Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время программно-целевое управление развитием российских регионов приобретает особую значимость, а проблемы повышения его эффективности требуют новых, креативных подходов к их решению с учетом глобальных внешнеэкономических и социально-политических вызовов. Все это характерно и для экономики Республики Мордовия - одного из наиболее быстро развивающихся инновационных регионов страны, активно использующего возможности и преимущества программно-целевого подхода к управлению хозяйственным комплексом. Актуальность программно-целевого управления региональным развитием обусловила выбор цели и направлений исследования на примере данного региона.
Сложившиеся к настоящему моменту теоретические, методические и практические подходы к разработке и реализации государственных программ регионального развития позволяют сделать вывод, что Государственная программа включает в себя совокупность целевых программ и подпрограмм, содержащих в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия исполнительных органов государственной власти региона. Необходимость разделения государственных программ на ряд подпрограмм обусловлена масштабам и и особен ностями их з адач. Поэто му каждая по дпрограмма, в с вою очеред ь, имеет особу ю конкретну ю цель, соот ветствующу ю общей на правленност и определе нной госуд арственной про граммы, к которо й она относ ится.
В соответствии с действующей региональной практикой государственные программы развития утверждаются постановлением Правительства Республики Мордовия. Правительство определяет ответственного разработчика и исполнителя. Другие заинтересованные исполнительные ор ганы госуд арственной в ласти регио на могут в ыступать в к ачестве со исполнителе й государст венной про граммы.
Цель иссле дования – изуч ить и проа нализироват ь анализ госу дарственны х программ Росс ийской Федер ации как и нструмента ре гионального у правления.
Задачи исс ледования:
1) изучить ре гиональное р азвитие в Росс ийской Федер ации
2) совершит ь анализ госу дарственны х программ Росс ийской Федер ации как и нструмента ре гионального у правления;
3) совершить оценку эффе ктивности госу дарственны х программ у правления р азвитием ре гиона.
Объект исс ледования – регионы Росс ийской Федер ации.
Предмет исс ледования – а нализ и оценка госу дарственны х программ развития.
Работа состо ит из введе ния, двух г лав основно го текста, з аключения и с писка испо льзованной л итературы.
1 Государст венные про граммы Росс ийской Федер ации как и нструмент ре гионального у правления
1.1 Программный подход в управлении региональным развитием Российской Федерации: цели, задачи, виды программ
Межбюджетные от ношения за нимают важ ное место во все й бюджетно й системе и обес печивают к ак ее усто йчивость, т ак и устойч ивость все й страны в це лом, особе нно в госу дарстве с фе деративным терр иториальны м устройст вом. Росси йская Федер ация нуждаетс я в решени и проблем, с вязанных с о птимальным построе нием механ изма межбю джетных от ношений, что поз волит решит ь проблему нер авномерност и регионал ьного разв ития. Изуч ив статист ические да нные Министерст ва финансо в РФ, отмет им, что с к аждым годо м в стране у величиваетс я число ре гионов-бан кротов и ре гионов-рец ипиентов. Ко нечно, исч исления субъе ктов в федер альный бюд жет в 2018 г. по высились по ср авнению с 2017 г., но это мо жно связат ь лишь с те м, что рег ионы по-пре жнему оста ются завис имы от так н азываемой « нефтяной и глы» [1].
Также росс ийский федер ализм на се годняшний де нь столкну лся с рядо м проблем, котор ые напряму ю связаны с ме жбюджетным и отношени ями:
1. Высокая це нтрализаци я налоговы х полномоч ий. Данная проб лема характер изуется те м, что на фе деральном уро вне устана вливаются пор ядок опреде ления нало говой базы ре гиона, пор ядок исчис ления регио нальных и мест ных налого в, предель ные размер ы налоговы х ставок д ля налогов ре гионального и мест ного уровн я.
2. Установ ление негл асных пропор ций зачисле ния налого в по уровн ям бюджето в. Другими с ловами, бо льшая част ь налогов, собр анных в ре гионах, идет в фе деральный б юджет, а в б юджеты мун иципальных обр азований по падает мен ьшая доля.
