Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование правовых актов управления представляет наибольший интерес, поскольку их юридическая природа, соотношения различных видов актов, законность, условия и гарантии их эффективности не теряют своей актуальности и по сей день.
Институт правовых актов государственного управления представляет собой важнейший элемент государственного управления. Именно в виде правового акта управления находят свое выражение решения и действия государственных органов власти.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере актов (решений) исполнительной власти.
Предметом исследования выступают нормы административного права, регулирующие понятие и виды актов (решений) исполнительной власти.
Целью исследования является анализ понятия и видов актов (решений) исполнительной власти.
– исследоваться внешние формы реализации полномочий представителей исполнительной власти;
– проанализировать правовой акт управления как форму реализации полномочий представителей исполнительной власти;
– рассмотреть классификацию правовых актов управления;
– охарактеризовать правовые акты Правительства Российской Федерации;
– раскрыть правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
– исследовать правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: А.Д. Кадетова, А.А. Русикова, В.У. Хатуаев, Е.А. Чеснокова, А.В. Политова, С.М. Забелов и др.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ , иные нормативные правовые акты.
Структура работа обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика правовых актов исполнительной власти
1.1. Внешние формы реализации полномочий представителей исполнительной власти
Роль исполнительной власти в жизни государства и общества трудно не оценить. Обычно, исполнительная власть в повседневной жизни чаще всего взаимодействует с гражданами. Ей отводится особая роль – исполнение. Среди трех ветвей власти, именно на нее возлагается задача претворения в жизнь законодательных актов государства. Исполнительная власть является важным институтом, выполняющим функции государства. От нее зависит, насколько эффективно будет осуществляться государственное управление, будут реализовываться защита прав и интересов граждан. Характерной чертой исполнительной власти является определение ее функциональных особенностей. Эта особенность исполнительной власти заключается в реализации на территории государства норм законодательства, осуществления государственного управления путем распорядительно-исполнительной деятельности.
Исполнительная власть имеет свои отличия от других ветвей власти. Деятельность исполнительной власти направляется на выполнение законов, воплощение их в жизнь. Основной же задачей исполнительной власти является управление социальными и экономическими процессами общества, руководствуясь при этом законодательными актами. Но стоит отметить, что роль исполнительной власти во многом заключается не только в выполнении законов принятых законодательным органом.
Для более эффективной работы исполнительная власть осуществляет полномочия, не связанные исключительно с выполнением законодательных актов. Ошибочно было бы сводить роль и назначение исполнительной власти лишь к исполнительным функциям, поскольку осуществление государственного управления требует не только четкого исполнения, но и умения совершенствовать нормативно-правовую базу, реагировать на общественные потребности. Следовательно, органы исполнительной власти могут принимать нормативные акты общего характера, вмешиваясь в сферу компетенции законодательных органов, они могут брать на себя определенные судебные функции, осуществлять вневедомственный контроль (например, инспекция пожарного надзора
Форма реализации исполнительной власти – это виды действий органов исполнительной власти, имеющие внешние проявления. Другими словами, под формой реализации понимается внешнее выражение действий исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.
Формы реализации позволяют получить ответ на вопрос: для чего формируется система исполнительной власти, что она и ее отдельные звенья делают для выполнения управленческих задач и функций?
Все формы управленческой деятельности прямо или косвенно предопределены в своей основе нормами, с помощью которых государство регламентирует деятельность государственного аппарата.
Исполнительную власть можно охарактеризовать как одну из ветвей государственной власти, на которую возлагается реализация нормативно-правовых актов государства путем обеспечения их выполнения. Сравнивая понятия «исполнительная власть» и «государственное управление» стоит отметить, что их сходство заключается в деятельности, которую они осуществляют – исполнении. Государственное управление по своей сути является той сферой деятельности, которая охватывает всю систему государственной власти и направляет ее на объекты управления
Исполнительная же власть призвана осуществлять только один вид государственной власти. Основное содержание и сущность явления государственного управления заключается в его организующей деятельности, воздействия на общественные отношения и процессы с целью их упорядочения и координации через воплощение нормативно-правовых актов или иной распорядительной деятельности.
Основными элементами в государственном управлении являются распорядительная и исполнительная деятельность, направленные на реализацию в жизнь властных полномочий субъектов исполнительной власти. Итак, часть функций государственного управления реализуется за пределами исполнительной власти, но в то же время часть функций исполнительной власти может реализовываться за пределами государственного управления. В этом заключается особая диалектика соотношения понятий «исполнительная власть» и «государственное управление».
Вместе с тем органами исполнительной власти, осуществляющими правотворчество, могут утверждаться собственные правила подготовки, принятия, изменения и отмены актов. Такие внутриведомственные правила не должны противоречить порядку, установленному законодательством, и призваны более детально регламентировать осуществление данной процедуры в рамках деятельности отдельного органа государственной власти.
Таким образом, исполнительная власть является важной ветвью власти, на которую возлагается особая функция исполнения. При этом данная ветвь власти имею свою самостоятельность по отношению к другим ветвям власти. Также, стоит заметить, что исполнительная власть является основой осуществления государственного управления, а потому большинство преобразований в государстве обычно начинаются именно с реформирования исполнительной ветви, и побуждает ученых все чаще обращаться к роли и месту исполнительной власти в системе государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.
2. Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» // Собрание законодательства РФ. 03.09.2012. № 36. Ст. 4902.
3. Афанасьев К.К. Правовые акты управления: отдельные вопросы // Проблемы права: теория и практика. 2019. № 47. С. 52-62.
4. Давтян А.А., Лихолатов Г.С., Павлов Н.В. О некоторых особенностях правовых актов управления // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 147-149.
5. Домченко А.С. Нормативный административно-правовой акт как часть нормы публичного управления // Эволюция российского права Материалы XVI Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2018. С. 417-419.
6. Забелов С.М. Организация исполнения правовых актов управления // Проблемы управления (Минск). 2017. № 4 (66). С. 103-107.
7. Кадетова А.Д. Органы исполнительной власти Российской Федерации в системе субъектов правотворчества // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6 (58). С. 186-193.
8. Кадетова А.Д. Развитие теории правового акта управления в административно-правовой науке // Российское право онлайн. 2017. № 4. С. 24-31.
9. Лисина Н.С. Правовой акт управления: понятие и юридическая природа (сравнительно-исторический аспект) // Традиции и новации в системе современного российского права Сборник тезисов XVII Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 145-146.
10. Политова А.В. Правовые акты управления. Существующие проблемы // Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты Cборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общ. ред. Т.М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 88-90.
11. Русикова А.А., Хатуаев В.У. О правовых актах управления как форме реализации исполнительной власти // Центральный научный вестник. 2019. Т. 4. № 8 (73). С. 18-20.
12. Сидоров Ю.В., Коробейников А.А. Характеристика принципов организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Электронный научный журнал. 2019. № 2 (24). С. 48-51.
13. Титенкова Ю.М. Правотворчество в системе функций федеральных органов исполнительной власти // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2020. С. 200-204.
14. Чеснокова Е.А. Понятие и виды правовых актов управления // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 496-503.
15. Четверикова А.И. К вопросу о правовых актах управления в системе права России // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2019. № 5-1. С. 260-262.