Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сформировавшаяся в РФ система межбюджетных отношений, в том виде, в каком она представлена сейчас, несмотря на проводимые в разное время реформы, по-прежнему в слабой степени отвечает ключевым принципам концепции развития РФ, ее целевой стратегии, что, безусловно, нуждается к определенной корректировке, реформировании, развитии в целом.
По этой причине можно считать, что рассматриваемая автором тема курсовой работы «Сравнительный анализ и оценка методов и форм финансовой поддержки российских регионов» является актуальной и практически значимой. Как отмечается в большинстве научных, в том числе периодических изданий по государственному и муниципальному управлению, по уровню своей децентрализации бюджетных ресурсов РФ мало чем уступает большинству государств федеративного значения. При этом сохраняется достаточно высокий уровень централизации налогово-бюджетных и прочих полномочий.
На сегодняшний день можно выделить большое количество исследований, посвященных межбюджетным трансфертам, анализу их практики и тенденциям дальнейшего развития. И при этом важно отметить, что конкретных рекомендаций по тому, каким образом можно сделать основные виды финансовой поддержки в целом более эффективными, как таковых, не представлено. Бюрократические проволочки, коррупционный характер экономики РФ – все это накладывает свой отпечаток на вопрос формирования межбюджетных трансферов.
В частности, Голованова Н. в своей авторской монографии, посвященной межбюджетным трансферам, отмечает, что в последнее время так называемый федеральный центр через дотации пытается решить задачу контроля над уровнем расходов субфедеральных бюджетов. Превращение соответствующих дотаций, используемых при выравнивании бюджетной обеспеченности – сложный процесс, в котором очень много нюансов, нерешенных вопросов. Частично восполнить данный пробел позволило более тщательное изучение вопроса в рамках данного объекта исследования.
Целью курсовой работы является изучение особенностей форм финансовой поддержки.
Для ее достижения автором выделены следующие основные задачи:
- изучение особенностей межбюджетных отношений в современных условиях;
- теоретический анализ основных форм финансовой поддержки субъектов Федерации
- выявление особенностей финансовой поддержки регионов с точки зрения их целевой направленности;
- оценка расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты субъектам РФ в 2016-2018 гг.
Важно отметить, что в настоящее время предпринимаются определенные попытки по решению обозначенных проблем, разрабатываются необходимые федеральные нормативные акты.
И при этом стоит отметить, что предпринятых мер явно недостаточно, необходима системная проработка отдельных вопросов в части разграничения полномочий, зоны ответственности между органами власти разных уровней.
С проблемой межбюджетных отношений тесно проблема социальных обязательств государства. В целом важно отметить, что, несмотря на явные тенденции к формализации и распределению финансовой помощи, по-прежнему отсутствуют прозрачные и понятные критерии и процедуры, что, соответственно, обуславливает необходимость дальнейшего развития и законодательного закрепления, как методологии бюджетного выравнивания, так и развития форм финансовой поддержки российских регионов.
В России по-прежнему велико значение нецелевого использования средств. По этой причине давно назрела необходимость в разработке новой системы контроля при выделении той (иной) финансовой помощи регионам. Рассмотренная динамика предоставления межбюджетных трансферов в разрезе отдельных субъектов РФ позволила выявить общие тенденции, закономерности, и, сообразуясь с этим, сформулировать наиболее важные и значимые рекомендации, составляющие практическую значимость умозаключений автора работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
1.1 Особенности межбюджетных отношений в современных условиях
Межбюджетные отношения, согласно общепринятой терминологии, возникают между органами субрегиональной и центральной власти, как правило различных уровней, преследуя целью разграничение на регулярной основе доходных и расходных полномочий, соответствующих при этом им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию, в целях предоставления доступа граждан на всей территории страны к тому, чтобы можно было получить бюджетные услуг в объёме не ниже того уровня, который является минимальным[2,6].
Важно отметить, что практическое значение межбюджетных отношений в нашей стране особенно велико, т.к. последние не только определяют ключевые возможности важного социально-экономического развития отдельных регионов страны, но и всячески оказывают позитивное воздействие на всю современную финансовую систему страны. Именно те отношения, которые возникают между отдельными уровнями власти (местной, государственной), которые непосредственно связаны с использованием, а, следовательно, последующим перераспределением ограниченных финансовых ресурсов, наиболее полно отражают еру действия системы межбюджетных отношений.
Как отмечает автор, современные межбюджетные отношения не 0граничиваегся выравниванием бюджетной обеспеченности образований территориального порядка, где она меньше минимально необходимого уровня. В их основные функции входят также возмещение всевозможным бюджетам всех расходов дополнительных (не получение прибылей в нужном размере), которые вызваны решениями, которые органы власти другого уровня принимают. Также и не исключается возможное долевое участие бюджетов более высокого уровня в расходах бюджетов нижестоящих, когда наблюдается стимулирование приоритетных и наиболее важных направлений расходования средств рассматриваемых бюджетов.
С нашей точки зрения современные межбюджетные отношения важно рассматривать с точки зрения их возникновения между органами местного управления и центральной властью касательно осуществления расходных полномочий, безвозмездного перераспределения бюджетных ресурсов между местным и государственным бюджетами.
Межбюджетные отношения[6] зарождаются в процессе своего распределения, перераспределения основных бюджетных средств между всевозможными уровнями власти в период осуществления комплекса важных задач. Межбюджетные отношения, при этом, выражая отношения распределительные, проявляют себя как на стадии перераспределения (в виде отдельных субсидий, государственного бюджета, субвенций), так и первичного перераспределения (отдельные отчисления в местные бюджеты конкретного % ресурсов бюджетного характера).
Важно отметить, что современная система межбюджетных отношений, в том виде, в котором она существует сейчас, имеет как субъект, так и объект. Объектом действия межбюджетных отношений выступают отдельные финансовые ресурсы, которые распределяются между бюджетами различных уровней. В качестве субъектов системы межбюджетных отношений при этом могут выступать муниципальные и государственные органы власти. Межбюджетные отношения, таким образом, могут включать в себя отдельные отношения между органами власти разных уровней в части закрепления налоговых и прочих отчислений на постоянной (долговременной) основе, либо же по поводу разграничения последних.
Рисунок 1 – Особенности и специфика межбюджетных отношений на современном этапе [6]
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 4.10.2016).
2. Васюнина М.Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 45. С. 17-27.
3. Геляхова Л.А. Некоторые проблемы, возникающие в процессе правового регулирования межбюджетных отношений, и пути их решения // Ленинградский юридический журнал. -2013. -№1 (31). - С. 210-215.
4. Заседание экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Экономические, бюджетно-финансовые и налоговые основы федерализма //Аналитический вестник Совета Федерации. 2016. №30 (691).
5. Кузнецова Н. Проблемы использования межбюджетных трансферов при формирвоании бюджета субъекта РФ. – М – 2019: эл. Доступ
6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: (Консультант+): эл. доступ.
7. Финансы: учебник / коллектив авторов; иод ред. Е.В. Маркиной. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с. - (Бакалавриат).
8. Шмиголь, Н.С., Филиппов П.В. Применение бюджетных правил при переходе к контрциклическому регулированию экономики / Н.С. Шмиголь, П.В. Филиппов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. №1. С. 183-190.