3. Сокращаетс я объем дот ации и субс идий в рег ионы рецип иенты. Дан ная пробле ма имеет д войственны й характер. С о дной сторо ны, денежн ых средств не до получают ре гионы, котор ые в них остро ну ждаются, т акие как К амчатка и Я кутия. Якут ия — это зо лотоносная рес публика Росс ии, а Камч атка являетс я слабо раз витым регио ном и недо полученные сре дства из фе дерального б юджета могут не гативно ск азаться на и х развитии. С дру гой сторон ы, сокраще ние количест ва выделяе мых средст в из федер ального бю джета может б лагоприятно прост имулироват ь регионы к с амостоятел ьному разв итию [2].
По данным С лужбы федер альной госу дарственно й статисти ки (Росстат а), число ре гионов-доноро в, т. е. субъе ктов, котор ые могут се бя обеспеч ить без фи нансовой по мощи из фе деральной к азны, с ка ждым годом у меньшается [ 3]. Сегодн я это г. Мос ква, Ханты- Мансийский АО и Я мало-Ненец кий АО. В су мме только эт и три регио на, по дан ным того же Росст ата, за 2017 г. по полнили фе деральный б юджет пример но на 5 тр лн руб., что сост авляет 57 % от все х собранны х налогов со все х регионов [ 3]. Несмотр я на повыше ние суммы исч ислений из ре гионов-дол жников, уро вень благо получия да нных регио нов никак не из менился. В 2018 г. в первые для РФ б ыло введено в нешнее эко номическое у правление в Рес публике Ха касия и Костро мской област и. Долг да нных регио нов превыс ил собстве нный доход н а 80 %. А об щий долг ре гионов сост авил 2,5 тр лн руб., что сост авляет 50 % от все х полученн ых доходов [4].
В РФ сущест вует пробле ма финансиро вания некотор ых регионо в. За 2017 г. в ыросло общее ч исло дотац ий в регио ны на 100 м лрд руб. В ч исло дотируе мых регионо в вошли и те, котор ые обладают хоро шим запасо м природны х ресурсов. Сре ди регионо в на 2018 г., по лучивших н аибольшее ч исло дотац ий, на пер вом месте сто ит Республ ика Дагест ан [1]. Особ ая ситуаци я касается и Кр ыма. Регио н за 2015– 2017 гг. по лучил боль шое число дот аций. Одна ко это оди н из самых перс пективных р айонов стр аны. В пос леднее год ы получаем ые данным ре гионом фин ансы расхо довались н а социальн ые выплаты н а инфрастру ктуру, а с постро йкой моста ко личество по лучаемых сре дств данны м субъекто м явно уме ньшаться [5]. Проб лема, связанная с нер авномерност ью развити я регионов, ре шаема. Ест ь представ ления, что о на возникл а непосредст венно из-з а того, что госу дарство не верно подхо дит к фина нсированию ре гионов. И ко нцепцию ме жбюджетных от ношений мо жно подкорре ктировать, ис пользуя пр и этом сле дующие мер ы:
1. Решение проб лемы, связ анной с те м, что бол ьшая часть н алогов ухо дит в госу дарственны й бюджет, а в б юджет субъе кта поступ ает малая ч асть, помо жет разгруз ить государст венную казну. Так им образом дот ационный ре гион может пере йти на посте пенное самообес печение. Поэто му следующ им логичны м шагом бу дет обеспече ние эффект ивного сбор а налогов н а территор ии субъект а, т. к. по лученные в резу льтате нало ги будут фор мировать ос нову его б юджета.
2. Следует пре кратить пр актику посто янного фин ансировани я регионов-ре ципиентов. К ак показыв ает время, сре дства просто- напросто « пропадают», не пр инося благо приятных из менений в э кономику.
3. Следует р азвивать пр актику эко номического сотру дничества не посредстве нно между деф ицитными и проф ицитными ре гионами.
В современ ных реалия х в связи с необ ходимостью посто янного раз вития и со вершенство вания систе мы государст венного ап парата РФ об язательным ус ловием вст ает внедре ние совреме нных общепр изнанных мето дов проект ного управ ления на все х уровнях в ласти. Цел ью стратег ического р азвития любо го субъект а РФ являетс я повышение уро вня и качест ва жизни н аселения терр итории за счет ре ализации стр атегии соц иально-эко номического р азвития. Д ля достиже ния страте гических це лей на уро вне каждого ре гиона в ра мках страте гии социал ьно-эконом ического р азвития по мимо формиро вания страте гического п лана реализу ются те ил и иные прое кты. Для то го чтобы дост ичь постав ленных целе й и в совре менных усло виях эффект ивнее расхо довать бюд жетные сре дства, необ ходимо вне дрение и ис пользование но вых управле нческих инстру ментов. Од ним из так их инструме нтов высту пает проект ное управле ние. Так, в р амках Петербур гского меж дународного э кономическо го форума - П МЭФ-2015 Президент РФ В. В. Путин по дчеркнул необ ходимость соз дания в ка ждом регио не страны с пециальных прое ктных офисо в, которые «ст анут своего ро да администр ациями раз вития, обес печат внедре ние лучших ме ханизмов соз дания благо приятного и нвестицион ного климат а».
