Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в различных сферах деятельности органов государственного и муниципального управления активно применяется программно-целевое управление. Его социально-экономическая эффективность уже подтвердилась в результате реализации множества целевых программ в области управления образованием и культурой, спортом и туризмом, сельским хозяйством, а также жилищно-коммунальным хозяйством как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях .
В последние годы программный подход стал интенсивно применяться в реализации ключевых стратегических задач государства. Одним из таких направлений является Программный блок «Эффективное государство», который включает в себя несколько разных, но чрезвычайно важных для России аспектов развития.
В связи с этим представляется важным оценить эффективность реализуемых данным блоком программных мероприятий и выявить потенциал для совершенствования данного процесса, что обуславливает актуальность темы исследования.
Цель курсовой работы – анализ содержания и эффективности реализации государственных программ по направлению «Эффективное государство».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть цели и особенности применения программно-целевого подхода в государственном управлении,
- изучить направления реализации государственных программ,
- исследовать программный блок «Эффективное государство»,
- провести анализ эффективности программ по направлению «Эффективное государство».
Предмет исследования – программно-целевой подход в государственном управлении.
Объект исследования – программный блок «Эффективное государство».
Методы исследования – анализа и синтеза. Индукции и дедукции, анализ нормативных источников, сравнительный и комплексный, системный анализ.
1 Содержание программно-целевого подхода в государственном управлении
1.1 Сущность и преимущества программно-целевого подхода в государственном управлении
Выдвинутая Президентом Российской Федерации В. В. Путиным инициатива подготовки и реализации 12 национальных проектов по ключевым направлениям экономического и социального развития страны создает важную программу действий по формированию нового облика страны и ее регионов. Хотя национальные проекты сами по себе представляют инициативу федерального уровня, их реализация невозможна без деятельного, заинтересованного участия со стороны субъектов Российской Федерации. Оно предполагает не только согласование с действующими или вновь подготовленными стратегиями социально-экономического развития регионов, но и включение целевых индикаторов национальных проектов в систему государственных программ субъектов Российской Федерации, формирование (при содействии федерального центра) необходимого объема финансовых ресурсов для достижения на местах поставленных в национальных проектах целей.
На современном этапе развитие образования в Российской Федерации осуществляется преимущественно через реализацию программно-целевого подхода.
Программы включают в себя описание основных целей и задач развития, механизмов и методов реализации, сроки, исполнителей, дорожную карту и финансирование.
Помимо преимуществ более детального планирования и снижения риска не достижения прогнозируемых результатов, применение программно-целевого подхода дает государству решать сложные проблемы балансировки бюджетов разных уровней. В данном аспекте представляется важным сочетать общегосударственные требования к развитию программно-целевого бюджетного планирования посредством формирования программного бюджета, что позволит повысить заинтересованность субъектов РФ в достижении оптимальной взаимосвязи расходов региональных бюджетов и приоритетных целей (задач) социально-экономического развития регионов и получить поступательный рост доли программных расходов в бюджетах субъектов РФ .
На современном этапе развитие Российской Федерации осуществляется преимущественно через реализацию программно-целевого подхода. Программы включают в себя описание основных целей и задач развития, механизмов и методов реализации, сроки, исполнителей, дорожную карту и финансирование .
Каждая программа представляет собой полное описание назначения распределения, расходования бюджетных средств за определенный период времени, а также «дорожную карту» программных мероприятий со сроками реализации и показателями результативности и эффективности. В современных вариациях программ также предусмотрены альтернативные перспективы корректировки реализации программы при изменении условий внешней среды или недостижении определенных промежуточных результатов.
Наибольшие трудности в разработке и реализации программно-целевого планирования прослеживаются на муниципальном уровне. Это обусловлено несколькими причинами:
- во-первых, сложность привлечения инвестиций для реализации муниципальных программ,
- во-вторых, нехватка квалифицированных специалистов, владеющих знаниями по методологии планирования,
- в-третьих, сложность определения показателей оценки эффективности разработки и реализации планов и программ.
Учеными для совершенствования государственного управления предлагается следующее:
- формирование направлений, целей и задач государственной, региональной и местной политики, что позволит максимально учесть мнение граждан по вопросам их будущего,
- разработка путей оптимального достижения поставленных целей с учетом интересов большей части общества, что существенно снизит так называемый «конфликт интересов» при реализации государственной, региональной и в особенности местной политики,
- отбор претендентов на замещение вакантных должностей на государственной гражданской службе,
- разработка объективных критериев эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления,
- контроль над выполнением принятых на всех уровнях государства решений, что может стать своеобразной обратной связью между обществом и государством,
- организация реального самоуправления и самообслуживания граждан на муниципальном уровне, формирование сложной синергетической системы взаимодействия населения локальной территории .
В сфере государственного управления особенно значимым является учесть комплексность и взаимосвязанность процессов оказания услуг для населения, а также вовлеченность широкого спектра субъектов – участников и исполнителей процессов. Более того, управленцы сталкиваются с неоднозначностью восприятия населением усилий по изменению ситуации, не всегда готовы их поддерживать. Зачастую программы и планы затрагиваю инфраструктурные элементы и сопутствующие отрасли мероприятия и направления развития .
Органам власти при разработке программ важно учитывать следующее:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 20 февраля 2019 года).
2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 15 октября 2016 года № 1050. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_206009/ (дата обращения: 20 февраля 2019 года).
Научная литература
3. Борщевский Георгий Александрович Инструменты оценки реализации государственных программ Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. №67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-otsenki-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.05.2020).
4. БухвальдЕ. М. Стратегическое планирование — веление времени // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 6. С. 6684.
5. Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-etap-razvitiya-programmno-tselevogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 22.02.2020).
6. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-proekty-rossii-regionalnoe-izmerenie (дата обращения: 09.05.2020).
7. Имамов М. М. Приоритетные национальные проекты: организационное обеспечение социально-экономического развития // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 15-2. С. 23-24.
8. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
9. Коваленко М. В. Проблемы взаимодействия федеральных органов власти и власти субъектов Российской Федерации при реализации национальных проектов // Политика, экономика и инновации. 2016. № 2 (4). С. 5
10. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). С. 2–17
11. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р. URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJAS DW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 20 февраля 2019 года).
12. Костарева Л. В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Общество, экономика, управление. 2018. № 1. С. 37-44.
13. Методические указания по разработке национальных проектов (программ). Утверждены председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 июня 2018 года № 4072п-П6. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300277/ (дата обращения: 20 февраля 2019 года).
14. Мироненко Н. В., Леонова О. В. Эволюция развития проектного управления в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2017. № 6(102). С. 65-72.
15. Морозова Л. С., Морозов В. Ю., Хаванова Н. В., Литвинова Е. В., Данилова В. А. Управление региональными и муниципальными проектами // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). С. 1241-1244.
16. Мхитарян Ю.И. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации // Век качества. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.05.2020).
17. Порфирьев Б. Н. Императивы законодательного обеспечения реализации майского 2018 года Указа Президента Российской Федерации: пространственный аспект // ЭКО. 2018. № 9 (531). С. 177-191.
18. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. 2016. - № 35 (707). - С. 37–48.
19. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessov-regionalnogo-razvitiya-i-upravleniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.04.2020).
20. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. - 2015. № 1. - С. 4–15.