Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире всё больше отраслей хозяйства и науки используют радиоактивные
вещества и источники ионизирующих излучений. Быстрый рост развития атомной энерге
тики. Атомные установки эксплуатируются на ледоколах, на крейсерах и подводных лод
ках, в космических аппаратах, которые создают дополнительный риск радиоактивного за
грязнения окружающей среды, отрицательного воздействия на людей, животных и расти
тельного мира. К такому риску относятся аварии с выбросом радиоактивных веществ. За
время существования АЭС, которые представляют собой опасные объекты, ядерные ката
строфы наблюдались в таких странах, как: Канаде, США, России, Украине, Японии многих
других. Существует мнение, что радиоактивность связана исключительно с возведением
АЭС или созданием ядерного оружия, но это не так. Излучение и радиоактивность суще
ствовали ещё с времён образования нашей планеты, когда только начинала зарождаться
жизнь.
На данный момент особое беспокойство представляют ионизирующие излучения, кото
рые широко применяются в промышленности, энергетике, медицине. Ионизирующие из
лучения являются одновременно и другом и смертельным врагом человека. Это требует
3
от каждого человека определённых знаний об источниках опасности ионизирующей ра
диации, методах защиты от её воздействия. Актуальность исследования заключается в
том, что в современном мире существует большого количества радиационно-опасных
объектов, от которых исходят радиоактивные выбросы, излучения. Не каждый человек
знает, как вести себя при авариях с радиоактивными выбросами. А от этого зависит состо
яние его здоровья, жизни в целом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ АВАРИЙ С ВЫБРОСОМ (УГРОЗОЙ ВЫБРОСА) РАДИОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ
1.1 Радиоактивность
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающих теорию и
практику защиты человека и окружающей среды от опасных и вредных факторов во всех
сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обита
ния.
Объектом изучения БЖ являются: личность, ее права и свободы; общество, его материаль
ные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и терри
ториальная целостность.
Предметом БЖ являются естественные, техногенные и антропогенные
опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.
Цель БЖ как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от
опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и создание ком
фортных условий жизнедеятельности.
4
Задачи БЖ:
– идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и вре
менные координаты опасностей, величина, возможный
ущерб;
– разработка и использование средств защиты от опасностей;
– непрерывный контроль опасностей и мониторинг в техносфере;
– обучение работающих и населения основам защиты от опасностей;
– разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
Наиболее результативное решение возникших задач в области БЖД достигается через об
щее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюде
нию норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем
в обществе и на производстве.
В России с 1991 г. эту роль выполняет курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
(курс ОБЖ), в который позднее были включены вопросы основ военной службы. Курс ОБЖ
предназначен для воспитания «личности безопасного типа» - личности, хорошо знакомой
с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осо
знающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом ра
зумно сочетать личные интересы с интересами общества.
Радиоактивность и ионизирующее излучение существовали на нашей планете тогда, ко
гда только начинала зарождаться жизнь на ней. Открытие радиации как явления произо
шло более ста лет назад, благодаря французскому физику А. Беккерелю, который впервые
наблюдал проникающее излучение, испускаемое ураном, которое он назвал радиоактив
ным.
5
Источники ионизирующих излучений и радиоактивные вещества в настоящее время при
меняются во многих отраслях, вместе с тем и развивается ядерная энергетика. В них зало
жены такие возможности, в которых заключается опасность для окружающей среды и лю
дей. Пример тому - радиационные аварии (например, авария на Чернобыльской АЭС).
Радиоактивность сопровождает существование и развитие органической жизни на Земле
с момента ее возникновения наряду с гравитационным, магнитным, электрическим по
лями нашей планеты. От неё избавиться невозможно, поэтому необходимо научиться ис
пользовать и принимать явление радиоактивности так, чтобы пользы от этого явления
было больше, чем вреда. [17].
1.2 Аварии на радиационно-опасных объектах
На сегодняшний день в мире существуют более 400 атомных энергоблоков, которые
успешно эксплуатируются и дают всему миру электроэнергию. Однако, есть один суще
ственный минус - наличие радиационноопасных объектов. К ним можно относятся: атом
ные электростанции, предприятия, которые занимаются изготовлением ядерного топ
лива, его захоронением и переработкой, учреждения, которые имеют ядерные стенды,
транспортные энергетические ядерные установки и отдельные военные объекты. [18].
Следует отметить, что основную долю облучения население всего земного шара получает
от естественных источников. Однако в отдельных местах на планете уровень радиации
значительно выше нормы. Бесспорно, этому способствует ряд факторов, но в первую оче
редь угрозу представляют радиационно-опасные объекты.
На РОО особое внимание необходимо уделять технике безопасности, соблюдение кото
рых всех прописанных норм напрямую зависит человеческая жизнь. Работники таких
предприятий должны в обязательном порядке использовать средства индивидуальной
защиты в зонах радиоактивного заражения. Это позволяет в значительной мере снизить
риск возможного получения дозы облучения.
