Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Стрельба из пневматического оружия впервые вошла в программу Олимпийских Игр в 1984 году. В данном виде стрельбы в настоящее время проводятся Чемпионаты Мира, Европы. Программой Олимпийских Игр предусматривается пять комплектов наград в стрельбе из пневматического оружия.
Успешное выступление спортсмена на соревнованиях требует постоянного совершенствования техники выполнения отдельных элементов двигательных действий.
В процессе выполнения выстрела на первый взгляд, спортсмен не совершает практически никаких движений. Однако деятельность стрелка определяют микродвижения как отдельных частей тела спортсмена, так и оружия. Практикой подготовки стрелков доказано, что одна из основных причин, которые снижают эффективность учебно-тренировочного процесса, - это отсутствие у тренеров объективных критериев, позволяющих точно оценить уровень технического мастерства, а, следовательно, отсутствуют методы контроля его совершенствования [12].
Многолетний процесс подготовки стрелков требует обязательного учета неравномерности овладения отдельными навыками выполнения выстрела.
Сознательное освоение техники требует изучения некоторых незнакомых движений или изменения ранее освоенных на более рациональные, вступающие в специфическое взаимодействие с приобретенными компонентами. В связи с этим, спортивная тренировка от новичка до высококвалифицированного спортсмена является процессом, протекающим по общим закономерностям развития спортивных достижений. Этими закономерностями определяется подразделение многолетнего процесса тренировки на две ступени [5]. На первой ступени закладываются основы спортивной техники и создаются предпосылки к дальнейшему ее совершенствованию. На второй ступени спортсмена подводят к его личным рекордам. При этом предусматривается цель — возможно дольше сохранять уровень достижений и повышать его.
Большинство авторов полагают, что возможно осуществление дальнейшего роста спортивных результатов за счет глубокого изучения техники стрельбы и постоянного совершенствования на этой основе методики подготовки спортсменов.
Таким образом, одна из основных задач совершенствования технического мастерства спортсменов представлена выбором оптимальных параметров техники выполнения как отдельного выстрела, так и упражнения в целом, и устранения на этой основе возникающих ошибок.
В классификации видов спорта Матвеева Л.П. пулевая стрельба по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности включена в группу видов спорта с двигательной активностью, жестко ограниченной условиями поражения цели из специального спортивного оружия. Таким образом, успехи в стрельбе определяет не только уровень развития собственных двигательных возможностей организма, но и техническое мастерство владения оружием. Поэтому в тренировке спортсменов особое внимание уделяется технической подготовке [14, 15].
А.Я. Корх считает, что основная задача технической подготовки представлена освоением основных элементов стрельбы и совершенствованием техники выполнения выстрела [30].
По мнению автора, в пулевой стрельбе не существует резкого и определенно выраженного перехода от первичной постановки навыка к его совершенствованию. Так же автор утверждает, что также не существует никакой разницы между обучением и совершенствованием техники стрельбы. Однако совершенствование техники изменяет удельный вес различных средств и методов работы.
В то же время по мнению В.А. Кинля, процесс подготовки спортсменов состоит из нескольких периодов, на каждом из которых решаются свои задачи [28]. Тренировка точного, свободного и вариативного выполнения выстрела требует четкого понимания, на каком этапе индивидуального совершенствования находятся стрелки и в какой период необходимо использовать избранные средства.
Цель исследования – на основе анализа научно-методической литературы провести анализ методики технической подготовки с использованием стрелкового компьютерного тренажера «Скатт».
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
‒ выявить особенности технической подготовки стрелков из пневмати-ческого пистолета;
‒ изучить методику обучения стрельбе с использованием стрелкового компьютерного тренажера «Скатт».
Объект исследования – техническая подготовленность стрелков из пневмати¬ческого пистолета.
Предмет исследования – использование стрелкового компьютерного тренажера «Скатт» для совершенствования технической подготовленности стрелков из пневмати¬ческого пистолета
Глава 1. Техническая подготовка стрелков
1.1 Стадии формирования технического мастерства стрелков
Весь процесс многолетних занятий спортом включает в себя три стадии: 1) стадия базовой подготовки; 2) стадия максимальной реализации спортивных возможностей; 3) стадия спортивного долголетия. В каждую из этих стадий включаются этапы, которые, как правило, состоят из нескольких годичных или полугодичных циклов. Первая стадия включает в себя этап предварительной спортивной подготовки и начальной специализации, во вторую стадию входят «предкульминационный» этап и этап рекордных (высших индивидуальных) достижений, в третью – этапы сохранения достижений и поддержания общей тренированности [1, 3, 6].
