Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нормативизм или «чистое учение о праве» достаточно давно является предметом глубоких дискуссий в отечественной и зарубежной философии права. Возникнув в эпоху смены парадигм в сфере научного познания в первой половине XX века, нормативизм, неразрывно связанный с именем его создателя, австрийского философа и правоведа Ганса Кельзена, а также его учеников и оппонентов, успешно интегрировал множество подходов, иллюстрирующих и обосновывающих формирование понятийного аппарата гуманитарных наук на основе историко-философских исследований. Именно поэтому первоначально сдержанное и скептическое отношение к базовым идеям нормативизма постепенно сменилось на его серьезную критику, а также неприятие в отечественной правовой мысли.
Одним из примеров являются устойчивые попытки отечественных ученых «приравнять» идеи нормативизма к позитивизму (различных версий) и «приписать» ему отрицание роли права и взаимодействия правовых и моральных регуляторов в поведении человека. Аналогично остается малоизученной и философская составляющая нормативизма, в особенности идеи и взгляды Ганса Кельзена как историка античной философии и современной философии науки. Между тем Кельзен активно публиковал еще в период до эмиграции в США в 30-е годы XX века научные статьи в ведущих европейских журналах, посвященные осмыслению категорий и понятий античной философии, восприятию категорий политологии в европейском дискурсе.
Актуальным и в настоящее время становится переосмысление Кельзеном принципа причинности как ключевого ориентира в методологии науки, которое можно проследить в его работах 30–50-х годов XX века, в том числе в книге Society and Nature 1943 г.
Объектом исследования является нормативизм: истоки и эволюция.
Предметом исследования выступают взгляды ученых на нормативизм.
Целью исследования является анализ истоков и эволюции нормативизма.
– исследовать истоки нормативизма;
– раскрыть общую характеристику нормативистской теории права;
– проанализировать нормативистскую теорию права в российской юридической науке.
Реализация поставленных задач достигается при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез, моделирование) и частнонаучных методов. К последним относятся формально-юридический, а также сравнительно-правовой.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной.
Глава 1. Истоки нормативизма
Начало обоснованию методологии юридического позитивизма, было положено Д. Остином, который отвергает естественно-правовое обоснование права и отождествляет право с законом, с приказами власти лицам, находящимся в зависимом от нее положении и, привыкшим к подчинению под угрозой санкций в случае невыполнения приказа. Он различает законы, установленные божественной силой и законы, созданные суверенной властью. Все остальные правила поведения он обозначает термином «позитивная мораль».
Конечная цель правовой науки, с точки зрения юридического позитивизма, заключается в том, чтобы освободить право от метафизических идей, от вечных, абсолютных принципов естественного права, от причин его социального происхождения, от его связи с явлениями общественной жизни и моральных оценок и с помощью формально-логических способов и приемов исследовать внешнюю, эмпирическую сферу права, его источники, типологизацию и классификацию. По мере развития юридического позитивизма формально-логический метод по существу превратился в формально-догматический метод исследования, в котором правовые формы изучались в отрыве от содержания, от реальной жизни. Данный метод отрицает возможность постижения внутренней сущности права и является «эмпирическим, ограничивающимся изучением внешних признаков права, доступных для непосредственного наблюдения и восприятия и относит познание сущности правовых явлений к предмету философских спекуляций и идеологии; дескриптивным, рассматривающим содержание права таким, как оно есть; аналитическим – суть которого состоит в логическом и лингвистическом анализе юридических понятий» .
Чтобы обеспечить социальный порядок и правомерность публичной власти, в античный период формируется идея замещающего возмездия как коллективной ответственности (группы людей, или даже детей за преступления родителей). Аналогичные образы можно увидеть в поэтических произведениях Эсхила и Софокла. Поэтому неизбежным следующим этапом рефлексии становится появление древнегреческой философии.
