Фрагмент для ознакомления
2
учила». Духа кладбища она молила, чтобы «присмотрел за могилами дочек, укрыл их снегом потеплее, отогнал злых духов» .
Несчастливая судьба отражается и на внешности героини. Ей всего тридцать лет, но выглядит она худой, угловатой, одним словом – «мокрой курицей», как именует её свекровь. Смерть мужа приносит ей новые испытания, она на собственном примере узнаёт, что значит быть женой кулака. Героиня оказывается как бы в пустоте: она не оправдывается, за неё никто не заступается, хотя все в селе знают, как она жила. Покидая Юлбаш, Зулейха ещё не представляет, какие испытания ждут её впереди. Но именно с этого момента начинается её путь к новой жизни. Не случайно село называется Юлбаш: в переводе на русский язык оно означает «начало дороги». Это будет путь от забитой крестьянки до свободной женщины.
Образ дороги проходит через всё произведение. Это путь и в прямом смысле: передвижение на лошадях, на поезде, на барже, – и в переносном: внутренний путь возрождения самой Зулейхи. Однако везде её сопровождает смерть: смерть дочерей, мужа, попутчиков.
В тяжёлых условиях Зулейхе удалось выжить. Некоторые уступки судьбы можно рассматривать как компенсацию за прежние страдания: героиня избежала эпидемии тифа, выжила в вагоне, «битком набитом человеческими жизнями», не утонула вместе с другими в Ангаре, познала, что такое любовь. Но самое главное – материнство. Судьба подарила ей сына, в рождение и дальнейшую жизнь которого она не верила. С его появлением пришло первое ощущение счастья. Даже голод и лишения ей были не страшны, поскольку «сердце билось одним именем: Юзуф» . Подарком судьбы оказался и профессор Лейбе, принявший у неё роды, а затем не раз спасавший от смерти больного Юзуфа. Рядом с ней были те, кто видел в ней женщину и подругу, кто помог стать ей сильной, способной постоять и за себя, и за своего сына.
Зулейха стала настоящей матерью. Она ходила на охоту наравне с мужчинами, снабжая артель мясом, разносила лесорубам обеды, мыла в вечернее время больничные палаты, стирала бинты, но никогда при этом не забывала о сыне, точнее сказать, она делала всё ради него, своего Юзуфа, ставшего смыслом её жизни.
Как настоящая мать она готова была отказаться от личного счастья с Иваном Игнатовым, когда узнала, что сын её заблудился в тайге. Ей не страшны были ни волки, ни медведи. Чувствуя вину перед сыном, она четыре дня стояла на коленях у его постели, когда он находился в бреду.
Менялись и взгляды Зулейхи на нормы жизни. Она меньше стала молиться, но не потому, что перестала верить в Аллаха, а потому, что больше стала понимать, что её спасение в ней самой. Теперь ей «казалось глупым тратить драгоценные минуты жизни на воспоминания об умерших». Теперь она уже не боялась Упырихи, которая приходила к ней во сне и, оскорбляя, как и раньше, предвещала беду.
Нелегко было Зулейхе принять решение отпустить сына. Провожая его, «Зулейха вглядывается, напрягает острое охотничье зрение. В лодке стоит и отчаянно машет ей руками мальчик – темные волосы растрепаны, уши вразлет, загорелые ручки тонкие, хрупкие, голые коленки в темных ссадинах: Юзуф уезжает от нее, уплывает, прощается. Она вскрикивает, вскидывает руки, распахивает ладони – сынок! И машет, машет в ответ обеими руками – так сильно, широко, яростно, что вот-вот взлетит… Лодка удаляется, уменьшается – а глаза ее видят мальчика все лучше, яснее, отчетливее. Она машет до тех пор, пока его бледное лицо не исчезает за огромным холмом. И еще много после, долго машет. Зулейха побредет, не замечая времени и дороги, стараясь не дышать, чтобы не множить боль» .
«Зулейха открывает глаза». В названии произведения скрыт весь смысл романа: Зулейха, забитая, тёмная, необразованная, униженная и оскорблённая женщина, стала сильной и свободной.