Изменения тренировочного процесса, отраженные сменой этих этапов и стадий, соответствуют закономерностям становления спортивного мастерства и дальнейшего спортивного совершенствования, обусловленными в биологическом отношении закономерностями возрастного развития спортсмена. В особенностях этапов многолетней тренировки вместе с тем нашли отражение своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсменов в различные периоды жизненного пути.
Для этапов и стадий многолетней тренировки характерно отсутствие строго фиксированных сроков. Их начало и завершение определяются не только календарным возрастом, но и индивидуальной одаренностью спортсмена, особенностями его развития, тренированностью, спецификой спортивной специализации, тренировочным стажем и условиями организации спортивной деятельности. Научные представления о многолетней тренировке пока имеют немало пробелов, что, прежде всего, связано с определенными трудностями ее изучения.
Примерная продолжительность первой стадии базовой подготовки составляет 4-6 лет. Она имеет значительные отклонения, которые определяются в первую очередь одаренностью индивида и особенностями избираемого для специализации вида спорта. Основной целью спортивной подготовки является закладка полноценного «фундамента» будущих достижений: обеспечение всестороннего гармонического развития организма, повышение общего уровня его функциональных возможностей, создание богатого фонда разнообразных двигательных навыков и умений, формирование начальных основ спортивного мастерства. Если говорить о рациональном подходе, установка на демонстрацию спортивных результатов может быть реализована в этой стадии лишь постольку, поскольку это требуется в целях максимальных достижений в перспективе, т. е. ближайшей целью не является [7, 10].
Спортивная тренировка до начала спортивной специализации является условной, поскольку на этом этапе ее специфические черты только лишь намечаются. Занятия представляют собой в основном общую физическую подготовку с максимальным использованием доступных средств всестороннего физического воспитания: формированием основы техники спортивных движений, которые включены в программу общеобразовательной школы, дополнительными спортивными занятиями по интересам, участием в массовых состязаниях по комплексной программе и т. д. На этом этапе не рекомендуется выбирать узкую ориентацию спортивных интересов. Более разумным является возможность спортсмена испробовать свои силы в различных спортивных упражнениях и только после этого выбрать предмет будущей спортивной специализации.
Проблеме своевременного выбора и начала спортивной специализации уделяется большое внимание. С одной стороны, важным является не упустить время, которое необходимо для достижения спортивного мастерства, а также сенситивные периоды развития организма, в которые он особенно подвержен
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Афиногенов Т.П. Начальная подготовка стрелка для выполнения скоростных упражнений из пистолета ПМ [Текст] / Т.П.Афиногенов // Сборник материалов Всероссийской научно практической конференции. - Иркутск, 2006. - С. 11-15.
2. Афиногенов Т.П. Подготовка спортсмена в практической стрельбе из пистолета с использованием тренажерного стенда [Текст] / Т.П.Афиногенов //Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 3. - С. 113-116.
3. Афиногенов Т.П. Разработка модельных характеристик психофизической подготовленности спортсменов по практической стрельбе [Текст] /Т.П.Афиногенов // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №4. - С. 115-118.
4. Афиногенов Т.П. Тренажерно-исследовательский стенд «Имитатор» для практической стрельбы [Текст] /Т.П.Афиногенов // Современные проблемы физической культуры и спорта: Мат. XV науч. конф. - Хабаровск: Изд-во ДВГФК, 2011. - С. 18-20.
5. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. – К.: Олимпийская литература, 2005. – 303 с.
6. Вайнштейн Л.М. Оружие – пистолет: Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. М.: Изд-во «Астрель», 2002. 205 с.
7. Володина, И.С. Подготовка стрелка спортсмена: учебн.пособ. / И.С. Володина. - М.: РГАФК, 1995. – 117 с.
8. Володина, И.С. Методические особенности использования тренажера «СКАТТ» при совершенствовании техники стрельбы из пневматической винтовки: учеб.-метод. пособие / И.С.Володина, А.В. Пугачев. — Воронеж: Исток, 2003.-25 с.
9. Володина, И.С. Научно-практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте: сб. научных материалов / И.С. Володина. Воронеж, 2000. - С. 26-28.
10. Володина, И. С. Стрелковые виды спорта: физкультур.-пед. совершенствование: прогр. дисциплины вузов. комп. цикла СД ГОС по направлению 032100 «Физ. культура» по специальности 032101 «Физ. культура и спорт» / И.С. Володина, Е.В. Воропаева; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2007. – 23 с.
11. Выштикалюк В.Ф., Осипов О.О. Методика обучения технике медленной стрельбы из пистолета Макарова: Учебно-методическое пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2004. 44 с.
12. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. М., 2007. - 912 с.
