Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие федерального бюджета, его социально-экономическое назначение 5
1.2 Особенности формирования доходов федерального бюджета РФ, их состав и структура 7
1.3 Алгоритм аккумуляции расходов федерального бюджета и направления расходования средств 10
2. АНАЛИЗ УГРОЗ И МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ ЗА 2017-2020 ГГ. 13
2.1 Анализ динамики доходной базы федерального бюджета, налоговые и неналоговые компоненты 13
2.2 Оценка изменений и структуры расходов федерального бюджета 19
2.3 Сравнительный анализ соответствия планирования бюджета с фактическими показателями его исполнения 22
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 27
3.1 Прогноз бюджетных доходов 27
3.2 Расходы бюджета в прогнозном периоде 30
3.3 Повышение системы контроля на всех уровнях распределения бюджетных средств 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет является основным инструментом государства для влияния на социально-экономическую политику. Именно с помощью государственного бюджета мобилизуются и перераспределяются для обеспечения функционирования государства.
Актуальность темы обусловлена первостепенной важностью государственного бюджета для функционирования национальной экономики. Состояние бюджета тесно связано с состоянием экономики государства и в целом его развитием.
Задача оптимизации структуры государственных расходов выдвинулась на передний план во многих странах мира после международного финансового кризиса 2008 года. Неожиданное торможение экономического роста и ограниченные возможности финансирования дефицита вызвали потребность в проведении масштабной бюджетной консолидации в большинстве развитых и в некоторых развивающихся странах. Затянувшаяся стагнация заставила правительства искать новые источники роста, и одним из кандидатов на эту роль стала, в частности, активизация инфраструктурных инвестиций. Таким образом, коррекция структуры госрасходов оказалась в фокусе внимания международного сообщества (Большой двадцатки, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР) и ведущих экономических держав. Активизировалось обсуждение общих подходов к этой коррекции и соответствующие эмпирические исследования. Оптимизация структуры бюджетных расходов является важной задачей и для России, поскольку ее решение способно в значительной степени помочь, во-первых, повысить темпы роста ВВП до уровня не ниже темпов роста мировой экономики и, во-вторых, восстановить долгосрочную сбалансированность бюджетной системы, которая была нарушена вследствие значительного падения цен на нефть.
Объектом моей курсовой работы является государственный бюджет, а предмет – доходы и расходы государственного бюджета.
Целью работы - исследование угроз и механизма обеспечения безопасности государственного бюджета.
Для этого выделено несколько конкретных задач:
1. изучить сущность государственного бюджета, беря во внимание разные точки зрения на его определение;
2. определить основные функции государственного бюджета;
3. разобрать и проанализировать структуру бюджета, исходя из его уровня;
4. проработать понятие доходов государственного бюджета и их виды;
5. выделить направления расходной части государственного бюджета;
6. проанализировать государственный бюджет Российской Федерации за 2017-2020 года;
7. изучить роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии;
8. дать свою точку зрения на улучшение бюджетной систему государства.
Сущность государственного бюджета проявляется в его функциях: контрольная, распределительная, поддержание функционирования государства.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие федерального бюджета, его социально-экономическое назначение
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от английского слова budget – кошелек, сумка). Так в Англии в Средние века под словом «бюджет» понимали, как отчет канцлера Казначейства (министра финансов) в Парламенте счетов. В этом документе были отражены цифры об истекшем финансовом годе и планы на следующий. На сегодняшний день в российском законодательстве понятие бюджет определено следующим образом: «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». [6, c. 214]
В зависимости от территориального устройства страны выделяется несколько уровней бюджета. В унитарных государства бюджет имеет два уровня:
государственный;
местный.
Примерами таких государств служат Япония, Франция, Украина. В странах с федеративным устройством выделяется уже три уровня бюджета:
федеральный;
субъектов;
местный.
Если же рассматривать конфедерации, то бюджет там складывается с общих взносов государств, который расходуется на цели данного союза. На ряду с этих у стран участников существуют свои суверенные бюджеты.
Государственный бюджет вместе бюджетной системой государства представляют собой совокупность экономических отношений, которые возникают при распределении внутреннего валового продукта. Бюджет – это инструмент государства, с помощью которого мобилизуются денежные средства со всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики государства.
При рассмотрении государственного бюджета с точки зрения экономической категории можно сформулировать следующее определение. Государственный бюджет – это совокупность отношений, которые складываются между государством и всеми субъектами различных форм собственности, а также отдельными индивидами (гражданами государства), в связи с формированием и использованием основного централизованного фонда денежных средств государства для обеспечения его функционирования. [4, c. 218]
Отношения, складывающиеся у государства с организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Данный отношения характеризуются следующими признаками:
это экономические отношения;
носят денежный характер;
носят распределительный характер;
связаны с формированием и использованием денежных фондов.