Эта эволюция происходит постепенно, и у неё есть отправная точка – впервые, поскольку очень многие события и вещи случаются с Зулейхой постепенно. Впервые она получает прозвище от свекрови «жебегян тавык» – «мокрая курица» и принимает его, смиряется и это пока ещё не эволюция, и инволюция, поскольку Зулейха пока ещё пребывает во тьме, с закрытыми глазами.
И вот после убийства мужа Зулейха впервые остаётся одна. Она вынуждена отказаться от всего привычного, всех укладов и обычаев, и начать новую жизнь. Вхождение в неё происходит поэтапно. Каждый шаг – нечто непривычное для неё. Это и её первое посещение мечети, причём мужской её половины, и выход на люди без хиджаба. Это первые внешние проявления эволюции. А внутренние – это мысли. Зулейха впервые за тридцать лет осмеливается подумать о другом мужчине, не о муже.
Её духовное возрождение происходит в жёстких условиях. Если рассматривать жизнь Зулейхи в сибирском посёлке, то на первый взгляд она не отличается от её жизни с мужем – те же голод, холод, неприкаянность. Но у жизни этой есть одно неоценимое качество – свобода. М.А. Байкалова пишет: «Постоянные пресмыкания перед матерью мужа, рабское угнетение, сменяющееся на безысходное смирение – это была не жизнь, а здесь, в дикой тайге, пропитанной чувственностью и выживанием – вот она настоящая свободная жизнь» .
Познание свободы подталкивает Зулейху к духовному пробуждению, хотя происходит это не сразу – с оговорками, с оглядкой назад, с попытками уцепиться за прошлое. Впрочем, это объяснимо: расстаться так сразу с привычным мировоззрением не так просто, можно сказать, невозможно. Только лишь при исключительных обстоятельствах, в которых оказалась героиня.
Мы помним, какая она была до жизни в тайге: тихая, покорная, всему благодарная – даже тому, что её не оставили умирать в лесу и что мало бьют. В тайге она преображается. И влияет на это обстоятельство не только свобода, не только зарождающееся чувство к Игнатову, а первым делом – материнство.
Став матерью только к свободных условиях (что символично), Зулейха обретает способность давать отпор, а не только покоряться, как раньше. Единственное, в чём она не может отпустить себя – это в личных чувствах. Любовь и последующие отношения с Игнатовым всё равно кажутся ей преступными, и в дальнейшем она всё-таки отказывается от них ради сыны. Ей представляется этот поступок правильным. Но на наш взгляд, в данном случае это проявление старого сознания. Видимо, глаза Зулейхи всё же не раскрылись в полную меру, поскольку предрассудки, которые в условиях таёжного посёлка не должны срабатывать, всё же наносят удар по героине.
Но далее Зулейха поднимается на более высокую ступень своей духовной эволюции – она отпускает сына в другую жизнь, буквально оторвав его от себя. Она побеждает свой эгоизм и предоставляет Юсуфу право выбора.
Итак, Зулейха является центральным персонажем, вокруг которого строится конфликт, формируется два мира – враждебный и соответствующий героини. Она является пружиной, провоцирующей действие романа. Благодаря её образу раскрывается главная идея романа – идея духовного возрождения женщины, которой даровали свободу.
2.2. «Красноордынцы» как тёмная сторона конфликта
Образы «красноордынцев» необходимы автору для выстраивания конфликта, для воссоздания исторической ситуации – раскулачивания, сыгравшего роковую роль в судьбе Зулейхи, поскольку именно в связи с этим процессом она лишается мужа и попадает в другой мир. «Красноордынцы» – идейные противники и кулаков, и интеллигенции, сосланных в лагеря. Таким образом, мы можем выявить три основных конфликта романа – личный (Зулейка и семья), идейный (кулаки и «красноордынцы»), социальный (интеллигенция и «краснордынцы). Именно по этим признакам – личному, идейному и социальному выстраивается система образов романа.
Обратимся к событиям произведения. После убийства Муртазы и разрушения дома Зулейху как жену кулака вместе с сотнями других раскулаченных и репрессированных «антисоветчиков» отправляют в Сибирь. Среди переселенцев – безграмотные крестьяне, ленинградские интеллигенты, уголовники, люди разной веры и разных национальностей. Те немногие из них, кто выжил в пути, встретятся на берегах Ангары и будут в условиях дикой, чужой для них природы, обустраивать свою новую жизнь с нуля.