13. Гицаенко, М.В. Психологические особенности соревновательной деятельности стрелков / М.В. Гицаенко, Е.В. Романина // Тезисы докладов научно-практической конференции ВГИФК, МГАФК. Воронеж, - 2000. - С.14-16.
14. Губарев, С. В. Анализ подготовки стрелков 13-15 лет на основе их координационных способностей / С.В. Губарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. – 2007. – № 6. – С.41.
15. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В.М. Льячков. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 135с.
16. Жилина, М.Л. Методика тренировки стрелка спортсмена / М.Л. Жилина. - М.: ДОСААФ, 1996. – 117с.
17. Жилина, М.Я. Объективизация тренировочного процесса - новое направление в развитии стрелкового спорта // Сб.статей и очерков Разно¬цветные мишени. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С.53-58.
18. Жилина, М.Я. Стрелковый спорт. Методика использования технических средств в учебном процессе: учебное пособие для ИФК. - М.: Союзспортобеспечение, 1980. - 38с.
19. Жуковский, В. Психология стрельбы / В. Жуковский, С. Ковалев, И. Петров. -М.: Гелос, 2003. 159 с.69.
20. Жуковский, В. Анатомия стрельбы / В. Жуковский, С. Ковалев, И. Петров. -М.: ACT, 2000.-160 с.
21. Завирохин, Д. С. Эмоциональная устойчивость юных спортсменов-стрелков / Д. С. Завирохин // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров : опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. Выи 10. - Челябинск: УралГУФК, 2010. - С. 123-126.
22. Загайнов, Р.М. Психология современного спорта высших достижений: Записки практического психолога спорта / Р.М. Загайнов. – М.: Советский спорт, 2012. – 292с.
23. Зозулина, И. А. Силовая подготовка стрелков-пистолетчиков : учеб. пособие / И.А. Зозулина, М.М. Кубланов. - Воронеж : ВГУ, 2005. - 123 с,
24. Золотарев И.Б. Учебно-методическое пособие. Пулевая стрельба / И.Б. Золотарев. - Стрелковый Союз России, 2011. - 313 с.
25. Золотарев, И. Пулевая стрельба: учебно-методическое пособие. / И. Золотарев, В.С. Лисин. - М.: Изд-во «Стрелковый союз России», 2010. - 313 с
26. Калинников А.С. Методика обучения стрельбе из пистолета Макарова на коротких дистанциях: Монография. Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2011. 132 с.
27. Качурин, С.Н., Громыко В.Ф., Солдатов В.А. Формирование точностных действий с использованием компьютеризированного тренажера // тез. Докл. VII всесоюзной конференции. Проблемы биомеханики спорта (Пенза, 3-6 октября 1991 г.). – М., 1991. - С.40-41.
28. Кинль В.А. Пулевая стрельба / В.А. Кинль. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
29. Ковшов Н.В., Медведев Д.В., Шестопалова Е.В. Обучение стрельбе с помощью стрелкового тренажера СКАТТ: Учебно-практ. пособие. М.: ООО НПП СКАТТ, 2018. 71 с.
30. Корх А.Я. Спортивная стрельба / А.Я. Корх. - М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 255 с.
31. Куделин, А.И. Мышечная модель выстрела / А.И. Куделин // Спортивное оружие. 2004. - № 12. - С. 66-69.
32. Лапутин А.Н. Технические средства обучения: учеб¬ное пособие для ИФК / А.Н. Лапутин, В.Л. Уткин. – М.: Физкультура и спорт, 1990. - 78 с.
33. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
34. Маслак, Ю.Г. Пистолет в скоротечных огневых контактах / Ю.Г. Маслак. М.: Академический проект, 2004. С. 96.
35. Насонова А.А. Пулевая стрельба: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / А.А. Насонова. - М.: Советский спорт, 2005. - 204 с.
36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.
37. Современная система спортивной подготовки /под ред.Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. - М.: СААМ, 1995. - 445 с
38. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. -520 с.
39. Спортивная стрельба: учебник для институтов физической куль-туры/под ред. А.Я. Корха. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -253 с.
40. Теория и методика спорта /под ред. Ф.П.Суслова, Ж.К.Холодова. -М, 1997. - С. 118-125.
41. Теория спорта /под ред. Платонова В.Н. - Киев, Виша Школа, 1987.-422 с.
42. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования под ред. Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулова. – М.: Академия, 2012. – 304с.
43. Физиология человека: учебник для ВУЗов физической куль¬туры и факультетов физического воспитания пед. работников. – М. 2003. - 345с.
44. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры (опорные схемы) / К.Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 272 с.
45. Якубовский, Я. К. Спецподготовка. Стрельба из пневматического пистолета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Якубовский Я.К. – Электрон. текстовые данные. – Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2007. – 164 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25847.