Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Острая необходимость социально-экономического развития страны настоятельно требует постоянного притока в различные сферы народного хозяйства миллионов физически здоровых, развитых молодых людей. С другой стороны, отечественные и зарубежные ученые фиксируют небывалый рост негативных явлений, снижающих физический потенциал современной молодежи: гиподинамия, ухудшение зрения вследствие многочасового пребывания за компьютерами, алкоголизация, наркоманизация, распространение ВИЧ-инфекции и др. Данные обстоятельства заставляют государственную власть, широкие слои общественности, науку искать пути выхода из создавшейся кризисной ситуации.
Современное состояние физической культуры и спорта (повышение требований к спортивной базе, спортивной амуниции, спортивной медицине, спортивной психологии и педагогике; появление новых видов спорта; усложнение спортивной техники и тактики; сужение спектра физкультурных и спортивных услуг в годы так называемой перестройки, сокращение числа бесплатных секций) требует от государственной власти, организаторов спортивного и физкультурного движения повышения качества управления сферой физической культуры и спорта. Это, в свою очередь, означает определение стратегических целей, поиск адекватных времени технологий, определение социально значимых, гуманистических критериев (оценки), поиск и нахождение соответствующих ресурсов управления (материальных, физических, интеллектуальных, психических).
К факторам, обостряющим противоречия и сдерживающим процесс совершенствования физкультурно-спортивного движения, следует отнести: отсутствие системности в управлении; нечеткое определение приоритетов; недостаточный уровень бюджетного финансирования; отсутствие стимулирующих механизмов для частных структур, инвестирующих средства в развитие отрасли; правовая неоформленность отношений между государством и негосударственными субъектами хозяйственной деятельности.
В качестве причины, также обостряющей противоречия, выступает недостаточный уровень теоретического обоснования форм, методов и средств, обеспечивающих эффективное управление отраслью физической культуры и спорта.
На протяжении многих лет в стране отсутствует четкая, основанная на комплексе современных правовых норм система управления сферой физической культуры и спорта, что обусловлено рядом причин. На федеральном уровне эти причины связаны с бесконечными сменами «вывесок» федерального органа и кадровыми перестановками. За последние десять лет 15 раз менялось название федерального органа исполнительной власти, который в настоящее время осуществляет лишь межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта.
На региональном и местном уровнях размытость управленческих функций и структур объясняется слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими организациями (управлениями культуры и образования, комитетами по делам молодежи, туризму, отделами по работе с населением). В 86 субъектах Российской Федерации имеется 13 министерств, 8 государственных комитетов, 4 комитета при правительствах, 48 комитетов при администрациях, 7 департаментов, 7 управлений, 2 отдела, функциональные обязанности которых значительно разнятся. В 47 субъектах Российской Федерации функции управления физической культурой и спортом объединены с туризмом, в 17 - с работой с молодежью.
Ситуация осложняется тем, что построение эффективной системы управления невозможно без детальной комплексной регламентации взаимоотношений федеральных органов управления физической культурой и спортом и соответствующими органами субъектов Российской Федерации. Такая регламентация должна касаться вопросов разграничения полномочий, порядка взаимодействия с территориальными органами, федеральными организациями, ведомствами, специализированными предприятиями, межведомственной координации и т.д.
Объект исследования – состояние государственного управления сферой физической культуры и спорта».
Предмет исследования – формы и методы, средства и направления государственного управления сферой физической культуры и спорта в условиях модернизации экономики и социальной сферы.
Цель исследования – рассмотреть государственное управление в сфере физической культуры и спорта.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты государственного управления в сфере физической культуры и спорта;
- рассмотреть систему государственного управления в сфере физической культуры и спорта;
- рассмотреть управление развитием физической культуры и спорта в Нижегородской области.
Исследование включает в себя введение, три главы, выводы, список литературы и интернет источников.
Методологической и теоретической основой исследования послужили: а) положения и принципы, закрепленные в федеральной программе развития физической культуры и спорта; б) труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного управления, менеджмента физической культуры и спорта, связанные с различными аспектами управленческих отношений.
В работе применялись современные приемы и методы научного исследования, основанные на системном и процессном подходах, ситуационном, сравнительном, логическом и историческом анализе, выявлении причинно-следственных связей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1. Основные направления государственной политики в сфере культуры и спорта
В последние десятилетия спорт перестал быть обычным развлечением людей, зрелищем и досугом. Современный мировой спорт превратился в динамично развивающуюся индустрию. В нашей стране отношение населения к физической культуре и спорту заметно улучшилось. Это связано, прежде всего, с пристальным вниманием государства на имеющиеся недостатки и проблемы и желанием изменить существующие реалии в лучшую сторону.
В России заметно улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта, благодаря реализации ряда федеральных целевых программ («Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»), а так же активному участию России в организации и в проведении соревнований мирового уровня.
Однако существуют различные причины для недостаточно развития страны в этом направлении. Мы по-прежнему отстаем от стран развитых стран Европы и Мира по всем показателям.
В современной России по сей день формируется целостная система правового регулирования физической культуры и спорта (далее – ФкиС). Оно основывается на Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Главная задача нормативноправового регулирования в области физической культуры и спорта заключается в признании государством нужности участия в регламентации всего спортивного движения и закреплении фундаментального общественного значения за физической культурой и спортом для нации.
