Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление представляет собой один из главнейших институтов современного общества. Оно выступает одновременно формой самоорганизации граждан и составным элементом гражданского общества, уровнем публичной
2
власти и элементом рыночной экономической системы. Качественные преобразования политикоправовых и социально-экономических отношений в России закономерно требуют изменения всей системы управления обществом. В статье 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В современных условиях усиливается интерес представителей различных отраслей научных знаний и, прежде всего, правоведов, к вопросам создания, применительно к реалиям российской действительности, оптимальной системы местного самоуправления. Одной из наиболее важных теоретических и практических проблем является проблема обеспечения эффективной организации органов местного самоуправления и, в первую очередь, - местной администрации.
На протяжении последних лет в нашей стране ведется постоянный поиск оптимальных форм взаимодействия государственных и муниципальных органов в управленческой деятельности. Актуальность статьи обусловлена главным образом недостатками, существующими в настоящее время в этой области. Развитие любой организации основано на принятии и реализации различного рода решений, которые могут быть и недостаточно обдуманными, и излишне детально выверенными. В принятии решений руководитель выполняет основную роль. Они принимает их на основе своих предпочтений и несет за них ответственность.
1.Теоритические аспекты организации контроля за исполнением управленческих решений
1.1 Понятие управленческого решения в государственном и муниципальном управлении
Успех в управленческой деятельности в области государственного управления зависит от наличия необходимой, достаточной информации о состоянии проистекающих процессов, а также скорости ее преобразования в перспективные планы и директивы, проекты и решения.
Основная цель информационного обеспечения органов государственного управления заключается в своевременном основании, выдаче достоверной информации с целью последующего принятия управленческих решений. [13, c. 118]
Перед федеральными и муниципальными органами власти и их сотрудниками, в целом, стоит проблема поиска необходимой информации, ее организации, создания определения каналов перемещения, методик понимания и оценки, механизмов действенного применения на практике. В случае, если не введено конкретное упорядочивание процесса, то система просто «утонет» в имеющемся массиве информации. [22, c. 319] Информация призвана группировать в управление беспристрастное и личное, нести надежные данные об объективизации любого управленческого процесса. Когда подобной информации не предоставлено или же ее мало, то государственное управление действует или напрасно, или с определенными помехами. Информационное обеспечение - информация, необходимая для управления экономическими процессами, содержащаяся в базах данных информационных систем. Совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения.
3
1.2 Формирование и реализация управленческих решений в системе государственного и муниципального управления
принятие рационального управленческого решения на уровне фрагментарном и логическом (линейном) или системном (плоскостном) является очень редким случаем, который и называют искусством. Следует помнить, что искусство сродни таланту и отличному спектаклю или песне. Управленческое же решение – это повседневная деятельность, рассчитанная на средние, нормальные условия и средние способности руководителя. Выработка и принятие управленческого решения есть творческий процесс. Реализация его в условиях неопределенности как показывает практика достигается методом проб и ошибок. Это характерно для большинства стратегических и иных социально–экономических и политических решений на современном этапе. Реализация в условиях определенности предполагает использование адекватной методологии целостного познания и управления явлением.
1.3 Контроль за исполнением управленческих решений
В процессе принятия управленческого решения важно соблюдать предъявляемые требования, так как они напрямую влияют на качество принятого решения и, как следствие, на успешное функционирование системы органов муниципальной власти. Процесс выработки и реализации управленческого решения – это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления.[19, c. 51]
Государственное управление проявляется в разнообразных формах: помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества правовых актов управления, органы исполнительной власти осуществляют огромный объем полномочий, связанных с оказанием непосредственного управленческого воздействия на объекты управления, обеспечением выполнения установленных правил, претворением в жизнь требований законодательных и иных актов.
Управленческое решение, которое находит свое формальное выражение в актах государственного органа, представляет собой лишь последний этап в цепочке решений, большинство из которых выражаются неформально и нематериально. Любое управленческое решение органов муниципальной власти подчиняется законам единства, пропорциональности, соотносительности и централизованного управления.
Таблица 1 – Законы, применяемые к управленческим решениям органов муниципальной власти
Законы Характеристика
Закон единства Непрерывность, неразрывность всех элементов и стадий цепи управления
Закон пропорциональности Полнота и качество обслуживания основной деятельности системы в целях создания нужного эффекта с минимальными затратами
Централизованное управление Непрерывная и устойчивая подчиненность каждого звена системы центральным органам управления
4
Закон соотносительности Соответствие управляющей системы управляемой
Процесс принятия управленческих решений характеризуется определенным взаимодействием между уровнями управления с целью координации принимаемых решений. Обеспечение вертикальной взаимосвязи между уровнями управления представлено планами, правилами и общим руководством в принятии решений. Горизонтальная связь характеризуется принятием двусторонних решений, целевыми группами и матричным типом взаимодействия. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.