Кельзен полагает, что в античной философии принцип возмездия получил рациональное обоснование, даже в контексте отдельных метафизических учений. Божества уже не рассматриваются в качестве причин всего происходящего в мире. Дополнение несовершенного правопорядка осуществляется через обоснование в религии и философии идеи бессмертия души. В учении орфиков бессмертная душа заперта в теле человека, а власть над телом должна быть ограничена аскетизмом земной жизни. Г. Кельзен делает вывод, что идея суда над умершими у орфиков связана не только с перевоплощениями души ради искупления вины, но и с фундаментальной для античной религии и философии идеей возмездия . Так, страдания, видимые в этом земном мире, есть всего лишь проявление наказания за неизвестную вину в прошлой жизни, исчезнувшей из нашего сознания. Либо вина, которая очевидна, но не искуплена в этом мире, найдет искупление после смерти. Поскольку многие мифологические образы получают свое воплощение в языковых формах, отдельные исследователи отмечают связь лингвистических значений понятий причины и вины в различных формах языков народов мира. В известных диалогах Платона Горгий и Федон вера в бессмертие души связывается им с реализацией справедливой идеи возмездия. Аналогично и в диалоге Государство Платон перечисляет, какие могут быть награды и наказания для души после смерти. Он метафорически описывает судей, которые направляют души праведников направо, где их ждет путь к счастью, и души неправедных на путь слева к горьким страданиям. Фактически наряду с несовершенным земным миром он конструирует другой мир, где запрос на справедливость и возмездие полностью выполняется. Таким образом, в восприятии платонизма можно отметить такой базовый тезис у Кельзена, как первичность этики по отношению к метафизике. Вся статья Г. Кельзена Platonic Justice посвящена обоснованию идеи о том, что этика Платона побуждала его предпринимать активные политические действия по воплощению идеала справедливости и реформированию политического строя \.
В 1939 г. на страницах журнала Erkenntnis, посвященного в основном аналитической философии, была опубликована статья Кельзена Causality and Retribution, которая в дальнейшем в расширенной версии появится уже на страницах журнала Philosophy of Science. В этой статье он анализирует дальнейшие этапы развития античной философии и обращает внимание на аргументы о причинности как альтернативе принципу возмездия в философских взглядах Гераклита и Демокрита. Идея логоса у Гераклита и атомизм Демокрита оценивается им как попытка ухода от религиозно-мифологических представлений: «Идея о том, что только подобные вещи могут влиять на другие вещи, может быть обнаружена среди атомистов, у которых принцип причинности отделен от мифологических истоков». Логическим завершением этого процесса развития античной философской мысли Кельзен считает атомистическое учение Демокрита как прообраз идеи строгой причинности, поскольку признание существования в мире только атомов, постоянно сталкивающихся и расходящихся друг с другом в пространстве, не допускает поиска иных нематериальных причин такого движения .
Историко-философская реконструкция этапов развития античной философии применительно к разграничению принципов возмездия и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арзамасов Ю.Г. Нормативистская теория права: уроки истории // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 5 (112). С. 11-17.
2. Васев И.Н. Нормативистская концепция права х. Кельзена: облик современной юриспруденции // Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 6 (98). С. 13-17.
3. Денисенко В.В., Сухинин А.Ю. Советский нормативизм как теоретико-правовая парадигма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 21. № 3. С. 380-395.
4. Дидикин А. Б. Философия права Ганса Кельзена: релятивизм и переосмысление причинности (с переводом статьи Кельзен Г. «Причинность и вменение») // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9. Вып. 2. С. 265-282.
5. Дидикин А.Б. Логика «чистого познания» и концептуальное осмысление принципа причинности в нормативизме // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2020. Т. 5. № 1. С. 103-107.
6. Кельзен Г. Чистое учение о праве, справедливость и естественное право / cост. и вступ. ст. М. В. Антонова. СПб.: Издат. дом Алеф-Пресс, 2015. 704 с.
7. Кельзен, Г. Чистое учение о праве и аналитическая юриспруденция / Пер. А.А. Краевского // Российский ежегодник теории права. 2013. № 2. С. 22-28.
8. Лёзов И.Л. Генезис нормативизма в советской России // Евразийский юридический журнал. 2017. № 1 (104). С. 121-125.
9. Ломакина М.С. Позитивистский нормативизм Ганса Кельзена // Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика: Материалы VI международной научно-практической конференции. 2019. С. 167-170.
10. Макаровец Н.В. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2018. Т. 1. № 1 (5). С. 88-89.
11. Ревнов Б.А. К вопросу о сущности нормы права и некоторых признаках понятия права в доктрине нормативизма // Служение праву Сборник статей. Памяти профессора В.А. Туманова посвящается. Под редакцией Д.А. Туманова, М.В. Захаровой. Москва, 2017. С. 254-259.
12. Трофимова К.В. Нормативизм как концепция правопонимания // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам ХII студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 424-430.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910. 418 с.