В большинстве европейских стран физическое воспитание и спорт относится к регулирования и финансирования местного самоуправления и регионального уровня, так как средства, которые выделяются правительством страны, расходуются в основном на возведение спортивных сооружений национального масштаба, финансирование профессионального спорта и организацию мероприятий, а также на информационную и научноисследовательскую деятельность. Средства местного бюджета идут в основном на развитие массового спорта и на содержание команд по игровым видам спорта, спортивных клубов, строительство и эксплуатацию спортивных сооружений муниципального уровня.
Правительства Европейских стран, согласно данным Совета Европы, выделяют на развитие спорта от 2% (Германия), 5% (Великобритания), 8% (Швейцария) до 46% (Португалия) и 65% (Венгрия) общей суммы расходов. Оставшееся финансируют местные бюджеты (от 35 до 98%). Их средства используются в основном на детский и массовый спорт, что наглядно демонстрируют показатели государственных субсидий на развитие спорта в ряде европейских государств.
Соотношение объема финансовых затрат на развитие физической культуры и спорта в развитых странах Европы
Сфера спорта в большинстве развитых зарубежных стран четко разделена на массовый и профессиональный спорт (спорт для всех и спорт высших достижений). Главная роль местного самоуправления в большинстве зарубежных стран заключается в создании условий, одинаковых для всех для занятий спортом, в оказании помощи всем желающим занимающимся физической культурой и спортом [6].
Строительство и реконструкция спортивных сооружений, надлежащая их эксплуатация и эффективное использование является приоритетным направлением в работе местных органов власти и самоуправления в исследуемой сфере.
Популяризация здорового образа жизни ведет к увеличению количества людей, начавших уделять больше внимания занятиям спортом и отказавшихся от вредных привычек.
Одним из ярчайших примеров заинтересованного подхода к вовлечению населения в сферу физической культуры и спорта является Великобритания. Согласно данным ВВС, Английская премьерлига, Национальная футбольная ассоциация и правительство Великобритании создают новый фонд. Этот фонд в течение 3 лет выделит около 77 млн. фунтов стерлингов (5 млрд. в пересчете на рубли) на развитие массового футбола в стране. Средства планируют потратить на реконструкцию спортивных объектов и подготовку спортивного резерва..
Правительство и местные органы власти Великобритании в настоящее время активно поддерживают олимпийские виды спорта, так как успехи олимпийцев ведут к росту популярности спорта, в том числе детско-юношеского и любительского.
Проанализировав деятельность органов власти в области физической культуры и спорта различных государств, мы можем сделать вывод, что массовый спорт в первую очередь является механизмом оздоровления людей, их самовыражения, самореализации и развития, и непосредственно средством борьбы против вредных привычек. Именно поэтому особую значимость государства придают вопросам развития массового спорта, где основной целью является активное вовлечение населения в спорт и занятия физической культурой. Развитие массового спорта характеризуется следующими процессами: повышение роли государства в поддержке физической культуры, массового спорта, а также всех форм организации деятельности в этой сфере; использование физической культуры и спорта в лечебных и профилактических мероприятиях; профилактика асоциальных явлений; использование спорта как инструмента нравственного, эстетического и интеллектуального развития общества.
В России же основную часть финансового подспорья системы физической культуры и спорта берет на себя государство. Сфера физической культуры и спорта в России в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц.текст. — М. : Маркетинг, 2020 . 48 с.
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2011 г. № 329-ФЗ.
3. Закон Нижегородской области от 11 июня 2009 года № 76-З О физической культуре и спорте в Нижегородской области (с изменениями на 3 сентября 2019 года)
4. Алексеев С. В. Международное спортивное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С. В. Алексеев. Под ред. П.В. Крашенинников. — М. : Юнита-Дана, Закон и право, 2013. 895 c.
5. Аристова Л. В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л. В. Аристова. — М. : Импульс-Принт, 2016. 255 с.
6. Баранов В. Н., Шустин Б. Н. Разработка организационных проблем управления физической культурой и спортом в России // Вестник спортивной науки. 2014. № 5. С. 3–6
7. Барчуков И. С. Физическая культура: учеб. пособие для студентов учреждений ВПО. М. : ИЦ Академия, 2018. 528 c.
8. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М. : Норма-Инфра, 2001. 623 с.
9. Бобровский Е. А. Модернизация спортивно-технологического оборудования физкультурнооздоровительных комплексов в разрезе федеральных округов // Карельский научный журнал. 2018. № 1. С. 192–194
10. Виноградов П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта / П. А. Виноградов. — М. : УрГАФК, 2015. 289 с.
11. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М. : Юрайт, 2013. 495 c.
12. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом / В.В. Галкин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 448 с.
13. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов [и др.]. — М. : Дашков и К, 2016. 554 c.
14. Горшков В. Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие / В. Е. Горшков, В. А. Какузин, А. В. Починкин. М.: МОГИФК, 2016. 110 с.
15. Гуськов С. И. Профессиональный спорт и российская действительность / С.И. Гуськов. – М. : Импульс-Принт, 2016. 285 с.
16. Зубарев Ю. Н. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ю.Н. Зубарев, А.А. Сучилин. — М. : Сфера, 2015. 267 с.
17. Камалетдинов В. Г. Физкультурно-спортивное движение: управление, пути совершенствования //Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - 2015. - № 4. - С. 19-21.
18. Лубышев Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышев. – М. : Академия, 2016. 240 с.
19. Максачук Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. — М.: Спутник +, 2016. 104 c.
20. Николаев Ю. Н. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры.– 2017. №8. С. 2-6.
21. Николаева А. Д. Забота о детях /А. Д. Николаева.-М. : Педагогика, 2017. 144 с.
22. Перькова Е. Ю. Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 4. С. 39
23. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления / О. М. Рой. — СПб: «Питер», 2017. 265 с.