2. Анализ организации контроля за исполнением управленческих решений в МО Тбилисский район
2.1 Организационно-экономическая характеристика муниципального образования Тбилисский район
Станица Тбилисская – старинное казачье селение Старой линии. За дату основания Тбилисской условно принят день прибытия к редуту казаков, назначенных к поселению близ него, - 8 октября 1802 года.
В Тифлисской осела 181 семья казаков, всего 845 душ. Казаки приступили к несению службы по охране границы «от набегов народов закубанских».
Много славных страниц вписали наши предки в историю станицы. Одна из них – подвиг сотни Андрея Гречишкина. В сентябре 1829 года Гречишкин, получив предупреждение о готовящемся нападении горцев на казачьи станицы, повел свою сотню им навстречу. У «Волчьих ворот» (ущелье у Песчаного брода на реке Зеленчук в 25 км от Тифлисской) состоялся бой. На каждого казака приходилось до десятка нападавших. Сотня Гречишкина полегла у «Волчьих ворот , предпочтя смерть позору плена.
2.2 Состояние организации контроля за исполнением решений в муниципальном образовании Тбилисский район
Соотношение анализа и этапа принятия решения в муниципальном образовании Тбилисский район представим в таблице.
Таблица 2 - Соотношение этапа анализа и этапа принятия решения
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
5
Начинаем с определения наблюдаемого отклонения
Начинаем с четкой формулировки управленческого решения
Задаем вопросы: «Почему?», «По какой причине?»
Задаем вопросы: «С какой целью?», «Какой?», «Каким образом?»
Важность правильной формулировки искомого решения определяется тем, что это: позволяет сфокусироваться и ограничить количество возможных решений, помогает в последующем определении критериев, поиске приемлемых альтернатив и т.д. [34, c. 49]
Служащий при принятии решений в муниципальном образовании Тбилисский район должен изучить всю имеющуюся информацию для формирования обоснованного мнения при принятии управленческого решения.
Конечно, указанное не означает, что государственный служащий должен вникнуть в каждую запись в базе данных информационной системы. Скорее всего, для принятия обоснованного управленческого решения ему понадобится конкретная выборка или отчет, созданный штатными средствами информационной системы. Например, для принятия решения о проведении проверки будет использоваться отчет по объектам, параметры которых выходят за установленные нормы. Для принятия решений в сфере определения государственной политики понадобятся сводные отчеты. Но возможность создания таких отчетов, случаи и обязанность по их использованию должны быть явно предусмотрены. Недостаток этого пути заключается в том, что не каждое управленческое решение имеет воплощение в акте применения права.
Таблица 3 – Модель процесса принятия управленческих решений в муниципальном образовании Тбилисский район
Этапы Процедуры
1. Постановка проблемы 1. Возникновение новой ситуации
2. Появление проблемы или возможности
3. Сбор информации
4. Описание проблемной ситуации
2. Разработка вариантов решений 5. Формулирование требований–ограничений
6. Сбор информации
7. Разработка возможных вариантов решений
3. Выбор решения 8. Определение критериев выбора и сбор информации 9. Выбор решений, отвечающих критериям
10. Оценка возможных последствий
6
11. Выбор предпочтительного решения
4. Организация выполнения реше¬ния и его оценка 12. План реализации выбранного решения
13. Контроль хода реализации решения
14. Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуа¬ции (возврат к п. 1)
3. Разработка предложений по решению проблем в системе организации и контроля за исполнением управленческих решений, принимаемых в МО Тбилисский район
3.1 Внедрение автоматизированной системы контроля за исполнением управленческих решений, принимаемых в МО «Управление по физической культуре и спорту Администрации Тбилисского района»
Регулярный мониторинг управленческих решений, принимаемых в МО «Управление по физической культуре и спорту Администрации Тбилисского района» позволяет измерить, насколько эффективно и целесообразно работают служащие, а на основании полученных результатов сформировать план мероприятий по устранению недостатков. С другой стороны, электронное правительство предоставляет гражданам возможность обращения к нормативно– правовой базе и преодоления бюрократических барьеров, при получении той или иной государственной или муниципальной услуги. При этом ключевая роль отводится внедрению административных регламентов – это своеобразная программа действий органов исполнительной власти по осуществлению функций, связанных с предоставлением государственных услуг. [37, c. 66]
Существует множество путей, направленных на качественную реализацию управленческой деятельности, и в каждой стране они различны. Проанализируем отдельные подходы, связанные с актуализацией проблемы осуществления качественно государственного управления.
