Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туалетное мыло – одно из самых распространенных гигиенических средств ухода за кожей лица и тела. Мылом пользуются, по статистическим данным, 98% россиян. По оценкам специалистов, более 80% семей приобретают твердое мыло [4]. Очень часто в туалетное мыло добавляют экстракты лекарственных растений, которые предохраняют кожу от различных повреждений и помогают всегда сохранять здоровый вид. Кроме того, что туалетное мыло является самым распространенным косметическим средством, оно обладает большим количеством полезных свойств: смягчает кожу, оберегая ее от пересушивания, улучшает обменные процессы и снимает раздражение [17].
Анализ тенденций развития рынка туалетных мыл показал, что наиболее перспективной группой продукции являются высококачественные натуральные мыла, обладающие косметическими свойствами. В последнее время происходит активное совершенствование потребительских свойств твердого туалетного мыла при помощи изменения состава, упаковки, некоторых особенностей в технологии производства и т.д., поэтому изучение свойств этого продукта будет актуальным. Например, технология твердого туалетного мыла практически не изменилась за несколько последних десятилетий, но появилась тенденция улучшения его потребительских свойств за счет введения в рецептуру различных биологически активных добавок, придающих ему лечебно-профилактические свойства.
В целях оценки безопасности, определения вида и качества твердого туалетного мыла проводится их идентификация, в т.ч. упаковки, маркировки, видового наименования и пр. Идентификация большинства потребительских характеристик мыла - это установление соответствия показателей твердого туалетного мыла требованиям нормативных документов. Изучение процесса идентификации твердого туалетного мыла является актуальным в связи с наличием на рынке фальсифицированной, некачественной продукции.
Объектом исследования является мыло туалетное, представленное в магазине «Магнит Косметик».
Предмет исследования – ассортиментная характеристика мыла туалетного.
Целью работы является анализ ассортимента мыла туалетного, представленного в магазине «Южанка».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть товароведную характеристику мыла;
– провести анализ торгового ассортимента твердого туалетного мыла (по материалам торговой сети Магнит Косметик).
В работе использованы статистические данные по российскому рынку мыла туалетного, ассортиментный перечень товаров, товарно-сопроводительные документы, сертификаты соответствия, материалы бухгалтерской отчетности предприятия за период 2016–2018 гг.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫЛА
1.1 Обзор производителей мыла
Основных производителей мыла рассмотрим в табл. 1.
Таблица 1 - Основные производители мыла в России
«НМЖК» Нижний Новгород
«Невская косметика» Санкт-Петербург
ПКК «Весна» Самара
«Свобода» Москва
«Нэфис-Косметикс» Казань
«ЭФКО Косметик» Воронеж
«Аист»
«Жировой комбинат» Саратов
«Новосибирский жиров. к-т» Новосибирск
«Жировой комбинат» Екатеринбург
Также среди часто упоминаемых производителей: ООО «Арконт ГРУПП», Москва, компания «ПРОМА», Москва, БИОНИКА-ГРУПП, Краснодар, ООО «Жерминаль», Люберцы, компания «Мылофф», Москва, производственная компания «МЫЛОВАР-ДЗ», Дзержинский, ООО «Старый Мыловар», Покров, мыловаренный завод «Мыловар», Серпухов, мастерская «Студия креатива», Краснодар, компания «АВАКС Инк», Москва, компания «Мылок», Ростов-на-Дону, «Московский Мыловар», Москва, ООО «Меридиан», Кропоткин, мыловаренный завод «Калужский блеск», Обнинск, «ИНВЕРНО» ООО, Санкт-Петербург, Ростовский мыловаренный завод.
Ключевым округом, в котором зафиксировано официальное производство, стал Приволжский ФО, его доля оценивается более чем в 40%, или 102,3 тыс.т в натуральном выражении.
Примерно такая же доля производства – у Центрального, Северо-Западного и Южного округов вместе. Максимальный прирост производства мыла в России был зафиксирован в Сибирском федеральном округе, 227,3% по сравнению с 2015 годом.
Мощности российских промышленных предприятий по производству твердого мыла составляли 335,6 тыс. т в 2015 году. Следующий, 2016 год характеризовался сокращением производственных линий. В результате за год число отведенных под выпуск данного товара мощностей на территории России снизилось на 5,59% и составило 316,8 тыс. т.
Российские предприятия использовали имеющиеся в их распоряжении мощности на 47,7% (рост эффективности использования ресурсов на 8,8%).
