Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Теория организаций является важнейшим аспектом в экономике любого предприятия. Теория организаций - это определенная концепция, которая синтезирует и прогнозирует модель поведения фирмы на рынке, особенно в области принятия различных решений, связанных с ценообразованием и выпуском продукции. В экономике сложилось несколько концепций трактовки фирмы.
Исторически теории организаций развивались разными научными направлениями и экономическими школами, к которым относились классики, неоклассики, институционалисты и т.д.
Системный подход в теории организации применяется как особенная методология научного анализа и мышления.
Суть системного подхода заключается в то, что организация рассматривается как система. Система - это целостность единства, которое состоит из взаимозависимых частей, вносящих свой вклад в характеристику целого.
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерная особенность совокупности – это то, что ее свойства как системы не являются простой суммой свойств элементов.
Система - множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней как целое. Это слово имеет много значений: сочетание, организм, устройство, организация союз, строй, руководящий орган. В античной философии этот термин связывали с упорядоченностью и целостностью объектов природы.
Актуальность данной темы заключается в неоднозначности трактовки природы организации, ее целей, ее моделей поведения на рынке. Разные экономические школы предлагали свой взгляд на проблему теории организаций, который сегодня зачастую отличается.
Таким образом, целью данной исследовательской работы выступает изучение существующих теорий организаций от их зарождения до современного взгляда на место и роль фирмы в экономике.
В связи с этой целью ставятся следующие задачи:
Изучить основные теории организаций в соответствии с экономическими школами
Исследовать и проанализировать современные представления об организации с учетом системного подхода.
1. Эволюция теорий организации: понятие, сущность, история
Организация является отдельной единицей предпринимательской деятельности в экономике любой страны. Она обладает обособленным имуществом и правам и реализует цель и экономические интересы производства и продажи товаров и услуг под свою полную имущественную ответственность.
Также термин «организация» может быть использован для обозначения группы лиц, которые объединяются для совместного извлечения выгоды или дохода [1].
Организация является сложным экономическим понятием, поэтому в экономической мысли существуют разные подходы к пониманию природы фирмы, которые получили название теорий организаций.
Теория организации - это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций как реально существующих объектов окружающей нас действительности.
Теория организаций является важнейшим аспектом в экономике любого предприятия. Теория организаций - это определенная концепция, которая синтезирует и прогнозирует модель поведения фирмы на рынке, особенно в области принятия различных решений, связанных с ценообразованием и выпуском продукции. В экономике сложилось несколько концепций трактовки организации.
Исторически первой теорией организаций была классическая теория, разрабатываемая А. Смитом. Причина возникновения организации, на его взгляд, заключается в развитии торговли, разделении труда и росте производства [4].
Смит определяет организацию как производственную единицу, чьи размеры зависят от размеров рынка, на котором она присутствует. Поэтому экспансия рынков связана с ростом фирмы.
Организация, согласно классикам, действует в условиях совершенной конкуренции на основе разделения труда и специализации своего производства. Участие в конкуренции, позволяет фирме влиять на цены на рынке.
Целью организации является повышение эффективности своего функционирования и поиск равновесной цены на рынке.
Рис. 1.1. Рыночное равновесие фирмы
Следующей ступенью развития концепции организации является неоклассическая теория фирмы (Р. Коуз).
Согласно неоклассической теории организация является хозяйствующей единицей, имеющей свою технологию производства. Ее деятельность можно описать с помощью производственной функции, в которой главной целью фирмы является максимальное извлечение прибыли. Так, согласно Рисунку 1.1 фирма будет получать максимум прибыли, если ее средние издержки (MC) будут равны предельной выручке (MR) при заданной производственной функции, соотношении цены (P) и количества выпускаемой фирмой продукции (Q).
Рис. 1.2. Прибыль фирмы
Главной задачей организации с точки зрения институциональной теории является оптимизация ее ресурсных издержек. В этом смысле поведение фирмы трактуется в рамках концепции эффекта от масштаба. Этот эффект связан со снижением затрат на единицу продукции при увеличении масштабов производства фирмы.
Неоклассическая теория базируется на определенной заданности условий деятельности организации, которая предполагает совершенство получаемой информации на рынке, абсолютную рациональность поведения основных игроков, стабильность рыночных цен, отсутствие возможностей альтернативного решения. Поэтому на практике данная теория почти не реализуется.
Также неоклассики разработали математический аппарат анализа организаций на основе количественных ее результатов. Эффективность фирмы может быть достигнута путем оптимизации соотношения цен и объема производства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Коуз Р. Природа фирмы. Доступ через http://ecouniver.com/5819-priroda-firmy-kouz-o-prirode-firmy.html
2. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. Доступ через http://www.bibliotekar.ru/biznes-47/index.htm
3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Доступ через http://bookre.org/reader?file=717618
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Доступ через http://book.isito.kg
5. Тумашев А.Р. Теории фирмы. Доступ через http://kpfu.ru/docs/F99506876/tema.5.pdf
6. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / пер. с англ. Э. Г. Лейкина и Л. Я. Розовского. — М.: Экономика, 1996. — 351 с.
7. Баумол У. Состязательные рынки. Доступ через http://www.seinstitute.ru/Files/v5-05_baumol_p110-140.pdf
8. Клейнер Г.Б. Стратегии бизнеса. Доступ через http://kleiner.ru/
9. http://uchebnik-ekonomika.com – экономическая литература
10. http://www.bibliofond.ru – электронная библиотека
11. http://sankt-peterburg.menfo.biz/com - маркетинговая компания
12. http://reftrend.ru – база документов
13. http://economuch.com – экономический портал
14. http://institutiones.com/ - экономический портал
15. http://www.economicportal.ru/ - статьи по экономике
16. http://ekonomo.ru/ - каталог книг по экономике
17. http://www.economicus.ru/ - справочный сайт по экономике