Согласно работе «Современные западные управленческие модели: синтез New Public Management и GoodGovernance», в западных странах в последние десятилетие широкое распространение получили две концепции, которые определяют подходы в проведении реформ, – New Public Management (NPM) и Good Governance (GG).[28]
Концепция NPM формировалась в 1980–1990–х годах как доминирующая идеология административных реформ. Данная концепция основывается на моделировании рыночных процессов внутри сферы государственного управления и заимствовании технологий управления, которые разработаны для частных компаний. Это привело к таким результатам, как к приватизации, децентрализации, передаче части государственных полномочий рыночным структурам, сокращению кадрового состава государственного аппарата и уменьшению на него расходов, т.е. концепция NPM стала причиной сокращения масштабов и ресурсов государственного управления.
NPM имеет менеджериальный (постбюрократический) подход, который заключается в широком распространении рыночных механизмов и методов менеджмента в сфере государственного
7
управления, а именно сосредоточение внимания на потребностях потребителя, осуществление скоординированной работы работников, оценивание работы на основе результатов, изменение правил в связи с появлением новых требований к производимым организацией услугам.
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий по решению проблем в системе контроля за исполнением управленческих решений.
Согласно Порталу административной реформы, в целях совершенствования государственного управления центральными направлениями, по которым ведется систематическая работа, являются: снижение избыточного государственного регулирования; повышение качества государственных услуг; повышение эффективности органов власти; повышение информационной открытости.
Заключение
В результате приведённого исследования были сделаны следующие выводы:
Управление подразделяется на различные виды: экономическое, социальное, идеологическое, управление сферами хозяйства, учреждениями и т.д. Особое место среди всех видов управления занимает государственное управление,
Государственные управленческие решения – это выбор и обоснование определенной программы действий органов власти, направленной на распределение и перераспределение общественных благ в пользу бенефициариев (объектов управления).
Каждый вид управленческого решения предполагает определенную процедуру и определенные методы. Также следует помнить об учете и увязке экономических, правовых и управленческих организационных аспектов в принимаемых решениях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 31.08.2018) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 09.08.2010, N 32, ст. 4329.
2. Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 N 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально–экономического развития макрорегионов»// «Собрание законодательства РФ», 24.08.2015, N 34, ст. 4894
3. Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 N 1088 (ред. от 27.11.2015) «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (вместе с «Положением о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»)// «Собрание законодательства РФ», 04.01.2010, N 1, ст. 101.
4. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»// «Собрание законодательства РФ», 21.05.2018, N 21, ст. 2981
5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»// «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, N 19, ст. 2333
6. Приказ Минэкономразвития России от 15.11.2013 N 681 (ред. от 11.01.2016) «Об утверждении Порядка формирования, обработки данных, а также предоставления и анализа информации, содержащейся в государственной автоматизированной информационной системе «Управление», организации доступа к ней» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2014 N 31099)// «Российская газета», N 21, 31.01.2014.
Специальная и научная литература
7. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.
8. Ахмадуллин Р.Р. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в сфере градостроительства // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 4
9. Бочаров С.Н. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел Российской Федерации. – М., 2013;
10. Булатова Ю.В. Понятие и виды решений управления // Современное право. – 2012. – № 12. – С.14–17.
9
11. Бусов, В. И. Управленческие решения : учебник для академического бакалавриата / В. И. Бусов. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 254 с.
12. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9.
13. Веселый В.З., Воскресенский Г.М., Караханов В.Е., Малков В.Д., Михайлов Н.И., Михайловская И.Б., Попова А.М., Роша А.Н., Сидякин И.П., Чернявский В.С., Яськов Е.Ф. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. – М., 2014. – С. 324.
14. Голубков Е. П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие – М.: Издательство Дело и сервис, 2012. – 463 с.
15. Гапоненко Т. В. Управленческие решения : учеб. пособие / Т. В. Гапоненко. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.
16. Давыдов А.С. Некоторые аспекты моделирования процесса принятия управленческого решения. – М: Академия управления МВД России, 2012. – С. 250.
17. Добролюбова Е.И. Совершенствование правового регулирования информационного обеспечения государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 2. С. 24 – 28.
18. Заверткина Е.В., Куракин А.В., Карпухин Д.В. Проблемы разграничения функций федеральных органов исполнительной власти как итог административной реформы // Современное право. 2018. N 1. С. 17 – 22.
19. Кальницкая И.В., Данилов А.Н. Управленческие решения в модели управления организацией // ОНВ. 2014. №3 (129). –С. 45.