Стоит обратить внимание, что средняя цена производителей на внутреннем рынке и на экспорт отличается. По данным Росстата, стоимость тонны мыла туалетного твердого в январе 2018 года составляла 83 921 руб./т – продукция на экспорт, и 123 070 руб./т – продукция на внутреннем рынке. В январе 2019-го этот показатель составил 79 713 руб./т – продукция на экспорт и 122 380 руб./т на внутреннем рынке.
При этом отмечается, что экспорт туалетного мыла из России растет как в стоимостном, так и в объемном выражении.
Всего же, по данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта туалетного мыла и моющих средств из России в 2017 году составил 40 315,6 т в натуральном выражении (+127,7% к 2016 году). В стоимостном выражении прирост был не таким высоким, но все равно существенным (+54,1%, до 47 231,7 тыс. долл. по итогам 2017 года).
Лидеры по объему поставок среди стран в 2017 году, как и годом ранее, – это Казахстан (25,6 млн долл., 29,8 тыс. т), Белоруссия (5,5 млн долл., 1,9 тыс. т), а также Украина (4,3 млн долл., 2,5 тыс. т). В целом за год Россия поставляла туалетное мыло более чем в 50 стран.
Основными направлениями экспорта в 2018-м, как и годом ранее, оставались Казахстан, Белоруссия и Украина.
При этом наибольший прирост в процентном соотношении по поставкам в долларах продемонстрировали Япония, Гонконг и Куба, по поставкам в тоннах – Япония, Гонконг и Чехия. В свою очередь наиболее заметно поставки сократились в ОАЭ, Польшу и Францию.
В 2018 году импорт в Россию товаров из группы «Мыло; ПАВ, прочие средства в качестве мыла в форме брусков, кусков» составил 117 млн долл., общий вес – 52,2 тыс. т.
В основном импортировались «ПАВ и средства для мытья кожи в виде жидкости или крема и расфасованные» (44%), «моющие средства туалетные» (43%).
В структуре импорта по странам (товары из группы «Мыло; ПАВ, прочие средства в качестве мыла в форме брусков, кусков») на первом месте – Германия (16%), на втором – Турция (15%).
Доля импорта во внутреннем потреблении мыла по сравнению с другими категориями относительно мала.
Согласно данным ИАС FIRA PRO, в 2018 году она составляла всего 13%. Основные потребности обеспечивают отечественные производители.
Рисунок 1 - Доля импорта во внутреннем потреблении
Рассмотрим более подробно основные предприятия-изготовители туалетного мыла.
Современная история компании «Весна» (г. Самара) начинается с 1997 года, когда осуществлена полная реконструкция производства туалетного мыла – главного направления деятельности компании на протяжении последних десятилетий. В 1998 году компания стала заниматься синтетическими моющими средствами. В декабре 1999 года с появлением современного технологического оборудования ведущих мировых производителей, «Весна» расширила рынки сбыта и предложила российскому покупателю широкий ассортимент эффективных моющих средств: жидкого мыла, шампуней и гелей для душа. В 2000 году предприятие создало Логистический центр, позволяющий управлять процессами хранения, учета, приемки и отгрузки продукции. С 2002 года компания выпускает новые виды продукции: зубных паст и кремов.
Особое внимание в компании уделяется многоступенчатому контролю качества продукции: от сырья и материалов до готовой продукции. Сегодня «Весна» владеет большим портфелем национальных брендов: в твердом и жидком мылах - «Absolut», «Лесная ягода», «Цветы весны» и «Фрутамин», в жидких моющих средствах - «Капля VOX» и «Капля Ультра», в стиральных порошках - «Апрель».
«Невская Косметика» входит в тройку компаний — производителей косметики на российском рынке. В январе 2000 года компания первой в России получила сертификат в системе ГОСТ Р о соответствии ее системы менеджмента качества требованиям МС ИСО 9001–1994, в январе 2003 г. прошла ресертификацию по требованиям МС ИСО 9001–2000. Изменения и совершенствование технологий производства, работа над созданием новых продуктов, направленность на улучшение условий работы персонала, саморазвитие — это принципы, с которыми компания идет вперед.
«Нэфис Косметикс» (г. Казань) - высокотехнологичное современное производство высококачественной продукции: синтетические моющие средства, шампуни, гели для душа, пены для ванн, жидкие моющие средства, туалетное и хозяйственное мыло, декоративные и хозяйственные свечи, жирные высокомолекулярные кислоты, соответствующие отечественным и международным стандартам и экологическим требованиям [13].