6
На территории России существуют различные виды РОО:
- атомные электростанции;
- предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и захоронению ра
диоактивных отходов;
- предприятия по изготовлениюядерного топлива;
- научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные уста
новки и стенды;
- транспортные ядерные энергетические установки;
- военные объекты.
Все РОО в зависимости от опасности радиационного воздействия на население делятся на
четыре категории:
К I категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно их ра
диационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите.
Во II категории объектов радиационное воздействие при аварии ограничивается террито
рией санитарно-защитной зоны.
К III категории относятся объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограни
чивается территорией объекта.
К IV категории относятся объекты, радиационное воздействие от которых при аварии
ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками излучения. [17; 18].
Радиационно-опасные объекты I и II категорий размещаются с учетом метеорологических,
гидрологических, геологических и сейсмических факторов в условиях нормальной эксплу
атации и при возможных авариях. Располагаются они, как правило, на малонаселенных
незатопляемых территориях; имеющих устойчивый ветровой режим, что ограничивает
возможность распространения радиоактивных веществ за пределы промышленной пло
7
щадки объекта. С учетом розы ветров эти объекты располагают преимущественно с под
ветренной стороны по отношению к жилой территории, лечебно-профилактическим и
детским учреждениям, а также к местам отдыха и спортивным сооружениям. [11].
1.3 Действия населения при возникновении аварии с выбросами
радиоактивных веществ
Для обеспечения радиационной безопасности населения разработаны правила поведе
ния населения при возникновении аварии с радиоактивными выбросами.
При проживании на территории, вблизи которой располагается РОО население должно
знать правила поведения в случае возникновения аварии на РОО и иметь необходимые
средства защиты, а также знать о местонахождении ближайших защитных сооружениях,
сборных эвакуационных пунктах, районах эвакуации.
В случае возникновения аварии органы управления гражданской обороны и чрезвычай
ных ситуаций оповещают население через местные радиотрансляционные сети, радио
станции, телевидения. Перед передачей оповещения включаются сирены, звуковой сиг
нал «Внимание всем!», затем идёт информация об опасности.
Прослушав информацию об опасности, необходимо выполнить все указания из получен
ного сообщения, защитить органы дыхания подручными средствами, например, платком,
шарфом.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ
АВАРИИ С ВЫБРОСОМ (УГРОЗОЙ ВЫБРОСА) РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
8
2.1 Анализ рабочих программ по предмету основы безопасности жизнедеятельности для
8 класса основного общего образования по разделу «Аварии с выбросами радиоактивных
веществ»
Для успешной организации практических занятий на уроках ОБЖ учи-телю необходимо
разработать рабочую программу, соответствующую требо-ваниям ФГОС, основанную на
примерных рабочих программах. Проведем анализ рабочих программ по практическим
занятиям и практической дея-тельности. Рассмотрим характер и направленность практи
ческих занятий и практической деятельности на уроках ОБЖ основного и среднего общего
об-разования на примере рабочих программ, разработанных Смирновым А.Т. и Хреннико
вым Б.О. (Рабочая программа для 5-9 классов) [16], а также рабочую программу (Латчук
В.Н., Кузнецов С.Н., Марков В.В., Вангородский С.Н. для 5-9 классов) [10]
По программам Смирнова А. Т. и Хренникова Б. О. [16] перечень практических занятий и
практической деятельности встречается всего четыре раза.
Помимо практических занятий в рабочих программах Смирнова А. Т. и Хренникова Б. О.
представлены виды деятельности. Нас интересует практи-ческая деятельность.
В рабочих программах Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. наибольшее количество часов (21
час) практической деятельности отведено на раздел основы медицинских знаний и оказа
ние первой помощи. Они распределены по разным классам (кроме 10 класса). 11 часов
отводится на раздел основы обороны государства и военной службы, но проводятся они
только в 10 классе. Раздел защита населения от ЧС практически подкрепляется только в 8
классе (4 часа). На раздел основы комплексной безопасности уделяется 6 часов. На раз
дел основы ЗОЖ уделяется всего 1 час.
Изучив программы Латчука В. Н. и Миронова С. К. [10] мы выявили, что в рабочих про
граммах формулировка практическое занятие не встречается.
9
В рабочей программе Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. [16] на практическую деятельность
отводится всего 43 часа, в основном она направлена на раздел основы медицинских зна
ний и оказание первой помощи и раздел ос-
новы обороны государства и военной службы. В рабочей программе Латчу- ка В. Н., Ми
ронова С. К. [10] на практическую деятельность отводится всего 52 часа, в основном на
раздел основы безопасности личности, общества и государства, а также на раздел основы
медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
2.2 Методика обучения безопасному поведению
при возникновении аварии с выбросами радиоактивных веществ
Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогиче
ски целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определен
ного круга задач обучения, развития и воспитания.
