Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что государство выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Социальное правовое государство - относительно новый комплексный институт в системе социальной защиты, оформившийся после Второй мировой войны. Но предпосылки его коренятся издавна в традициях благотворительности, которая, проявляясь в осознании необходимости поддержки слабых и убогих, принимала самые различные формы социальной помощи. Сначала важную роль в становлении этой традиции сыграли патриархальные устои родовой, соседской, крестьянской общины, ремесленных цехов, других средневековых сообществ и корпораций, соответствующие неформальные институты морали и обычного права.
1. Понятие государства и права
1.1. Понятие государства
В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. Одновременное использование разных смысловых значений государства позволяет добиться непротиворечивости при сопоставлении положений отдельных институтов юридической науки.
Государство в узком смысле есть не что иное, как структурно организованный государственный механизм, сопряженный с волевым компонентом носителя государственной власти. Иными словами - это государственная власть. По нашему мнению, термин «государственная власть» может выступать адекватной заменой государства в узком смысле. Тем самым удастся избежать путаницы, связанной с определением государства, с наличием различных его смыслов.
Узкий подход к пониманию государства вступает в противоречие с демократической формой организации власти. Если органы государственной власти формируются населением, то они не могут существовать обособленно от него. Источник государственной власти не может быть оторван от конкретных ее носителей, воплощенных в системе органов власти, ведь в интересах населения и выражен волевой компонент государственной власти. Простая совокупность элементов механизма государства без волевого компонента не может составлять государство даже в узком его значении. Отсюда - при узком подходе - бессмысленно противопоставление государства и гражданского общества, которое и формирует органы власти.
Наиболее приемлемым для юридической науки является широкий подход к пониманию государства как единства населения, территории, публичной власти, а также суверенитета, который является непременным атрибутом публичной власти.
1.2. Право
Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм (лат. norma - правило, точное предписание, образец).
Социальные нормы - правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:
- система правовых (юридических) норм;
- официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;
- совокупность всех правовых явлений, т.е. правовая система;
- совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.
Под правом понимают систему норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
Право имеет ряд признаков. Признаки права - это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
В правовой науке принцип, как правило, определяется в качестве теоретического обобщения наиболее существенного, типичного, составляющего основу какой-либо отрасли знания. В современной теории права принцип права определяется как «комплекс основополагающих идей», «своеобразная несущая конструкция, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система», «руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе» и т.п.
Некоторые ученые высказывают мнение о том, что принцип права должен иметь не только идейное содержание, но и нормативное закрепление. Другие считают, что принципы права представляют собой непосредственно действующие и регулирующие общественные отношения независимо от их закрепления в правовых нормах.
С.Н. Братусь считал, что «основные принципы какой-либо отрасли права мы должны обнаружить в самих нормах, составляющих в совокупности данную отрасль, но если они там прямо не сформулированы, то они должны быть обнаружены из общего смысла правовых норм». Аналогичного мнения придерживаются в настоящее время другие ученые.
Принципы права - это общие начала, основные, базовые положения права. В принципах находит свое выражение сущность права, проявляются закономерности его развития.
Принципы права представляют собой правовые нормы наиболее общего характера. На базе принципов как исходных, фундаментальных положений строится вся система права. С их помощью достигается устойчивая связь между отдельными правовыми нормами, правовыми институтами и отраслями права.
Принципы играют роль системообразующего фактора в праве. Они обеспечивают единообразие в формировании правовых норм и их применении. Иными словами, они служат правовыми ориентирами («маячками») как для правотворчества, так и для правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Особо следует отметить значение принципов для устранения пробелов права. С их помощью суды и иные правоприменительные органы могут решить конкретное юридическое дело даже при отсутствии соответствующей правовой нормы. Принципы права кладутся в основание решения по конкретному юридическому делу при использовании аналогии права.
Принципы выводятся из смысла правовых предписаний либо непосредственно сформулированы в правовых нормах (такие нормы называются нормами-принципами). Нормы-принципы содержатся обычно в конституциях или отраслеобразующих законах (кодексах и т.д.).
Д.В. Грибанов, отметил, что принципам права свойственны такие характеристики (качества), как гуманизм, императивность, универсальность, признание основных прав и свобод человека и гражданина.
В литературе проводятся различные классификации принципов права. Например, А.С. Пиголкин и Ю.А. Дмитриев выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.
2. Актуальные вопросы соотношения государства и права
2.1. Возможность ограничения прав государством
Интерес мирового сообщества к вопросам безопасности в последнее время набирает обороты, что связано с многочисленными кризисными явлениями последних десятилетий. Изменения геополитической ситуации в мире, активность международного терроризма создают новые угрозы для безопасности прав и свобод граждан. Все это ставит перед государствами новые задачи по решению проблем национальной безопасности. Россия не является исключением, тем более что в последнее время международный статус и социально-экономические условия развития государства еще больше усугубляют данную проблему и требуют принятия практико-ориентированных мер, направленных на ключевые вопросы обеспечения национальной безопасности.
Вопросы национальной безопасности достаточно часто обсуждаются исследователями, и разработанность темы достаточно высока, но они разновекторны и достаточно часто противоречивы. Это обусловлено тем, что авторы по-разному видят способы обеспечения национальной безопасности в России, что, в свою очередь, создает масштабное поле для дискуссии.
