Кузнецова Н. В. Перспективы применения МСФО в Российской Федерации : в сборнике: Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. Сборник статей международной научно - практической конференции. – Уфа, 2016. С. 40 - 43.
8. Елина К. В., Кузнецова Н. В. Состав и порядок представления финансовой отчетности, взаимосвязь показателей : в сборнике: Финансово - экономические аспекты международных интеграционных процессов. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно - практической конференции. Агенство международных исследований. - Стерлитамак, 2016. С. 15 - 18.
9. Калинский О. И., Марков С. В., Адгемов А. О. Разработка косвенного метода оценки гудвилла непубличной компании (на примере металлургических предприятий) // Российское предпринимательство. - 2013. - № 23 (245). - с. 29-41. - http://old. creati veconomy. ш/ articles/30853/
10. Небавская Т. В. Формирование финансовой отчетности по МСФО на примере составления отчета о финансовом положении : Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 193 - 197.
11. Савченко Н.Л. Иванова О.И. Повышение значимости интеллектуального капитала при внедрении системы бюджетирования // Человеческий капитал в условиях мировой нестабильности - Екатеринбург: УрГИ, 2015 г. - с. 57-60.
12. Синицын Е. В. Приемы финансовых вычислений в условиях определенности : практикум : [учеб. пособие] / Е. В. Синицын ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2014. - 64 с.
13. Якубова А. И., Максимов А. М. Особенности учета и оценки гудвилла в соответствии с требованиями МСФО // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 524-529.