Важно, бюджетные отношения имеют объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства сосредотачиваются внутренний валовый продукт и часть национального дохода, необходимые для расширенного воспроизводства в масштабах государства и удовлетворение экономических, социально-культурных потребностях граждан, поддержание функционирование государственного аппарата страны. Бюджетные отношение напрямую связаны с функционированием государства, однако они являются элементом базиса общества, а не надстройки.
Бюджетные отношение – часть экономической структуры общества. Они обусловлены тем, что для существования государства и осуществления им своих функций необходима материально-денежная база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения приобретают материально- вещественную форму и отражаются в государственном бюджете. [14, c. 107]
1.2 Особенности формирования доходов федерального бюджета РФ, их состав и структура
Доходы бюджета можно рассматривать с двух сторон.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в бюджет, которые накапливаются путем изъятия средств у хозяйствующих субъектов и населения.
Также доходы бюджетом могут рассматриваться как экономические отношения, возникающие между государством и населением в результате формирования денежных средств и распределения их между государственными органами разного уровня.
Источники государственного бюджета очень разнообразны. Существует много критериев, по которым можно их поделить на группы.
Таблица 1.1. Классификация источников государственного бюджета [14, c. 135]
Критерий Виды по критерию
По источникам образований 1. Доходы от физических лиц
2. Доходы от юридических лиц
По методу аккумуляции доходов 1. Обязательные платежи (налоги и сборы)
2. Необязательные платежи (займы, пожертвования и так далее)
По праву собственности государства на аккумулированные средства 1. Собственные
2. Заемные
По территориальной принадлежности 1. Доходы бюджета субъектов
2. Доходы местного бюджета
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
2. Бюджет России в цифрах на 2020 год / FIN CAN [Электронный ресурс]. / http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2020-god-v-cifrah/ (режим доступа 25.11.2019).
3. Динамика цен на нефть с 2015 года. Досье / ТАСС [Электронный ресурс]. / https://tass.ru/info/3315320
4. Е.Н. Рудская. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Ростов на Дону: изд. «Феникс», 2018. – 357с.
5. Крым обогнал все регионы России по темпам роста строительства жилья [Электронный ресурс]. / https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cb5f4179a794741b5699d48 .
6. Макроэкономика / Т.А. Агапова. – Москва: изд. «Основы менеджмента Мескон» 2015. – 447с.
7. Официальный сайт Министерства Финансов России [Электронный ресурс]. / https://www.minfin.ru/ru/
8. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год" от 14 декабря 2016 г. N 359-ФЗ.
9. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 19.12.2017 N 415-ФЗ.
10. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 05.12.2018 N 362-ФЗ.
11. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 29.11.2019 N 459-ФЗ.
12. Характеристика доходов бюджетов разных уровней / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – Москва: изд. «Финансы и статистика», 2019. – 501 С.
13. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПБ.: изд. «Питер», 2017. – 544с.
14. Экономическая теория / под ред. В.С. Артамонова, С.А. Иванова. – СПб.: изд. «Питер», 2019. – 528 С.
15. Экономическая теория / под редакцией В.Д. Камаева. – Москва: изд. «Владос» 2016. – 640с.
16. Федеральная Служба Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/46880c804a41fb53bdcebf78e 6889fb6
17. Budget of the U.S. Government, Fiscal year 2017. [Электронный ресурс]: https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2017-BUD/pdf/BUDGET-2017-BUD.pdf
18. Efficient, effective, accountable an American Budget, Fiscal year 2019. [Электронный ресурс] : https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2019-BUD/pdf/BUDGET-2019-BUD.pdf
19. Минфин России. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru/ru/document/
20. Динамика цен на фьючерсный контракт на нефть Brent. [Электронный ресурс]: https://news.yandex.ru/quotes/1006.html
21. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю., Нурмухаметов Р.К. Проблемы контроля расходования средств бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 14-15.
22. БалашевН.Б., Дуничева А.А. К вопросу сравнительного анализа финансовых систем и бюджетов России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 1. С. 24-28.
23. Банк России: Центральный банк Российской Федерации // www.cbr.ru
24. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
25. Министерство финансов Российской Федерации // www.minfin.ru
26. Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 19 сентября 2019 года № МП-447-м "О проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (пояснительная записка)
27. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (проект). Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 19 сентября 2019 года № МП-447-м "О проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".