Национальную безопасность государства можно понимать как существующие способности по выявлению и предотвращению внутренних и внешних угроз государственности. В современный период скрытые угрозы национальной безопасности России приобретают все более распространенный и явный характер. Это касается не только угроз со стороны мирового сообщества, но и внутренних угроз целостности государства, что связано с состоянием всего общества в целом.
Необходимо отметить также, что в последние годы в мире и в России произошли достаточно существенные изменения, которые связаны с резким обострением международной обстановки вследствие того, что западные страны стали делать ставку на военно-силовой сценарий развития отношений, что позволит им не только сохранить, но и укрепить свою финансовую и военную систему. Также происходят центробежные движения с появлением новых центров силы и создание новых коалиций государств, что имеет принципиальное историческое значение и новый поворот в развитии мирового сообщества. Не следует также забывать и социально-экономические трудности в России, которые связаны с экономическими проблемами.
Как можно видеть, термин "национальная безопасность" используется в самом широком содержательном значении безопасности, которое подразумевает стабильное и оптимальное развитие общества в целом и индивидов в частности.
Иначе понятие безопасности можно трактовать как отсутствие опасности, что дает возможность классифицировать угрозы на внутренние и внешние.
К внутренним угрозам относятся экономические, политические и социальные факторы, которые обусловлены особенностями существования государства и его развитием. Данные факторы особенно сейчас актуальны в свете проводимых реформ социального характера, которые не позволяют индивиду всегда чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в своем будущем.
2.2. Соотношение юридической науки, права и государства
Идея связанности государственной власти правом сегодня является практически общепризнанной, как снятие столь же общепризнанного противоречия власти и права. Ясная формулировка главного противоречия государства находится у Н. Макиавелли: «...в каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно - к пользе народа, другое - к выгодам высших классов». Поиск первого направления, олицетворяемого в праве, - удел юридической науки по ее определению. Приоритет правителей, нацеленных на второе направление, удержание власти.
Эти противоречия вечны, и каждому поколению предстоит решать их применительно к своей жизни, хотя бы и провозглашено «правовое государство».
В этой борьбе есть нравственные и институциональные (юридические, организационные) аспекты.
Юридическая наука формулирует ценности и рациональные пути их реализации «к пользе народа», но «не в состоянии прорвать плотины, мешающие потоку пойти по новому направлению. Это может сделать только закон, т.е. намеренное, направленное к данной цели действие государственной власти, и поэтому не случайностью, а имеющею глубокое основание в существе права необходимостью является то обстоятельство, что все основные реформы процесса и материального права осуществлены путем закона».
Государство, реализующее принцип научности правотворчества в законах, обеспечивающее режим законности, служит пользе народа. Воплощенные в правовых актах завоевания юридической мысли затем политически сложно отвергать открыто, но можно подвергнуть коррозии. Образно говоря, направить пар не в механизмы движения, а в свисток.
Заключение
В завершение надо отметить, что основополагающим принципом правового государства, равно как и государственного управления, является принцип законности. Современное развитие институтов Российского государства и гражданского общества сопровождается укреплением законности и правопорядка. При этом универсальными средствами обеспечения законности в государственном управлении остаются контроль и надзор. Совершенствуются контрольные механизмы в различных сферах жизни, включая правотворчество. Речь идет о судебном оспаривании нормативных актов, о прокурорском надзоре в форме опротестования или обжалования. Кроме того, в определенных Конституцией РФ случаях правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ и отменять постановления и распоряжения Правительства РФ обладает Президент РФ. Динамика общественных отношений дает импульс для совершенствования правовых инструментов государственного контроля. Существующие формы государственного контроля дополняются общественным контролем. Введена оценка регулирующего воздействия проектов правовых актов и оценка фактического воздействия нормативных актов.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 10.12.1998.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
3. Конвенция Монтевидео 1933 г. о правах и обязанностях государств (принята 26 декабря 1933 г., вступила в силу 26 декабря 1936 г.), 165 LNTS 19.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1).
7. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ, 08.03.2010, N 10, ст. 1084.
8. Герасимович Л.И. Вызовы и угрозы национальной безопасности // Вестник экономической безопасности. 2017. N 2. С. 174 - 176.
9. Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: МИФИ, 2008. С. 14.
10. Диденко А.А. Теория государства и права: альбом схем. Белгород, 2003. С. 14.
11. Евстифеев Д.М. Понятие конституционного долга личности // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 10. С. 19.
12. Квитко А.Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
13. Клейменов М.П., Клейменов И.М. Глобализация и угрозы национальной безопасности // Правоприменение. 2017. N 2. С. 164 - 174.
14. Комахин Б.Н., Прокошин М.С. Участие служащих в обеспечении антикоррупционно-финансового благополучия государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. С. 451 - 452..
15. Латов Ю.В. Коррупция в системе угроз национальной безопасности России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. N 1. С. 46 – 52.
16. Маркова Е.Ю. Экологическая миграция. Судьба населения островных государств, уходящих под воду // Миграционное право. 2018. N 1. С. 3 - 5.
17. Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для вузов. 2-е изд. М.: Приор-издат, 2003. С. 418.
18. Поляков С.Б. Объективные следы коррупции в судебных актах // Адвокат. 2017. N 1. С. 12 - 19.
19. Поляков С.Б. Роль юридической науки в обеспечении законности / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В. Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. N 1. С. 42.
20. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. М.: Новый юрист, 1999.
21. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 78.