20. Кардашевский, В.В. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. В.В. Кардашевский, Е.С. Кученин. – М.: ДГСК МВД России. – 2013. – с. 35.
21. Кикоть В.Я., Маилян С.С., Грядовой Д.И. Наука управления. Основы организации и управления в сфере правоохранительной деятельности. Московский университет МВД России. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. – С. 751.
22. Котова К.Ю., Шанина А.И. Необходимость применения статистических методов разделения затрат при обосновании управленческих решений, реализуемых в системе «директ–костинг» // Бухгалтер и закон. 2017. N 3. С. 34 – 39.
23. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти, и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. 2018. N 3. С. 2 – 4.
24. Кобзева С.В. Демократизация государственного управления и электронное правительство // Информационное право. 2018. N 2. С. 4 – 9.
25. Кравчук А.М. От концепции надлежащего государственного управления к практике административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 1039 – 1044.
26. Кудрин С.М. О международном и зарубежном правовом регулировании социального партнерства на государственной службе // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2014. № 4.
10
27. Красильников Д. Г., Сивинцева О. В., Троицкая Е. А. Современные западные управленческие модели: синтез NewPublicManagementи GoodGovernance // ArsAdministrandi. 2014. № 2. С. 45–62.
28. Локтионов А. М. Моделирование управленческих решений в крупных организациях : учеб.–метод. пособие / А. М. Локтионов ; ПГУПС, Ин–т повышения квалификации и переподготовки. – СПб. : ПГУПС,2013.
29. Лукичева Л. И. Менеджмент организации: теория и практика : учеб. для бакалавров / Л. И. Лукичева, Е. В. Егорычева ; ред. : Ю. П. Анискин. – М.: Омега–Л, 2014.
30. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2011. – С. 392.
31. Магданов П.В. Управленческое решение: понятие и определение // Вестник ОГУ. 2013. №8 (127). – С. 64.
32. Менеджмент : учеб. / А. Н. Алексеев [и др.] ; ред. И. Н. Шапкин. – М.: Юрайт : ИД Юрайт, 2013.
33. Максимов А.А. Специфика, сущность и алгоритм выработки управленческого решения в системе органов безопасности России // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 3. С. 40 – 43.
34. Матвеенко В.В. ГАС «Управление» – поддержка принятия управленческих решений органами исполнительной власти всех уровней // Финансы. 2013. N 5. С. 27 – 29.
35. Мальцев, Е.П. Правовое регулирование служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации на современном этапе/ Е. П. Мальцев // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С. 253–256.
36. Митрохин В.В. Административные процедуры прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2014. № 2.
37. Мугурова Н.О. Принятие управленческих решений [Электронный ресурс] // Научный диалог: экономика и управление – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive–plus.ru/ru/article/80468/discussion_platform (дата обращения: 15.09.2018).
38. Пирогова Е.В., Управленческие решения: учебное пособие / Е.В. Пирогова. – Ульяновск: УЛГТУ, 2012.
39. Понкин И.В. Понятие, структура и особенности административного процесса // Административное право и процесс. 2018. N 5. С. 6 – 9.
40. Саранцева Е.Г. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений // КОНТЕНТУС. 2013. N 12. С. 19 – 27.
41. Тимонин Р.В. Публичное управление как механизм безопасности в экономике региона // Российская юстиция. 2018. N 6. С. 29 – 31.
42. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений. Учебник – М.: Юрайт, 2014. – 572 c.Титова, Н.Л., Процесс разработки и принятия управленческих решений: учебник / под ред. Н.Л. Титова. – Москва, 2013
43. Учитель Ю. Г. Разработка управленческих решений : учеб. / Ю. Г. Учитель, А. И. Терновой, К. И. Терновой. – М.: ЮНИТИ, 2012.
11
44. Щеглов Е.Н. Организационно–правовые аспекты становления и развития автоматизированных систем управления в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. N 10. С. 17 – 21.
45. Юкаева В. С. Управленческие решения : учеб. пособие / В. С. Юкаева. – М.: Дашков и К°, 2012. – С. 94.
46. Яковлева Н. Алгоритм принятия управленческих решений / Н. Яковлева // Профессионал. 2016. N 4. С. 5 – 8.
47. Янин Д.А. Некоторые аспекты управления государственным имуществом в России // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. 2015. № 33. С. 75–77
48. The Worldwide Governance Indicators (WGI) project http://info.worldbank.org/governance/wgi/
49. Интернет источники
50. Информационный портал: [Электронный ресурс] http://www.vesti.ru
51. Портал административной реформы // ar.gov.ru