Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание – процесс систематического целенаправленного воздействия на человека с целью формирования у него определенного характера, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и других качеств, необходимых в дальнейшей жизнедеятельности в человеческом обществе. Процесс воспитания как необходимый атрибут общества сопровождает человечество в течение всей его эволюции. При этом на процесс воспитания постоянно оказывали влияние многочисленные факторы среды. Процесс воспитания в каждую эпоху развития общества определялся, прежде всего, изменением социально-политических и экономических условий жизнедеятельности.
Актуальность темы обусловлена тем, что традиционное понимание сути воспитательной работы, определяемое тезисом «Какая разница: мальчик или девочка, лишь бы человек был хороший», наглядно демонстрирующий идею «бесполой» педагогики, неумолимо уходит в прошлое. Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг психологов, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной отечественной педагогики. Знание гендерных особенностей личности имеет большое значение для образования и воспитания подростков. В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в воспитании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности девочки и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях девочки. Учет гендерных особенностей в процессе воспитания важен как со стороны семьи, так и со стороны школы.
Объект работы – девочки подросткового возраста.
Предмет работы – воспитание девочек подросткового возраста.
Цель работы – рассмотреть особенности воспитания девочек подростков.
Задачи работы:
1) дать психолого-педагогическую характеристику современной девочки подросткового возраста;
2) изучить зарождение обучения девочек в России;
3)охарактеризовать роль матери и отца в воспитании девочки-подростка;
4) выявить специфику воспитания девочки подросткового возраста в деятельности педагога.
При написании работы использовался метод анализа учебной и научной литературы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитание девочек-подростков в школе и семье будет эффективным, если:
1. учитывать особенности полового созревания девочек в пубертатный период.
2. учебно-воспитательный процесс в школе и семье строить с учетом гендерного подхода и сотрудничества «учитель-ученик-семья».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Теоретические основы воспитания и обучения девочек-подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности девочек-подростков
У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к игрушкам. Их внимание привлекают люди, их взаимоотношения друг с другом. По мере взросления у девочек возрастает интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям и поведению. Также девочки раньше мальчиков начинают проявлять интерес к тому, что их непосредственно окружает (одежда, обстановка).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны и добросовестны. Девочкам свойственна в большей мере склонность не только проявлять заботу и ухаживать за другими, а также поучать и критиковать. Представительницы женского пола обладают повышенной эмоциональностью, что зачастую является причиной недостаточно объективной оценки [1, c.191].
Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, поэтому девочки более обидчивы и самолюбивы, они острее реагируют на похвалу и порицание.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает наглядность. Как следствие, они легче поддаются внушению, на формирование психических особенностей оказывает огромное влияние пример матери. Также девочки быстрее приспосабливаются к новой обстановке и чувствуют себя увереннее в незнакомой компании.
Однако круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они, как правило, выбирают гуманитарные науки, такие как литература, история, иностранные языки. Как следствие, девочки больше, чем мальчики, занимаются музыкой, увлекаются поэзией и живописью. Учителям обычно легче работать с девочками, именно поэтому они преобладают в ученическом активе [4, c.45].
В подростковом возрасте у девочек и мальчиков появляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. Как следствие, у девочек возрастает внимание к своей внешности и появляется стремление нравиться окружающим.
Дружба с мальчиками иногда принимает характер влюбленности. В таких случаях задачей родителей и учителей является тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между юношами и девушками.
Воспитание в семье должно происходить с учетом психологических особенностей дочери и пониманием того, какова при этом роль каждого члена семьи [4, c.55].
Появление ребёнка требует создания комфортных бытовых условий для его жизни и развития. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель нельзя забывать о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярные разговоры, проявление ласки, использование игрушек – все это способствуют дальнейшему успешному развитию малыша.
Поступление ребенка в школу — важное событие как для него, так и для его родителей. В школе девочка активно включается в систему общественных отношений. Она принимает на себя конкретные обязанности, добросовестно учится, и приобретает определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей — установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.
Родителям ребенка-школьника необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. По этому вопросу родители могут проконсультироваться в школе с учителем или школьным врачом, учитывая при этом особенности уклада жизни в своей семье [2, c.130].
Для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, поэтому родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, в случае необходимости оказывать помощь разъяснениями и советами. Иногда полезно использовать дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с ребенком.
Наряду с предметной помощью школьнице важно по-прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и прогулки.
Опираясь на все положительное качества своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают ей об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию на них таких методов [4, c.132].
Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает своим хорошим поведением, успехами в учебе, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности [3, c.97].
Безусловно, исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию.
Как следствие, у ребенка возникает страх, стремление скрыть свой проступок, что приводит к отчуждению, а иногда их последствием могут быть
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика: мастера психологии. – М.: Питер, 2011. – 400 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты/Б.Б.Айсмонтас. - М.: изд-во Владос-пресс, 2006. -207с.
3. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе/Н.В.Бабкин – 2-е издание. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 144 с.
4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пос. /Б.Ц.Бадмаев. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 304 с.
5. Базарный В.Ф. Женская педагогика и психология в «истреблении силы духа» мужского/ В.Ф.Базарный. - М.: Группа «Практикум», 2012. – 16 с.
6. Баранова Ю.Ю. Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения ФГОС ОО[Текст] / Ю.Ю. Баранова// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. № 1.- 2012.- С.123-129.
7. Блейхер В.М. Патопсихологическая диагностика/ В.М. Блейхер, И.В. Крук. - Киев: Здоров'я, 1986.-280 с.
8. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // 1997 г.. - № 4,– 68 с.
9. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. — 2002. — № 8. — С. 29-35.
10. Гариен М., Мальчики и девочки учатся по-разному[Текст]: руководство для педагогов и родителей. - ООО «Издательство Астрель», 2004. – 304 с.
11. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Завадская. - М.: Издательство БЕК, 2001. – 272с.
12. Горшкова Т. А. «Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников». //Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.grani.vspu.ru
13. Давыдов В.В. Концепция учебной деятельности школьников /В.В.Давыдов, А.К.Макарова. - М.: 1992. — 268с.
14. Доронова Т.Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) / Т.Н.Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2009. - № 3. - С. 3-6.
15. Дубровская Е. Н. Вместе или порознь? Сравнительная характеристика смешанных и раздельных классов. В материалах 1- ой Всероссийской научно – практической конференции «Опыт и перспективы поло – личностного (гендерного) образования в России» (Железногорск, 22-23 сентября 2009). – М.: 2010.
16. Дусказиева Ж.Г., Гендерный подход в образовании/ Ж.Г. Дусказиева// Современное образование – новому обществу 21-го века: материалы 1-ой Всероссийской распределенной научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск, 4 апреля 2009 г. / ред. кол.; Л.М. Туранова (отв. ред.) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009. – С. 15-22.
17. Дьячкова Н. А. Гендерный подход в обучении школьников // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 14-15.
18. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. – Самара: Учебная литература, 2008. – 160 с.
19. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира/ В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 400 с.
20. Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки… Как их учить? / Н. Ерофеева // Народное образование. - 2014.- №2.- С.169-171.
21. Журавлёв В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 184 с.
22. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. // М.: Просвещение – 1968 г.- 267 с.13.
23. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. – М., 1984. – С. 202.
24. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2008. – 960 с.
25. Коджаспирова Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. -М., 2014. – 448с.
26. Козловская Г.В. Совместное обучение привело к нивелировке полов… / Г.В.Козловская // Народное образование. - 2015.- №1.-С. 147-153.
27. Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб., 2005
28. Кравцова И. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchmet.ru
29. Куинджи Н.Н., Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты [Текст]Москва: «Пашков дом», 2014. – 80 с.
30. Макарова А. И. Гендерная компетенция будущего педагога // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сб. материалов научной конференции. Киров, 2013. - с. 558–562.
31. Моисеева Л.Г. Психологическое сопровождение детей 3-5 лет в условиях ДОУ по формированию гендерной принадлежности Л.Г.Моисеева // Справочник педагога-психолога. - 2012 .-№1.- С. 16-30.
32. Молёнова Ю.И. Школа жизни [Электронный ресурс]. -Режим доступа URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21763/
33. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Л.Н. Надолинская // Педагогика. - 2004. - №5. - С. 30 – 35.
34. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. – С. 184.
35. Педагогическая энциклопедия. т. 2. – М.: Академкнига, 2004. – 456 с.
36. Рябинина О. «Почему мужчины становятся женщинами?» /О.Рябинина// «Аргументы и факты» . – 2006. - №3. – С. 123.
37. Сапогова Е.Е. "Психология развития человека": уч. Пос / Е.Е.Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2005. - 460 с.
38. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода / А.Сиротюк // Народное образование. - 2003. - №8. - С.136 - 139.
39. Сиротюк А.Л. Половые дихотомии психического развития детей школьного возраста/ А.Л.Сиротюк, А.С. Сиротюк //Вестник ТвГУ. - 2012.- №3.- С.45-52.
40. Современный учитель: личность и деятельность: Сборник материалов по итогам VI общеуниверситетских чтений. Том. 1/ Под ред. С.А.Ворониной. В 2-х томах. -М.: Директ-Медиа, 2014. -197с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) ГАРАНТ.РУ: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.garant.ru/ products /ipo/prime/ doc/55070507/
#ixzz3Mj8MkRZ2
42. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики. - 520 с., 1999
43. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. — В кн.: Вопросы психологии
обучения и воспитания / Под ред. Г. С. Костюка, П. Р. Чаматы. - Киев, 1961. – 304 с.
44. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. // г. Москва. - № 9.- 2000 г. —176 с.