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то
их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традици
онных методов: словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, де
монстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обуче
ния: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного
изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.
3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов включающая
три большие группы методов обучения:
10
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные,
практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоя
тельной работы и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - позна
вательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы форми
рования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной зна
чимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и
практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фрон
тальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
2.3 Методические рекомендации организации изучения правил безопасного поведения
при возникновении аварий с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на уро
ках ОБЖ в 8 классе
Практические занятия являются одним из средств повышения мотива-ции, активизации и
интереса обучающихся, способствуют решению задач обучения, воспитания и развития,
помогают преодолеть известный разрыв между теоретическими знаниями и практиче
скими умениями и навыками в повседневной жизни.
Изучив теоретические основы проведения практических занятий по предмету ОБЖ, вы
явив основные проблемы, проанализировав рабочие про-граммы, мы разработали общие
методические рекомендации по организации и проведению некоторых видов практиче
ских занятий на уроках ОБЖ. Мы выбрали наиболее актуальные на наш взгляд виды прак
тических занятий: практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа,
проектная работа, исследовательская работа, урок-игра.
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ на уро
ках ОБЖ:
11
Рекомендуется первые практические работы проводить полусамостоя- тельного, репро
дуктивного характера. Учитель показывает примеры решения заданий, алгоритмы, затем
обучающиеся пробуют выполнить задание по примеру учителя. В ходе такого занятия осу
ществляется формирование простых умений и навыков, без которых невозможно форми
рование более сложных. Рекомендуется постепенно усложнять содержание практических
заданий, увеличивать уровень самостоятельности, добавлять задания эвристического ха
рактера (задания, которые не имеют алгоритмов решения и шаблонов).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Литература
1. Аварии с выбросом радиоактивных веществ - угроза для всего живого [Электрон
ный ресурс]. URL: http:// ufactor.ru
2. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие / Под редакцией Н.Н. Гребне
вой. Тюмень.: Изд-во ТюмГУ, 2016 - 320 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Новоси
бирск: СГГА, 2016 - 272 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. К. Дёмика. -
М.: Изд-во Рос.экон. акад., 2017 - 118 с.
5. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийнотерминологиче
ский словарь / В.В. Гафнер. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
— 280 с. — (Серия «Педагогика безопасности».).
6. Знакомьтесь - это радиация! [Электронный ресурс]. URL: http:// otravleniya.net
7. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебн. пособие для студ.
высш. учебн. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Ака
демия», 2018. – С. 286
12
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития чело
века: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. -
2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2019. – С. 394
9. Культура безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://
culture.mchs.gov.ru
10. Латчук В. Н., Вангородский С. Н., Марков В.В., Кузнецов М.И. Издательство: Дрофа,
2018 г.
11. Маркитанова Л.И. Защита от радиации: Учеб-метод. пособие. - СПб.: Университет
ИТМО; ИХиБТ, 2016. - 39 с.
12. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности
[Текст]: учебное пособие - Наталья Федоровна Мельникова;
Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 140 с.
13. О радиационной безопасности населения: фед. закон Рос. Федерации от
09.01.1996 г. № З-ФЗ: принят Гос. Думой 5 дек. 1995г.
14. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.: учебник для общеоб- разоват.
учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. - 11-е изд., сте
реотип. - М.: Дрофа, 2018 г. - 252 с.
15. Радиационная безопасность при радиационных авариях [Электронный ресурс].
URL: http:// studfiles.net
16. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 5-9 классы.
Научные статьи
13
17. Артеменко И.И. Современные инновационные технологии в преподавании основ
безопасности жизнедеятельности. – [Электронный ресурс] . – Режим доступа:
http://w.school2100.ru/pedagogam/collect/
18. Блинов Ю.Б. Межпредметные связи в обучении ОБЖ // Международный научный
журнал «Инновационная наука». – 2016. – №11-3. – С. 161 – 165.
19. Зимина И.С., Деминцева О.А., Гаврилова М.Н., Полозова О.В. Формирование готов
ности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях // Вестник Оренбургского
государственного университета. - 2017. - № 11 (211). – С. 8 – 12.
20. Иванова М.М. Подготовка будущих учителей физической культуры и ОБЖ к исполь
зованию межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельности
//Мир науки, культуры, образования. – 2019. - №5(78). – С. 248 -250.
21. Магомедов Р.В., Халимбекова А.М., Магомедов М.Г. Инновационные подходы под
готовки школьников в экстремальных условиях // Мир науки, культуры, образования. –
2019. - №5(78). – С. 125 -127.
22. Николаева Е.К. Методы обучения на уроках ОБЖ // Еarth sciences / Colloquium
journal. – 2019. - № 17 (41). – С. 51 – 52.
Пономарева О. Н. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности": виды
обучения. //Известия Пензенского государственного педагогического университета им.
В.Г. Белинского, 2006. - №