Фрагмент для ознакомления
2
Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.
Звенья финансовой системы [7].
1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.
Уровни бюджетной системы:
1) федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.
В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.
2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг [11].
3. Децентрализованные финансы:
1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;
2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.
4. Фонды страхования.
Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.
Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них [3].
2.2 Децентрализованные финансы
Децентрализованные финансы служат основой всей системы финансов, так как они формируют финансы государств.
К ним относятся как финансы организаций, так и финансы домашних хозяйств . Предприятия могут относиться как к финансовой сфере, так и к не финансовой, быть коммерческими и некоммерческими. Формируются децентрализованные финансы из накоплений и доходов населения и предприятий.
Одна их часть формирует все уровни бюджетов и фонды внебюджетные. Большая часть всех полученных средств идет на субсидии и субвенции организациям коммерческим и бюджетным, возвращается в виде пенсий, стипендий и пособий обратно населению [6].
Децентрализованные финансы в значительной мере состоят из финансов организаций коммерческих, так как именно они приносят значительные отчисления в виде налогов, производя услуги и товары и формируя прибыль. Рыночная экономика позволяет эффективно функционировать финансовым отношениям на основе принципов, которыми являются самостоятельность в принятии решений, которые малый бизнес и частное предпринимательство принимают при нахождении области производства. Предприятия самостоятельно распоряжаются прибылью, перераспределяют деньги от реализации продукции и находят средства для инвестиций. При этом они используют кредиты в банках, облигации, депозиты и другие инструменты.
Для децентрализованных финансов характерна большая роль домашних финансов. Большая часть всего валового продукта проходит через домашнее хозяйство и семейный бюджет. От уровня дохода зависит потребность в ценностях материального характера. Финансовые ресурсы отражены в балансе сводном, в доходной его части. Децентрализованные фонды отражаются в балансе как амортизацией и прибылью, остальные средства в этот баланс не входят. В сводном балансе на долю ресурсов централизованных приходится 60%, но если учесть все не входящие туда средства средств децентрализованных, то они будут гораздо значительнее.
Используются децентрализованные фонды на погашение задолженностей с процентами за пользование ими, расширение капитала основного и увеличение оборотных средств. А, кроме того, происходят вложения, которые направлены на реконструкцию и модернизацию, замену технологического оборудования производства. Для социальных нужд, стимулирования работников материального, выплате по акциям, финансированию благотворительности, тоже используются эти фонды. Фонды страхования имущества, жизни и здоровья служат для возмещения ущерба различного вида при наступлении страхового случая [17].
Главным звеном в системе финансов служит бюджет государства, который состоит из расходной части и доходной части. В первой части указаны направления, по которым предстоят затраты, а во второй – источники, из которых средства поступают. Средства органов местной власти и федеральной власти, которые не входят в бюджет, являются внебюджетными фондами. Государственный кредит – это вид денежных отношений государства, которое выступает заемщиком средств, юридическими лицами и лицами физическими. Фондовый рынок перемещает капитал в высокодоходные отрасли для того, чтобы временно свободные средства использовались эффективно.
2.3 Централизованные финансы
Централизованные финансы – это отношения, возникающие у государства в процессе формирования, распределения и использования целевых денежных фондов. Данный вид финансов (если рассматривать его как совокупность денежных средств), как правило, сначала аккумулируется на государственных счетах центрального банка страны, а затем распределяется в бюджет и внебюджетные фонды.
Централизованные финансы – это отношения, возникающие у государства в процессе формирования, распределения и использования целевых денежных фондов. Данный вид финансов (если рассматривать его как совокупность денежных средств), как правило, сначала аккумулируется на государственных счетах центрального банка страны, а затем распределяется в бюджет и внебюджетные фонды.
Как уже отмечалось выше, централизованные финансы образуют совокупность отношений по поводу аккумулирования и распоряжения средствами в муниципальном и государственном секторе. Основу таких взаимоотношений составляет денежный оборот - единый процесс, соединяющий безналичный и наличный поток денежных средств, обеспечивающий удовлетворение требований и обязательств контрагентов. Иными словами: благодаря им осуществляется расширенный воспроизводственный процесс. Централизованные финансы находятся в тесной взаимосвязи с децентрализованными. Так, состояние бюджета и объем поступающих средств в казну во многом зависят от деятельности отдельных предприятий и развитости отдельных секторов экономики [5].
Централизованные и децентрализованные финансы выполняют одинаковые функции.
Планирование основополагающих целей, имеющих первостепенное значение для экономики страны. Установление главных ориентиров имеет огромное значение для дальнейшей деятельности как отдельных предприятий, так и государственных органов. Если говорить о централизованной сфере, то выполнение данной функции проявляется в утверждении ежегодных бюджетов и плановых балансов.
Организационная функция предполагает наличие четкой структуры, каждый элемент которой наделен особыми полномочиями и обязанностями. А для облегчения и упорядочения деятельности каждого структурного элемента, то есть уполномоченного государством органа, разработана четкая классификация бюджетов, что значительно ускоряет процесс распределения финансов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балихина Н.В. Финансы и кредит: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 437 с.
2. Бескоровайная Н.Н. Финансы, деньги, кредит, банки, финансовый менеджмент: учебное пособие. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2012. – 327с.
3. Ведев А. Структурная модернизация финансовой системы России // «Вопросы экономики», № 5, 2010. С. 26-42.
4. Горловская И.Г. Финансы: учебное пособие. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2013. – 438 с.
5. Государственные финансы в финансовой системе России / Е. А. Ермакова // Финансы и кредит. - М.: Финансы и Кредит. - 2007. - №3. - с. 35-36.
6. Готвань О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы // Проблемы прогнозирования. 2007. – С.74-79.
7. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2008. - 504 с.
8. Дорофеева В.В. Финансовые и правовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. – 276 с.
9. Дыкусов Г Е. Финансовая система РФ: проблемы и тенденции развития в период глобализации и интеграции мирового сообщества. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. технического ун-та, 2011. – 354 с.
10. Еремеева Л.Ю. Развитие финансовой системы России. -Ставрополь: СтГАУ, 2012. – С.71-82.
11. Замбаев Х.Н. Тенденции развития внешнего государственного финансового контроля в условиях модернизации государственных финансов / Х. Н. Замбаев // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. – М.: РИОР, 2011. – С. 130-133.
12. Зеленская О.А. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. - Новочеркасск: ЮРГТУ(НПИ), 2013. – 425 с.
13. Игонина Л. Л. Финансовая система России: анализ структурно-функциональных характеристик // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 33. С. 14-21.
14. Коломак Е.А. Межрегиональные различия в России: экономический рост и фискальная политика: монография. - Новосибирск, 2009. – 283 с.
15. Кузьмин И.Г. Финансовая система РФ: учебное пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 412 с.
16. Курс экономической теории :учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. 6-е изд., перераб. – Киров: АСА, 2007. – 435 с.
17. Нестерова В.В., Желтова Н.С. Финансовая система и экономика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 356 с.
18. Попова А. В. Совершенствование кредитно-финансовой системы в условиях модернизации экономики России // Экономические науки. 2013. № 102. С. 127-131.
19. Телегина Ж.А. Управление государственными и муниципальными финансами: учебно-методическое пособие. – М.: Московский гор. ун-т упр. Правительства Москвы, 2012. – 352 с.
20. Финансы: учебник / коллектив авторов; под. ред. Е. В. Маркиной. – М.: КНОРУС, 2014, 432 с.