В это страшное время каждый был сам за себя, легко перешагивал через жизнь другого, разрушая человеческие судьбы. В романе «Зулейха открывает глаза» такими являются бывший заключённый Горелов, доносивший на своих и построивший свой карьерный взлёт на преступной деятельности. В этот разряд попадают также Груня и её сожитель Степан, которые ради дополнительной площади в коммунальной квартире, написали донос на профессора Казанского университета Вольфа Карловича Лейбе, так и не понявшего в момент ареста, какую подлость по отношению к нему осуществили те, кого он считал близкими людьми.
Немаловажной является и сюжетная линия, связанная с развитием взаимоотношений Зулейхи и Ивана Игнатова. Иван Игнатов – командир
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яхина Г.Ш. Зулейха открывает глаза. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – 506 с.
2. Абашева М.П., Абашев В.В. Как сделан роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза»//Новый мир, 2016. – №5. – С.110 – 113.
3. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 464 с. С. 203.
4. Байкалова М.А. Рецензия на роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»// Сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016», посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств. – Красноярск, 2016. – С. 4.
5. Басинский П.В. Невероятное. Очевидное//Российская газета, 2015. – №110. – С.6.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
7. Беккин Р. Мокрая курица татарской литературы, или Кого предала Зулейха//Сибирские огни, 2016. – №9. – С. 56 – 58.
8. Герилович А.А. Рецензия на книгу Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»// Сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016», посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств. – Красноярск, 2016. – С.14.
9. Залыгин С. П. Интервью у самого себя//Залыгин С. П. Критика, публицистика. – М.: Современник, 1987. – 383 с.
10. Золотусский И. Брожение романа//Вопросы литературы, 1965, №1. – С. 63 – 65.
11. Иванова Н. В сторону воображаемого non-fiction (Современный роман в поисках жанра) / Н. Иванова / Знамя. – 2016. – № 1. – С.163 – 165.
12. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов//Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. – 236 с.
13. Литературная энциклопедия. – М.: Слово, 2012. – 845 с.
14. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста/Ю.М. Лотман. – М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 704 с.
15. Максимова Д.В. Рецензия на книгу «Зулейха открывает глаза». «То, что делает сильнее»// Сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016», посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств. – Красноярск, 2016. – С.21.
16. Максимова Н.В. Межтекстовые связи в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»//Гуманитарные исследования, 2016. – №2. – С. 89 – 95.
17. Малыгина Н.М. «Котлован» А.П. Платонова// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 656 с. С. 265 – 266.
18. Наринская А. Женщина и остальные. О романе Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза»// «Коммерсантъ Weekend», 2015. – № 20. – С.7.
19. Нуйкин А. Зрелость художника: Очерк творчества С. Залыгина. – М.: Советский писатель, 1988. – 344 с.
20. Савельева Т.Д. Рецензия на роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»// Сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016», посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств. – Красноярск, 2016. – С.28.
21. Сурганов Вс. Человек на земле. – М.: Издательство "Советский писатель", 1981. – 626 с.
22. Тимофеев Л. Н. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 265 с.
23. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
24. Фарино Е. Введение в литературоведение. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 639 с.
25. Шолохов М.А. Поднятая целина. – М.: Художественная литература, 1987. – 560 с.
Электронные ресурсы
26. Калашникова Е. Гузель Яхина: «Важно, чтобы ребенок ощущал себя во времени, чувствовал себя его частью» [Электронный ресурс]//URL: http://urokiistorii.ru/node/53626 [дата обращения 19.05.2017].
27. Ухандеев А. Ложное освобождение. Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза»//Мегалит. Евразийский журнальный портал [Электронный ресурс]//URL: http://www.promegalit.ru/publics.php?id=16282 (дата обращения 20.05.2017).
28. Япарова А. У автора романа «Зулейха открывает глаза» большие планы на Уфу [Электронный ресурс]//URL: http://mgazeta.com/category/iskusstvo/u-avtora-romana-zuleykha-otkryvaet-glaza-bolshie-plany-na-ufu/[дата обращения 19.05.2017].