Нормативно-правовая база государственной региональной политики включает в себя федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, другие федеральные нормативных акты, соглашения между РФ и ее субъектами, а также законы и различные акты субъектов РФ. Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы.
Первая группа - это законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда отнести новый указ Президента от 16.01.2017 г. №13 «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Данный документ определяет принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации. В новом указе подчеркивается, что государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Вторая группа - законы и акты с региональными аспектами.
Например, Бюджетный и Налоговый кодексы, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах», Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Государственная программа Курской области «Развитие экономики и внешних связей Курской области» от 24.10.2013 № 774-па, с учетом изменений (последнее в ред. от 25.12.2017 № 1084-па)
2. Государственная программа Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области» от 02.03.2018 № 116-па
3. Областная программа “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курской области на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года”
4. Государственная программа Курской области «Управление государственным имуществом Курской области», (в редакции постановлений Администраций Курской области последнее от 22.12.2017 № 1073-па)
5. Ведомственная целевая программа «Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области» (в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Курской области от 25.01.2017 № 01-14)
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
7. Распоряжение Администрации Курской области от 02.03.2017 года № 92-ра «Об утверждении бюджетного прогноза Курской области на период до 2030 года»
8. Губанова Е. Е. Про граммный б юджет: рег иональный уро вень // Акту альные вопрос ы экономичес ких наук: м атериалы I I междунар. н ауч. конф. ( г. Уфа, апре ль 2013 г.). Уф а: Лето, 201 3. С. 101- 10 3.
9. Казанцев Н. М., Бухвал ьд Е.М., Б ахтизин А. Р. и др. Э кономико-пр авовые инст итуты регу лирования ре гионального р азвития Росс ийской Федер ации / Под ре д. Н.М. Каз анцева. М.: И нститут за конодательст ва и сравн ительного пр авоведения пр и Правител ьстве РФ. З АО «Гриф и К», 201 3. 468 с
10. Очаковский В. А., И ваненко И. Н., Круто ва Я. А., Короб ков В. С. К во просу о вве дении инст итута сити- менеджера в Росс ийской Федер ации // По литематичес кий сетево й электрон ный научны й журнал Куб анского госу дарственно го аграрно го универс итета. 2015. № 11 3. С. 802–81 3
11. Резер Т.М. Пр авовое обес печение госу дарственно го и муниц ипального у правления : учеб ное пособие / Т. М. Резер, Е. В. Кузнецо ва, М.А. Л ихачев ; [ под общей ре дакцией Т. М. Резер] ; М инистерство н ауки и выс шего образо вания Росс ийской Федер ации, Урал ьский федер альный уни верситет.— Е катеринбур г : Издво Ур ал. унта, 201 9.— 116 с.
12. Савельева Ю. В., Савелье ва М.Ю. Ко нцепция про граммного б юджетирова ния: пробле мы и перспе ктивы внедре ния // Упр авление эко номическим и системам и. 2014. № 11. С. 3 3.
13. Южаков В., Добролюбова Е., Александров О. Как оценить результативность государственных программ: вопросы методологии // Экономическая политика. 2015. №6. С. 79-98.
14. Госпрограммы остаются реальным инструментом управления региональным развитием. URL: https://ac.gov.ru/news/page/gosprogrammy-ostautsa-realnym-instrumentom-upravlenia-regionalnym-razvitiem-18616
15. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 годы. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. URL: http://www.perspektivy.info.
16. Оценка эффективности государственных программ развития региона: практические и методические аспекты. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennyh-programm-razvitiya-regiona-prakticheskie-i-metodicheskie-aspekty
17. Проблемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации. URL: http://www.archipelag.ru.
18. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (проект) // Правительство Республики Крым. URL: http://rk.gov.ru/file/strategiya_sotsialjno_ekonomicheskogo_razvitiya_respubliki _krim_do_2030.pdf